Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Положительное влияние правильно дозированных физических нагрузок на организм человека длится в течение 48 часов. За это время организм не только восстанавливает потраченный на них «строительный материал», но и создает дополнительные резервы для следующей тренировки. Так постепенно шаг за шагом улучшаются показатели здоровья за счет возрастания резервных мощностей организма. Но если через 48 часов тренировка не повторилась, то организм входит в состояние физиологического стресса, и показатели здоровья вновь возвращаются к исходному уровню или даже ниже их. Поэтому крайне важно правильно планировать физические нагрузки, как в течение недели, так и в течение месяца. В основе этого планирования лежат физиологические закономерности восстановительных процессов. После любой мышечной деятельности вначале наблюдается фаза понижения работоспособности, а затем достижение исходной и выше исходной. Этот момент наиболее благоприятен для повторной физической нагрузки. В соответствии с этим выстраиваются микроциклы (недельные нагрузки) и макроциклы (нагрузки в течение месяца) физкультурной деятельности.

Основным принципом построения недельного цикла является чередование больших, средних и малых тренировочных нагрузок. Это обеспечивает лучший оздоровительный эффект и лучшее восстановление. Нагрузки чередуются не только по объему, но и по интенсивности. Характер чередования нагрузок по интенсивности отражает общий принцип проведения занятий оздоровительной направленности. Это означает, что на одном занятии нагрузка дается преимущественно на какую-то одну систему (системы), тогда как другие в это время отдыхают. Это увеличивает сроки отдыха тех систем, которые были нагружены на предыдущем занятии, и способствует их более быстрому восстановлению. Так, например, нагрузка аэробного характера, направленная на развитие общей выносливости (так называемые «занятия-тренировки»), сопровождается большими энергозатратами с обеднением углеводных ресурсов, которые восстанавливаются не раньше, чем через неделю. Однако уже через 48 часов может быть проведено занятие смешанного характера при средней частоте сердечных сокращений для детей 5—6 лет, например, 140—150 ударов в минуту со значительно меньшим расходом энергии.

Составляя микро- и макроцикл деятельности, следует помнить, что физическое воспитание — это не только нагрузка, но и отдых, вернее, чередование нагрузки и отдыха. И об этой его части — отдыхе — часто забывают. А ведь именно в это время протекают процессы по перестройке и реконструкции организма, обеспечивающие развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем. Если отдых недостаточен или неполноценен, эти процессы нарушаются. Режим отдыха должен быть включен в схему микроцикла так же, как и расписание занятий. Не случайно в предыдущей лекции мы уделили особое внимание организации сна детей, а в других подробнее остановимся на организации релаксационных пауз во время физкультурных занятий.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие педагогические выводы:

Система физического воспитания должна быть ориентирована на:

1) Повышение резервов сердечно-сосудистой системы. Оно происходит при условии, что не менее 60% движений, составляющих содержание физкультурного занятия, являются циклическими.
2) Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
3) Органическое сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты.
4) Регулярность физических нагрузок, способствующих нарастанию резервных мощностей организма ребенка.

Условия обеспечения оздоровительной направленности физкультурных занятий

Условие первое

Двигательные нагрузки на физкультурном занятии должны быть строго дозированы по частоте сердечных сокращений (ЧСС). В качестве основного принципа их организации должен быть провозглашен лозунг «Только аэробика!». Это означает, что занятие должно быть полностью аэробным, со стопроцентным обеспечением организма кислородом. Образование кислородной задолженности при физических упражнениях у детей недопустимо: оно может привести к опасным последствиям для растущего организма.

Исследователями выделяются три различных тренировочных режима: аэробный, смешанный (аэробно-анаэробный) и анаэробный.

Занятия со средней ЧСС 130—140 ударов в минуту у детей 3—4 лет и 140—150 ударов в минуту у детей 5—6 лет являются полностью аэробными. Кислородный долг при этом не образуется, так как организм активно усваивает кислород воздуха. При таком режиме двигательной деятельности развиваются аэробные возможности организма, показателем которых является максимальная величина кислорода, которую организм может усвоить за одну минуту. Аэробные возможности являются физиологической основой общей выносливости и физической работоспособности.

Если средняя ЧСС на физкультурном занятии составляет 150—160 ударов в минуту, то организм детей работает в смешанном, аэробно-анаэробном режиме. В этом случае образуется небольшой кислородный долг, потому что обеспечение энергозатрат в организме происходит за счет выделения кислорода внутренними органами и тканями.

Занятия со средней ЧСС свыше 160—170 ударов в минуту являются анаэробными. Энергообеспечение организма при этом полностью переходит на бескислородный путь и образуется большой кислородный долг.

Дети дошкольного возраста должны заниматься только в аэробном режиме. Занятия в смешенном тренировочном режиме допустимы в небольших количествах для физически крепких детей, с оптимальными показателями уровня развития физических качеств и только под контролем врача.

