Педагогический
университет "Первое сентября"
Е.Е. КРАВЦОВА
Психологические основы дошкольного
воспитания
В курсе «Психологические основы дошкольного
воспитания» читателям предстоит познакомиться с
психологическими понятиями, являющимися
ключевыми для дошкольной педагогики, научиться
определять разные с точки зрения психологии
аспекты воспитания дошколят, попробовать
отыскать решения наиболее типичных и часто
встречающихся на практике проблем маленьких
детей. Опирается этот курс на два неизменных
постулата. Первый: обучение должно вести за собой
развитие. Второй: то, что ребенок может сделать
сегодня с помощью взрослого, завтра он сделает
самостоятельно.
Это своеобразное введение в возрастную и
педагогическую психологию, без знания которой
работа с детьми оказывается малоэффективной.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Лекция № 4
Воображение как центральное психологическое
новообразование детей дошкольного возраста
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и
творчество в детском возрасте.
2. Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.:
Просвещение, 1996.
Мы с вами поставили перед собой задачу
выяснить, что должно лежать в основе
педагогической деятельности, направленной на
развитие детей дошкольного возраста, и выяснили,
что дошкольный возраст, как и другие возраста,
имеет специфические характеристики, связанные с социальной
ситуацией развития ребенка данного возраста, с
центральной психической функцией возраста, с
определенным центральным психологическим
новообразованием и с определенной ведущей
деятельностью.
На прошлых лекциях мы узнали, что
составляет содержание социальной ситуации
развития в дошкольном возрасте, и определили
ведущую роль семьи в развитии дошкольника.
Сегодняшняя лекция посвящена центральному
психологическому новообразованию дошкольного
возрастного периода.
Нет надобности доказывать, что
дошкольники фантазеры и что особую роль в их
развитии играет воображение. В то же время
вынесенное в заголовок данной лекции
воображение в качестве центрального
новообразования дошкольного периода развития
нуждается в специальном комментарии.
Во-первых, необходимо разобраться, что
такое центральное психологическое
новообразование возраста. Немного
переформулировав мысль Л.С. Выготского, можно
сказать так: «Центральное психологическое
новообразование — это то, в чем в самом
обобщенном и концентрированном виде воплощаются
особенности того или иного возрастного периода».
Проиллюстрировать этот тезис можно с помощью
довольно простого примера.
Представьте себе, что на сцене идет
спектакль. Декорации в этом спектакле
практически не меняются. Но режиссеру надо
показать: сейчас раннее утро. Создается
определенная подсветка, и возникает ощущение
раннего утра. Затем освещение меняется, и на
сцене — полдень. Декорации те же самые, но
смотрятся по-другому. И какие-то темные углы,
которые были не заметны в освещении раннего утра
или позднего вечера, в полдневном свете начинают
высвечиваться.
По аналогии с театральным светом,
центральное психологическое новообразование
«освещает» определенный период развития. Дети,
несмотря на свой возраст, каким-то образом
общаются, как-то действуют с предметами, чему-то
учатся и т.п. Однако в каждом психологическом
возрасте это происходит по-разному. Такие
отличия одного возрастного периода от другого и
составляют сущность психического развития и
особенности психологического возраста. Именно
поэтому говорить об основах психического
развития ребенка вне контекста центрального
психологического новообразования невозможно.
Что является центральным
новообразованием у детей дошкольного возраста?
Воображение. Но если мы проанализируем
действующие в дошкольном образовании программы,
возникнет ощущение полнейшей катастрофы. Потому
что в 99% этих образовательных программ вы найдете
рекомендации по поводу развития чего угодно,
кроме воображения. Про эмоциональное развитие
тоже написано не очень много, но все-таки есть. А с
воображением дело обстоит очень туго.
Воображение как-то уводит ситуацию в сторону,
путает все карты разработчиков. И оказывается,
что в нашей практике дошкольный возраст по
преимуществу освещен совсем не тем светом,
которым требуется. Нам нужно показать утро, а мы
показываем вечер.
Почему о воображении так сложно
говорить? Почему ему не отводится места в
программах дошкольного образования? Потому что
развивать воображение чрезвычайно трудно.
Воображению невозможно учить так же, как мы
обучаем детей складывать числа или узнавать
буквы.
Кроме того, в силу целого ряда причин
воспитатели сами часто демонстрируют не очень
высокий уровень воображения. Причем этим
недостатком страдают педагоги в самых разных
странах. В свое время я обучала педагогов Кубы и
Монголии работать по программе «Золотой ключик».
