Педагогический
университет "Первое сентября"
В.Г. АЛЯМОВСКАЯ
Современные подходы к оздоровлению
детей в дошкольном образовательном учреждении
Целью данного курса является оказание помощи
слушателям Педагогического университета
«Первое сентября» в рефлексии и осмыслении их
собственного опыта оздоровления детей, а также
освоение современных подходов к организации
оздоровительной деятельности в дошкольном
учреждении и формирование на этой основе
профессионального педагогического мышления.
Структурной основой курса является
преобразующий педагогический менеджмент,
который имеет прямое отношение к развитию
инновационной деятельности и способности
педагогов выстраивать оздоровительную
деятельность на основе тщательного изучения
детского контингента, условий воспитания и
образа жизни семьи, условий дошкольного
учреждения и своих собственных профессиональных
возможностей.
Курс имеет два основания – педагогическое и
медико-психологическое. По степени значимости
они фактически равнозначны. Представленные в
курсе проблемы изложены с позиций прикладной
педагогики и психологии, насыщены
педагогическим и психотехническим
инструментарием.
Лекция № 4 Оздоровительная
направленность физкультурных мероприятий
План
1. Основные подходы к обеспечению
оздоровительной направленности физического
воспитания.
2. Условия обеспечения оздоровительной
направленности физкультурных занятий.
3. Технология разработки и планирования
оздоровительных физкультурных занятий.
Литература
1. Алямовская В.Г. Как воспитать
здорового ребенка. М., 1993.
2. Алямовская В.Г. Организация
оздоровительного бега в дошкольном учреждении.
М., 1996.
3. Алямовская В.Г. Профилактика
психоэмоционального напряжения детей
средствами физического воспитания. Н.Новгород,
1999.
4. Алямовская В.Г. Ясли — это
серьезно. М., 2000.
5. Искусство быть здоровым. Сборник. М.:
Физкультура и спорт, 1984.
6. Зациорский В. Физическое воспитание
спортсмена. М., 1980.
Основные подходы к обеспечению
оздоровительной направленности физического
воспитания
Если мы спросим любого дошкольного
работника, зачем в детском саду проводятся
физкультурные занятия, спортивные праздники,
развлечения, то наверняка услышим в ответ: для
того, чтобы способствовать физическому развитию
и укреплению здоровья детей. С этим, разумеется,
спорить не приходится, но вот в том, всегда ли и
все ли физкультурные занятия действительно
«работают» на здоровье ребенка, можно и
усомниться.
В течение многих лет на семинарах по
организации оздоровительной работы в дошкольном
учреждении мы просили своих коллег ответить на
вопрос, что для здоровья и жизни человека
является самым важным. Слушатели говорили о
питании, о состоянии опорно-двигательного
аппарата, нервной системы. Многие ссылались на
экологические факторы и факторы
наследственности и т.п. Но никто ни разу не
ответил правильно. Мы не преувеличиваем. Любой,
кто был на этих семинарах в Москве, Нижнем
Новгороде или Кургане, Новом Уренгое или
Комсомольске-на-Амуре и других городах, сможет
это подтвердить. А ведь зная, что для жизни и
физического здоровья человека является самым
главным, не так уж и трудно выстроить действенную
систему физкультурно-оздоровительной работы.
Мы помним, как расстраивались коллеги
из-за своих неверных суждений, из-за того, что не
смогли правильно определить «трех китов», на
которых держатся жизнь и здоровье человека. Мы же
их успокаивали, говоря, что в свое время нас так
не учили, что методики физического воспитания,
предлагаемые для использования в дошкольном
учреждении, не были в должной мере ориентированы
на совершенствование органов и систем организма,
обеспечивающих человеку жизнь и надежную защиту
в экстремальных условиях, каковыми для
маленького человека являются болезни.
Для обеспечения здоровья, разумеется,
важно многое: и здоровый образ жизни, и
правильное, полноценное питание, и состояние
костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные
«киты», на которых держатся жизнь и здоровье
человека, это состояние сердечно-сосудистой,
дыхательной и иммунной систем организма.
