Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2004

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Давайте жить по-английски

В сознании людей, интересующихся вопросами воспитания, с каждым годом все яснее выступает вполне верная мысль о том, что современное воспитание, хотя в принципе высоко ценит физическую сторону воспитательного дела, на практике ничего не делает для осуществления своих идеалов.

Во всех государствах Европы, за исключением Англии, интеллигентное общество живет нездоровой жизнью.

Этим объясняется, что время от времени поднимаются преждевременные толки о вырождении, о том, что культурные народы Европы фатальным образом идут навстречу физической дряхлости. Эта странная проповедь находит внимательных слушателей в русском обществе. Но справедлива ли эта теория?

Честь и слава британской нации, которая в настоящее время дает неопровержимое доказательство того, что в организме европейских народов еще много молодой силы.

«На протяжении страны везде можно найти много обширных площадок или полянок, предназначенных для национальных английских игр, каковы: крокет, крикет, теннис, ножной мяч и т.п. На каждой речке встречается много лодок и яхт, предназначенных для прогулок по окрестностям, для упражнения в гребле и гонок. Благодаря этому они достигли даже изменения типа. Пятьдесят лет тому назад английский народ был толстый, неповоротливый, славился своей грубостью и предавался во всех классах общества излишествам стола и кабака. А в настоящее время атлетизм вошел в моду. Современный англичанин весь в мускулах. Только, как редкое исключение, где-нибудь в глухой провинции можно встретить англичанина перекормленного, заплывшего жиром, склонного к апоплексическому удару. Физические упражнения уничтожили склонность к излишествам в пище и в питье. Национальные английские игры на свежем воздухе, требующие большой траты физической энергии, — превосходные средства для того, чтобы уничтожить вредные вещества, накопившиеся в организме вследствие сидячей жизни. Эти игры составляют также превосходную школу хладнокровия и дисциплины, поэтому англичане за них держатся.

А у нас, к сожалению, бойкие и шумные игры на свежем воздухе считаются почти неприличными для молодежи. Наши классики и реалисты* шалят и играют только в младших классах. С 15 лет у них являются недетские интересы, в лучшем случае учебно-литературного характера, в худшем — слишком делового и практического. Русская молодость слишком коротка: к 20 годам молодые люди становятся так солидны, так тяжелы на подъем, что их можно обидеть, если предложить игру на открытом воздухе.

Англичане попробовали изменить общепринятые взгляды на эту сторону дела и остались в огромном выигрыше. Можно думать, что их блестящий успех соблазнит наконец всех, желающих сделать физические органы человека орудием его воли, поработить тело духу и разбудить в человеке инстинкты и привычки молодости и силы.

* Учащиеся классических гимназий и реальных училищ.

По материалам педагогического издания «На помощь матерям» № 9, 1894 г.

Рейтинг@Mail.ru