Воображение в этой программе — ключевой момент
педагогической деятельности. Пока я читала
лекции, все сидели и кивали головами, с радостью
соглашаясь с изложенными принципами. В конце
курса у нас было итоговое занятие. Нужно было
смоделировать ситуацию работы с детьми —
отправиться в «путешествие» на стройку и потом
передать свои переживания в рисунке. И вот
взрослые посетили стройку (в Улан-Баторе тогда
много строили), пришли «домой», взяли листы
бумаги определенного размера и стали все как
один рисовать кирпич — с полной уверенностью в
том, что именно этого требовала программа. Это к
слову о воображении взрослых. Это не вина. Это
беда. Причем беда не только педагогов, но и
родителей. Надо серьезно думать, что и как с этим
можно сделать, потому что взрослый с неразвитым
воображением и бедной эмоциональностью не может
развивать воображение ребенка.
Что же собой представляет воображение
как центральное новообразование дошкольного
возраста? Во-первых, воображение появляется на
арене психического развития в качестве
самостоятельной психической функции лишь в
дошкольном возрасте. До возникновения этого
периода развития (а именно, до кризиса трех лет)
воображение включено в другие психические
функции и процессы.
Появление воображения в качестве
самостоятельной психической функции означает,
что для ребенка становится понятной и адекватной
задача что-то вообразить. Конечно, принятие этой
задачи происходит не сразу и не вдруг, а
подготавливается целым рядом изменений,
происходящих с ребенком в раннем или
преддошкольном возрасте, а также в процессе
кризиса трех лет. Однако принципиальное отличие
ребенка дошкольного возраста от малыша раннего
периода развития состоит в том, что он может, по
словам Л.С. Выготского, привносить новое «в самое
течение наших впечатлений и в изменение этих
впечатлений так, что в результате возникает
некоторый новый, раньше не существовавший
образ…». То есть ребенок дошкольного возраста
умеет создавать воображаемую ситуацию.
Во-вторых, воображение позволяет, по
словам В.В. Давыдова, видеть «целое раньше
частей». А целое непосредственно связано с
контекстом (смысловым полем) предмета или
явления. Например, ребенок в палочке в одном
случае «видит» вилку, с помощью которой он будет
кушать, а в другом — градусник, с помощью
которого можно померить температуру больному. В
этих случаях палочка остается неизменной
(вернее, ее физические характеристики). Меняется
смысл ситуаций, в которых ребенок воспринимает
эту палочку.
В-третьих, воображение создает основу
для того, чтобы ребенок переносил функции с
одного предмета на другой, который этими
функциями не располагает (В.В. Давыдов). войдет в
арсенал воображения ребенка, если, придя с
прогулки, папа расскажет о событии, а затем и
бабушке с дедушкой. Что дает такая рефлексия
взрослого воображению малыша? Прежде всего
умение посмотреть на события и на себя со
стороны. Во-вторых, умение акцентировать свое
внимание на определенных эпизодах. В-третьих,
умение запомнить тот или иной случай. Наконец, в
четвертых, — «видеть целое раньше частей». Это
означает, что ребенок учится обобщать ситуации и,
в следующий раз встретив на прогулке другую
собаку, он сумеет вообразить, как можно было бы
«подружиться» с новым животным.
Что представляют собой дошкольники,
находящиеся на втором уровне развития
воображения? Как уже указывалось, они мало
зависимы от окружающей предметной среды. Вместе
с тем они сильно зависят от своего опыта. К
примеру, ребенок, который должен был по фрагменту
определить содержание картинки, говорит, что это
«кусочек от слоненка». При этом его аргументы
таковы: «Я был с папой в зоопарке, а слоновник был
закрыт. Папа поднял меня, и я посмотрел в дырочку
в заборе. Там я увидел вот такое!» — и ребенок
демонстрирует кусочек картинки.
Еще четче зависимость воображения от
прошлого опыта можно увидеть на примере задания,
где ребенку нужно разместить нарисованных
персонажей на необычные для них места на
картинке и объяснить, почему он так сделал.
Ребенок со вторым уровнем развития воображения
не умеет объяснять свои действия «волшебными»
или «фантастическими» причинами. То есть не
умеет придумывать. Он помещает собаку в пруд и
весело рассказывает: он видел, как летом в речке
купали собаку. Или «сажает» кошку в коляску,
вспоминая, что ему читали книжку
«Усатый-полосатый». Там девочка играла с
котенком, как с куклой.