Посудите сами — без пищи человек
проживет еще какое-то время, при нарушениях со
стороны опорно-двигательного аппарата он,
возможно, будет плохо передвигаться или
пользоваться инвалидной коляской, в случае
патологии нервной системы он будет жить
неполноценной жизнью, но все же — жить! А вот если
сердце не сможет работать, дыхательная система
не будет в состоянии усваивать нужное организму
количество кислорода, иммунная система окажется
не в состоянии противостоять даже одному
крохотному и не такому уж опасному при других
условиях вирусу? Мы полагаем, не нужно обладать
специальной медицинской подготовкой, чтобы
ответить на вопрос, что же тогда случится с
человеком.
Какой же вывод следует из
вышесказанного? А вывод таков: вся система
физического воспитания в дошкольном учреждении
должна быть прежде всего ориентирована на
развитие и совершенствование
сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной
систем организма. Основным же средством этого
развития являются движения.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина карнавальных костюмов «My-Karnaval.ru». В каталоге магазина большой выбор карнавальных костюмов – мужские, женские, детские, для малышей, для собак, а также аксессуары и декорации для праздников. Все костюмы высокого качества и по доступным ценам. Доставка по всей России. Доступны скидки и спецпредложения. Для выбора костюма нажмите здесь.
Может показаться, что все это для нас
не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям
следует отдать приоритеты именно в дошкольном
возрасте, каковы должны быть физические нагрузки
в каждом конкретном возрастном периоде? Знаем ли
мы, при каких условиях физкультурное занятие
можно отнести к классу оздоровительных?
Попытайтесь, не заглядывая далее в текст лекции,
ответить на эти вопросы.
Профессор И.А. Аршавский более
двадцати лет назад дал формулу важнейшего закона
развития: ведущей системой в организме ребенка
является скелетно-мышечная, а все остальные
развиваются коррелятивно, то есть в прямой
зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную
систему, мы не только делаем ребенка сильным и
ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его
сердце, легкие, все внутренние органы. Бег,
например, сразу заставляет интенсивнее работать
сердце, и объем крови, перекачиваемой им,
увеличивается в несколько раз. Естественно, что с
гораздо большим напряжением в это время работают
легкие, печень, почки, так как усиливаются
обменные процессы. Даже пищеварительная система,
отмечают исследователи, при регулярной и
оптимальной двигательной нагрузке работает,
если можно так выразиться, с лучшим КПД: пища
усваивается гораздо рациональнее и полнее,
поэтому большое количество ее становится просто
излишним. Таким образом, предупреждается и такое
грозное и распространенное теперь заболевание,
как ожирение.
Включение в интенсивную работу
скелетно-мышечной системы ведет к
совершенствованию всех органов и систем — к
созданию резервов мощности и прочности
организма, которые, в свою очередь, и определяют
меру крепости здоровья. Не зря природа
позаботилась о движении плода уже с
одиннадцатинедельного возраста, а
новорожденному дала столько возможностей
двигаться со значительным напряжением сил.
В наше время в силу разных причин
увеличивается количество физиологически
незрелых к моменту рождения детей. Именно они
растут слабыми и болезненными. Но при стимуляции
двигательной активности и расширении диапазона
условий, в которых находится ребенок, при четко
выраженной оздоровительной направленности
физкультурной деятельности его организм
способен достаточно быстро «компенсировать то,
что упущено в материнском организме», говорил
профессор И.А. Аршавский. Но важно, указывал он,
начать действовать как можно раньше, иначе может
быть поздно.
Стимулируют развитие и
совершенствование сердечно-сосудистой системы
циклические движения: ходьба, бег, плавание, езда
на велосипеде, прыжки и т.п. На это указывали Ю.Ф.
