Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2004

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Движение — для зрения

Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения

Человек рождается и познает окружающий мир. Важнейшую роль в этом процессе играет зрение. Но, к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Как правило, это близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие.

Город Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа находится в условиях Крайнего Севера. Низкие температуры, резкие перепады атмосферного давления, короткая продолжительность светового дня в холодный период года, который длится до восьми месяцев, оказывают пагубное влияние на состояние здоровья детей.

Статистика по городу Новый Уренгой показывает, что за последние три года увеличивается количество зрительных (с 19% до 22%) нарушений у детей дошкольного возраста. Проблемы детей с нарушением зрения решает наше ДОУ «Детский сад компенсирующего вида “Ручеек”», который в 2000 году получил этот статус на основании экспертизы на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. Задачей нашего коллектива является внедрение в систему образования специальных организованных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения и адаптации к социальным требованиям общества в условиях ДОУ. Одно из направлений работы — коррекционно-оздоровительное обеспечение физического и нервно-психического здоровья детей.

Развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно. Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Снижение двигательной активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипнообразные движения (потряхивание рук перед глазами, похлопывание и др.).

Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются групповые и индивидуальные занятия по развитию у детей с нарушением зрения навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.

Опираясь на данные тифлопедагогических исследований (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян и др.), занятия проводятся с учетом требования к организации серии заданий и игровых упражнений на развитие глазодвигательных функций и формирование пространственных ориентировок.

При организации занятий нами были учтены и использованы рекомендации Л.С. Сековец, 2001; М.А. Мишина, 2002; Л.Н. Ростомашвили, 2001; Г.Г. Демирчоглян, 2002 по оформлению структуры, характеристики, исходного положения, а также предлагаемая ими классификация упражнений по координации движений рук и ног.

Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений (гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки, гимнастические доски, скамейки и др.) должно иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки или полоски диаметром от 3 до 5 см. Применяются пособия со специальными разметками для сосредоточения на предмете, прослеживание действия, его точного воспроизведения, зрительного анализа и контроля.

С помощью специальных разметок дети свободнее ориентируются при выполнении заданий (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, определяют место для прыжков).

Заметно расширить арсенал физкультурных упражнений для воздействия на различные группы мышц, а также развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки и зрительных функций поможет простое пособие — гимнастический каток. Данное пособие рекомендовано к применению учителем-дефектологом, преподавателем по физической культуре, методистом по физическому воспитанию детей с нарушением зрения г. Москвы М.А. Мишиным.

Упражнение 1 «Змея»

Из исходного положения, стоя на коленях в упоре на руки (каток), прокатывая каток вперед, плавно лечь на живот. Затем в обратном порядке, вернуться в исходное положение. Переход в положение лежа должен проходить плавно.

Упражнение 2 «Волны»

Упражнение аналогично первому, здесь упор делается на ноги. Из положения сидя с опорой на руки, продвинуть ноги вперед и в обратном порядке вернуться в исходное положение.

Упражнение 3

Исходное положение: сидя ноги врозь, каток в руках впереди на полу. Выполняется наклон вперед с одновременным прокатыванием катка и в обратном порядке в исходное положение.

Упражнение 4 «Радуга»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, каток в правой руке. Правой рукой поднять каток и передать в левую руку над головой, отвести руку в сторону.

Следует отметить, что при выполнении этих упражнений взгляд постоянно прослеживает движение катка, что приводит к зрительному утомлению.

Глаз же обладает хорошим зрением только тогда, когда он находится в состоянии абсолютного покоя, поэтому после проведения физкультурного занятия необходимо расслабление зрительного анализатора. Одним из наиболее эффективных методов воздействия на зрительный анализатор является система тренингов на расслабление глазодвигательных мышц (пальминг). Она проста и неутомительна. Описанное ниже упражнение полезно для всех людей с нарушением зрения. Базовое упражнение на расслабление нужно выполнять, независимо от того, каким заболеванием глаз страдает ребенок. Упражнение выполняется под присмотром взрослого. Пальминг следует выполнять регулярно, понемногу, но часто: 20—30 секунд ежедневно утром, днем и вечером.

Разотрите хорошенько ладони рук друг о друга до ощущения тепла. Во время трения следите за тем, чтобы одна ладонь перемещалась относительно другой не более чем от центра до кончиков пальцев без отрыва друг от друга. Плотно сомкнутые ладони подтяните вверх до уровня глаз. Затем разомкните ладони и накройте ими глаза. Горячие от трения ладони осторожно прижмите к глазам и отпустите. Повторите это 8 раз.

Опыт работы нашего учреждения показывает, что в процессе физического воспитания возможны коррекция недостатков физического развития и активизация зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.

Елена ХАН,
заместитель заведующего по ВМР,
Наталья ПОЛЯКОВСКАЯ,
инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад “Ручеек”»,
г. Новый Уренгой, ЯНАО

 

Рейтинг@Mail.ru