Третий уровень развития воображения
предполагает, что воображение ребенка
определяется лишь его собственной внутренней
позицией. Соответственно, он перестает быть
зависимым и от предметной среды, и от прошлого
опыта. Он свободно придумывает ситуации,
свободно придумывает объяснение действиям
персонажей своей игры.
Однако выдвижение на первый план
внутренней позиции не означает, что ребенок не
нуждается в условиях для развития и реализации
воображения. И тут существует ряд серьезных
проблем. Третьим уровнем воображения, как
правило, обладают дети старшего дошкольного
возраста. Для «работы» воображения им необходимо
время. Но именно в этом возрасте детей начинают
учить. И время, предназначенное для воображения,
для его развития, отнимается у ребенка на
специально организованные учебные занятия.
У многих шестилеток психологи
диагностируют низкий уровень воображения в
первую очередь потому, что вся их энергия, все их
силы посвящены несвойственной им учебной
деятельности, в которой дошкольному воображению
практически нет места.
В чем нуждаются дети с третьим уровнем
воображения, так это в специальных заданиях, где
надо что-то придумать. Задания могут быть самого
разного характера: придумывание сказочных
сюжетов, игр, загадок, новых конструкций… При
выполнении заданий ребенку обязательно нужен
взрослый партнер, который в одном случае поможет
справиться с заданием, а в другом станет для
малыша доброжелательным зрителем.
Дети с третьим уровнем воображения
отличаются хорошо развитой речью, интересными
«гипотезами», самостоятельно созданными
«теориями». Как подчеркивает Л.С. Выготский,
именно это обеспечивает ребенку готовность к
школьному обучению, так как понять чужую теорию
может тот, кто уже создал свою.
Если ребенку ставят диагноз «Задержка
речевого развития», это обычно указывает на то,
что у такого ребенка неразвитое воображение.
Вспомните, что писал Л.С. Выготский: «Первое слово
— уже воображение».
Как ребенок учится составлять рассказ?
Только воображая какую-нибудь ситуацию. Вот мы
сидим с ребенком, и я рисую что-нибудь самое
простое, что все умеют и что ребенку не трудно
повторить. Простое и неконкретное. Например,
квадратик или кружок. Рисую и говорю: «Это у меня
домик (норка). А у тебя что?» Ребенок тоже
нарисовал квадратик или кружок. И у него этот
квадратик будет изображать машину. А в следующий
раз квадратик будет паровозиком. Я говорю: «В
моем домике живет гномик. А кто в твоем
паровозике едет? Куда? Зачем?» И вот ребенок мне
отвечает, придумывая ситуацию, разворачивая ее,
связывая события в целое. Что это, если не
рассказ? На чем он базируется? На воображении. Без
воображения построить связную речь невозможно.
Учителя начальной школы жалуются, что у детей
невозможно развивать письменную речь: она не
складывается, несмотря на все их усилия. И это
понятно. Как у ребенка может складываться
письменная речь, если не сложилась устная? А
устная речь не сложилась, потому что мы привыкли
понимать под ее развитием заучивание текстов на
память. Важно же, чтобы ребенок придумывал тексты
сам: то есть придумывал ситуации. И было бы
правильным, если бы взрослые помогали ребенку
эти тексты записывать, оформлять в книжки. Пусть
малыш потом выучит свой собственный рассказ или
сказку и расскажет ее в группе. Пусть его книжка
потом будет выставлена на книжной ярмарке. Из
этой ситуации можно извлечь много разного
воспитательного смысла — от развития речи до
самореализации в детской группе, от совместной
деятельности со взрослым до лишнего
подтверждения родительской любви и гордости за
ребеночка.
Последний вопрос, на котором мы бы
хотели остановиться в данной лекции, связан с
видами воображения. Экспериментальные
исследования воображения в дошкольном возрасте
позволяют выделить два его вида — смысловое и
конструктивное. Смысловое воображение имеет
своим источником личностные особенности
ребенка. Захочет ребенок — и Баба Яга будет
страшной и злой, а захочет сделать по-другому — и
Баба Яга будет старой, больной и несчастной: ей
даже чашку чаю некому налить. Это игровое
воображение помогает ребенку осмысливать и
переосмысливать как отдельные предметы, так и
целостные ситуации.