Змановский, Н.М. Амосов и другие ученые. Особое
значение Ю.Ф. Змановский придавал медленному,
или, как он его называл, оздоровительному, бегу.
Целая серия его статей в семидесятых годах ХХ
века в журнале «Дошкольное воспитание» была
посвящена именно ему. Но следует заметить, что
адресованы эти статьи были родителям, и, может
быть, поэтому воспитатели и методисты в те годы
не обратили на них должного внимания.
Детские годы необычайно важны не
только для развития основных органов и систем
организма, но также и для формирования
физического склада человека. Организм ребенка в
отличие от взрослого очень пластичен и легче
поддается воздействию, нежели организм
взрослого человека. И бегать ребенок начинает, не
спрашивая рекомендаций у специалистов. И пусть
себе бегает. Так он быстро укрепляет сердечную
мышцу, активизирует все системы своего
организма, ускоряет обменные процессы. А вот
специалисты в один голос утверждают — пока
ребенка не усадили за парту, он должен бегать
столько, сколько хочет. И ограничения, считают
они, должны быть самые минимальные — только
вызванные педагогической необходимостью, а не
излишней заботой о его здоровье. С шестилетнего
возраста день ребенка будет расписан по часам, и
никогда в жизни он уже не сможет бегать так много,
как в дошкольном возрасте.
Развитие дыхательной системы,
сущность деятельности которой заключается в
усвоении организмом кислорода воздуха, также
напрямую связано с движениями. В предыдущих
лекциях мы рассмотрели несколько определений
здоровья. Сейчас наступило время раскрыть еще
одно. Одной из наиболее удачных, открывающих
реальные перспективы для профилактической и
лечебной деятельности, для активного отношения к
проблеме здоровья, представляется концепция,
согласно которой мерилом здоровья человека
служит его аэробная производительность —
максимальное количество кислорода, которое он
способен усвоить за минуту. «Аэробная
производительность тем выше, чем выше
производительность систем внешнего дыхания
(минутный объем дыхания, максимальная легочная
вентиляция, емкость легких, скорость диффузии
газов в легких), кровообращения (минутный и
ударный объемы, частота сердечных сокращений,
скорость кровотока, системы крови (содержание
гемоглобина), тканевой утилизации кислорода,
зависящей от уровня тканевого дыхания, а также
слаженность в деятельности всех этих систем», —
пишет В.Зациорский [5].
Аэробная производительность тем
больше, чем лучше тренирован ребенок. Как
показали исследования, способность организма
усваивать кислород воздуха повышается при
регулярных физических упражнениях, но… только
на свежем воздухе! Известно, что основной метод
улучшения способностей к поглощению кислорода —
длительный равномерный (или, по Ю.Ф. Змановскому,
оздоровительный) бег. И именно в дошкольные годы
физкультурная деятельность должна быть
направлена на увеличение этих способностей. У
тренированного ребенка, как показали
многочисленные исследования, эти способности
нередко увеличиваются вдвое. Исследователи
отмечают, что у людей, регулярно занимающихся
физическими упражнениями на свежем воздухе, и в
первую очередь бегом, бесперебойно
функционирует система кровеносных сосудов,
развитые легкие и бронхи, выносливое сердце.
Особенно полезен бег на свежем воздухе
болезненным, щуплым детям. Если эти истины не
усвоят воспитатели и родители, то они не смогут
помочь своим детям и воспитанникам обрести
надежное здоровье.
С развитием аэробной
производительности напрямую связаны занятия
всем известной аэробикой. Аэробика направлена
прежде всего на предотвращение самого
распространенного недуга современности —
сердечно-сосудистых заболеваний. Аэробический —
это значит связанный с воздухом или с кислородом,
и целью аэробических упражнений является
укрепление тех органов и систем, которые
участвуют в усвоении кислорода, — легких, сердца
и кровеносных сосудов. Совершенствование их
функционирования означает улучшение
использования кислорода и обеспечивает надежное
здоровье.