Условие второе

После интенсивных или длительных движений (например, комплекс общеразвивающих упражнений) в занятии должны быть предусмотрены паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию. И только после того, как пульс вернется к норме, можно предложить детям следующий вид упражнений. Это предотвратит опасность работы организма в анаэробном режиме.

Условие третье

Две трети движений, составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, должны быть циклического характера, поскольку именно они «тренируют» сердечно-сосудистую систему. Предпочтительнее всего такие движения, как ходьба и бег, так как для их организации особых условий не требуется. При наличии в дошкольном учреждении бассейна, велотрека, лыжни его возможности в укреплении здоровья детей существенно обогащаются.

Условие четвертое

Органичной частью содержания оздоровительного физкультурного занятия должны стать закаливающие процедуры. Во время такого занятия дети должны принимать воздушные ванны, ходить босиком по мокрым дорожкам и т.п., в зависимости от возможностей дошкольного учреждения и рекомендаций врача. Но в любом случае физкультурные занятия должны заканчиваться водными процедурами. Дети могут обтереться влажным полотенцем, обмыть под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности, принять душ. Не имеет значения, теплая будет вода или холодная. Важно смыть испарину, которая при правильно подобранных нагрузках обязательно выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Организм как бы выталкивает их наружу. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.

Условие пятое

В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или рекомендованные врачом комплексы лечебных дыхательных упражнений. Не следует увлекаться гимнастиками Стрельниковой, Бутейко и т.д. Для их проведения нужны профессионально подготовленные специалисты-медики. Кроме того, дети могут выполнять такие упражнения только под контролем врача, ибо самодеятельность воспитателей в таком случае может привести к тому, что работа дыхательной системы ребенка будет нарушена. Важно научить детей основным способам дыхания: свободному (без фиксации вдоха и выдоха), регулированному (с фиксацией вдоха и выдоха), поверхностному (носиком, как собачки), грудному дыханию, дыханию животом, смешанному, задержке дыхания.

Учить детей правильному дыханию следует исподволь и весело. С этой целью можно использовать различные вспомогательные приспособления: шарики, пушинки, свистки и т.п. В этом случае дети быстрее приобретают требуемые навыки.

Условие шестое

Упражнения, развивающие координационные механизмы нервной системы, способствующие психомоторному развитию детей, являются обязательным компонентом оздоровительного физкультурного занятия. К ним относятся упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки по воображаемой прямой и др.

Условие седьмое

В определенный момент занятия дети должны получить эмоциональную разрядку. Для этого нужно рассмешить их, поднять им настроение. Дети всегда ведут себя шумно во время подвижных игр, кричат, радуются свободе движений. Но при этом они эмоционально заряжаются, а следовательно, испытывают (иногда большое) напряжение. Например, они волнуются, что будут пойманными «хитрой лисой». Поэтому требуется создавать ситуации, способствующие эмоциональной разрядке, но снижающие двигательную активность детей. Такую эмоциональную разрядку дети могут получить, например, во время свободной двигательной деятельности детей на физкультурном занятии. Отличной эмоциональной разрядкой являются специальные оздоровительные игры. Эмоциональная разрядка позволяет детям сбросить накопившееся физическое и психическое напряжение. Кроме того, исследованиями установлено, что во время эмоциональной разрядки повышается способность организма к усвоению кислорода. Другими словами, эмоциональная разрядка дает двойной оздоровительный эффект.

В заключение этой части лекции следует сказать о том, что только при соблюдении всех вышеуказанных условий физкультурное занятие является оздоровительным.

Технология разработки оздоровительных физкультурных занятий

При разработке оздоровительных физкультурных занятий следует ориентироваться на допустимые колебания частоты сердечных сокращений детей 5—6 лет при выполнении различных физических упражнений, которые приведены в табл. 1.

Таблица 1

Колебания частоты сердечных сокращений при различных физических упражнениях у детей

Примечание: Данная ЧСС достигается в конце первой, начале второй минуты и сохраняется на протяжении всего времени выполнения упражнения. Средний уровень ЧСС для детей 5—6 лет на занятии не должен превышать 140—150 ударов в минуту. Для детей 3—4 лет все показатели снижаются на 10 единиц. Соотношение различных по характеру и интенсивности нагрузок в течение занятия должно быть следующим: малой интенсивности — 10—15%; средней — 65—75%; большой —
15—20%.

При разработке оздоровительных физкультурных занятий следует ориентироваться на исходные пульсовые данные, коэффициент выносливости (КВ), жизненный индекс (ЖИ) детей.

Коэффициент выносливости рассчитывается по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

— где П — пульс, ПД — пульсовое давление.

Пульсовое давление рассчитывается по показателям артериального давления. Разница между его верхней и нижней границами и будет показателем пульсового давления.

По мере развития выносливости показатели ее коэффициента снижаются. Эти показатели можно сравнить со стандартными, которые приведены в табл. 2.

Жизненный индекс ребенка определяется по формуле

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких, в мл; Р — масса тела, в кг.

Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра. Этот прибор должен быть в каждом образовательном учреждении, где беспокоятся о здоровье детей.

Читать продолжение

Рейтинг@Mail.ru