Наряду со смысловым существует конструктивное
воображение, которое в учебниках часто называют
«воссоздающим». Оно также определяется
внутренней позицией ребенка, однако эта позиция
должна быть непременно соотнесена с реальной
предметной действительностью. Например, в
смысловом воображении дом может быть меньше
куклы, которая в нем живет, а в конструктивном
воображении так быть не может. И нарисованный
квадрат нельзя превратить в треугольник. Для
этого надо что-то другое нарисовать.
Воссоздающее воображение связывает образы,
создаваемые ребенком, с реальностью. Это очень
важное умение, которое позволяет малышу
использовать в игре предметы-заместители. Стол
при желании можно превратить в кровать — если на
него лечь или уложить куклу. А табуретку или
чурбачок можно приспособить под столик. Но при
этом ребенок, приспосабливая
предмет-заместитель для игры, ориентируется на
некоторые его «формальные» свойства,
позволяющие провести аналогию между ним и
действительным атрибутом, который заместитель
призван изображать в игре. Однако заместитель
хорош своей полифункциональностью, отсутствием
закрепленного за ним значения, способностью
сегодня быть столом, завтра — кроватью, а
послезавтра — башней.
Заместитель обладает теми свойствами,
которых, как правило, лишены современные
«модные» конструкторы — с приложенными к ним
четкими инструкциями по использованию деталей.
Много лет назад Николай Николаевич
Поддъяков, в течение многих лет заведовавший
Институтом дошкольного воспитания, провел очень
любопытное исследование, связанное с детскими
конструкторами. Детям двух групп предлагался
один и тот же набор конструктора. Но в одной
группе дети вместе с конструктором получали
схемы и картинки, а в другой — просто детали.
Через некоторое время, когда дети с
конструктором наигрались, им предложили новое
задание. В обеих группах нужно было что-то
сделать и по картинке, и по «собственному
желанию». Так вот: дети первой группы по
инструкции действовали замечательно, но сами
что-либо придумать из деталей конструктора
затруднялись. А дети второй группы, изначально
работавшие без инструкций, справлялись и с
заданием по картинке, и с заданием без картинки. О
чем это свидетельствует? О том, что период
свободного экспериментирования с деталями дал
толчок для развития воображения детей. А вот
выполнение заданий соответственно инструкции
такой возможности воображению не предоставляет.
Недавно я общалась с одним
замечательным мальчиком девяти лет, обожающим
конструктор «Лего». Сейчас наборы «Лего»
пронумерованы: из набора под номером 3 можно
сделать машинку, из набора под номером 7 —
парусник. А у мальчика был набор, из которого
можно было сделать самолет. Самолет был
нарисован на картинке. Я спрашиваю: «А еще
что-нибудь, кроме самолета, из этих деталей можно
сделать?» — «Нет, нельзя!» — «Ну, хочешь, я тебе
домик из них сделаю?» Взяла и собрала домик —
вполне симпатичный. Мальчик стал обиженно
возражать: «Это неправильный домик, потому что на
картинке нарисован самолет. Значит, нужно делать
самолет!» Пространство для развития воображения
у этого ребенка резко сужено, и в будущем это
будет сильно ограничивать его возможности.
Конструктивное (воссоздающее)
воображение помогает ребенку включать
воображение не только в игру, но и в другие виды
деятельности. Например, читая или слушая какую-то
задачу, ребенок с развитым конструктивным
воображением сконструирует ее в виде модели,
схемы или просто картинки, и тогда ее решение не
отнимет у него много сил и времени.
Итак, воображение возникает как
самостоятельная психическая функция в начале
дошкольного периода развития. По мере взросления
ребенок овладевает разными видами воображения и
научается произвольно им пользоваться. Вместе с
тем в начале лекции, говоря о том, что воображение
является центральным психологическим
новообразованием дошкольного возраста, мы
подчеркивали его роль в целостном развитии
дошкольника. В наибольшей степени эта касается
эмоций ребенка, которым будет посвящена
следующая лекция.
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте предметную среду
вашей группы. Какие предметы, используемые
детьми в игре, тут преобладают: покупные игрушки?
Самодельные игрушки? Многофункциональные
предметы? Запишите свои наблюдения в дневник.
Нуждается ли в изменениях предметная среда вашей
группы с точки зрения задачи развития
воображения детей?
2. Кто из ваших воспитанников обладает третьим
уровнем воображения? Вторым? Первым? На основании
чего вы можете сделать такое заключение?
Запишите свои наблюдения в дневник (два-три
примера).
|