Многие современные исследователи
напрямую связывают уровень физической
подготовленности со способностью организма
использовать кислород воздуха. Создатель
аэробики К.Купер, например, установил, что
удовлетворительным можно считать такой уровень
физической подготовленности, при котором
организм способен поглощать 42 миллилитра на
килограмм веса в минуту (с соответствующими
поправками на возраст и пол). Знаменитый
хирург-кардиолог Н.М. Амосов к одному из
важнейших показателей здоровья относил
жизненную емкость легких.
О том, как можно отслеживать
воздействие физических упражнений на состояние
здоровья детей и на какие основные показатели
здоровья следует при этом опираться, мы
расскажем в следующей лекции. А сейчас поговорим
о третьем «ките», на котором держится здоровье, —
об иммунной системе.
В организме матери плод находится в
стерильных условиях. Новорожденный же сразу
попадает в мир, наполненный микроорганизмами.
Одни из них полезны ребенку, другие нейтральны, а
третьи представляют серьезную опасность. И он
готов к такой встрече: сначала с помощью защитных
сил, переданных ему матерью, затем благодаря
материнскому молоку быстро вырабатывает свой
иммунитет.
Система иммунобиологической защиты
достаточно сложная, но и она связана с
движениями. Это движения особого рода. Они
происходят благодаря деятельности
терморегуляционного аппарата. Вынули малыша из
пеленок — тепловой комфорт малыша нарушился,
кровь от внутренних органов начала интенсивно
приливать к кожным покровам, чтобы он не замерз.
Закутали ребенка, кровь вновь отхлынула к
внутренним органам. Другими словами,
деятельность терморегуляционного аппарата —
это движение внутри организма, движение на
клеточном уровне. Но, как показали исследования,
включение терморегуляционного аппарата
автоматически приводит к включению системы
иммунной защиты. И чем чаще он включается, тем
интенсивнее «тренируется» система иммунной
защиты, совершенствуя свои качества.
Можно бегать на свежем воздухе,
заниматься плаванием, обливаться прохладной
водой или загорать на солнце, но при этом
серьезных положительных сдвигов в отношении
укрепления здоровья не только не иметь, а,
напротив, ухудшить его показатели. Это
происходит в том случае, если не соблюдается
определенный минимум нагрузок и они нерегулярны.
Н.М. Амосов говорил, что «нельзя обрести здоровье,
сделав 10—12 упражнений, или пройти пешком
километр за 20 минут».
Суть оздоровительных физических
упражнений заключается в наращивании резервных
мощностей организма. Дело в том, что основным
«строительным материалом» в организме является
белок. При различной деятельности, будь она
интеллектуальной или физической, он,
естественно, расходуется и организму требуется
его пополнение.
Представим теперь, что наш организм —
это заботливый хозяин, а белок — картошка,
которую он запасает на зиму. Заготовил он мешок
картошки, а его быстро съели, не хватило на зиму.
«Эге, — думает он, — не хватило», и запасает на
следующую зиму два мешка. Опять быстро съели
картошку, тогда он заготавливает уже не два
мешка, а четыре. Надеемся, что вы уловили смысл и
поняли, что в случае интенсивного и регулярного
использования нашего основного строительного
материала — белка, его запасы организм пополняет
в геометрической прогрессии.
Но вот домочадцы картошку есть
перестали, наскучила она им. Как вы думаете, что
делает наш хозяин? Запасает на следующую зиму
только три или два мешка? Ничего подобного. Он
заготавливает всего один мешок. Домочадцы вновь
стали есть картошку, а ее не хватает. Беда. В семье
ссоры, обиды, дележ, кому больше досталось. Ну, а
если серьезно, то организм испытывает
физиологический стресс. Нерегулярность
физкультурных занятий, неточность дозировки
физических нагрузок приводит к разрушению
здоровья детей, и вопрос о том, как часто и как
интенсивно должен заниматься физкультурой
ребенок дошкольного возраста, является очень
важным.
|