Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Таблица 2

Стандартные показатели коэффициента выносливости у детей дошкольного возраста

Показатели пульса, выносливости, жизненного индекса и другие, которые мы подробно рассмотрим в следующей лекции, позволяют определить положительный эффект физкультурных занятий в отношении здоровья детей. Он будет прежде всего заключаться в снижении пульса и частоты дыхания по отношению к исходным данным, а также сокращении времени возвращения показателей частоты пульса и дыхания к исходным данным.

Известно, что ничто так не угнетает психику детей, как однообразие. И к физкультурным занятиям, проводимым по одной и той же схеме, дети довольно быстро теряют интерес. Даже при небольших нагрузках на неинтересных детям занятиях дети быстро устают. Поэтому в системе оздоровительных занятий должны быть предусмотрены их различные варианты, например, прогулки-походы, беговые тренировки, занятия на спорткомплексах, сюжетно-игровые, танцевальные и т.п.

Практика показала, что при разработке оздоровительного физкультурного занятия удобна представленная ниже форма конспекта, в котором сначала указываются: вариант занятия (например, сюжетно-игровое); возрастная группа; развивающие и образовательные задачи; место проведения, дата проведения.

Далее можно структурировать материал в виде таблицы:

Традиционно выделяют три основные части занятия: вводную, основную и заключительную. Но при разработке оздоровительного занятия необходимо выделять каждую структурную единицу каждой его основной части. Например, во вводную часть входят разминка, подготавливающая организм ребенка к бегу, бег в медленном темпе, расслабляющая пауза. В конспекте это будет выглядеть примерно так:

Примечание: Содержание приведенной части конспекта условно и не отражает реальную специфику какого-либо возраста или варианта занятия.

Подобным образом структурируются основная и заключительная части занятия. При планировании общеразвивающих упражнений, которые дозируются общим временем выполнения всего комплекса и количеством повторений каждое, в графе «Содержание» нужно указать количество повторов каждого упражнения, в графе «Длительность» — время выполнения всего комплекса в целом, а в графе «ЧСС» — среднюю нагрузку для всего комплекса.

Далее на основании данных ЧСС и длительности каждого структурного компонента занятия следует вычертить физиологическую кривую и подсчитать среднюю ЧСС всего занятия. Если средняя ЧСС будет выше или ниже необходимых тренировочных пределов, то необходимо внести коррективы в содержание занятия.

После внесения корректив вновь вычерчивается физиологическая кривая. Другими словами, мы пытаемся, пока теоретически, разработать идеальный вариант оздоровительного физкультурного занятия с идеальной (т.е. соответствующей медицинским требованиям) физиологической кривой.

Затем разработанный вариант занятия проверяется на практике. Для этого группа детей, для которой это занятие разрабатывалось, делится на две подгруппы. По уровню физического развития, состоянию здоровья, физической подготовленности дети в каждой подгруппе должны быть примерно одинаковыми.

Вначале проводится занятие с первой подгруппой детей. У нескольких детей этой подгруппы измеряются пульсовые показатели в начале и в конце каждого упражнения, а также по окончании релаксационной паузы. По этим пульсовым данным вычерчивается фактическая физиологическая кривая, которая сопоставляется с идеальной, теоретической кривой. Это сопоставление позволяет внести дополнительные коррективы в структуру и содержание занятия. Например, увеличить или уменьшить длительность бега или темп выполнения общеразвивающих упражнений, подобрать подвижные игры с большей или меньшей нагрузкой. Образно говоря, мы примеряем сшитый нами физкультурный костюмчик на ребятишек.

После внесения необходимых изменений занятие проводится со второй подгруппой детей. Вновь снимаются пульсовые показатели, вновь вычерчивается физиологическая кривая, которая вновь сопоставляется с идеальной. Как правило, в этот раз корректив приходится вносить меньше.

Может показаться, что это трудоемкая работа. На самом деле это не так. Это настоящее творчество, где ты сам держишь все проблемы за «хвостики» и все их можешь увязать между собой. А еще — это благодарная работа. Вы работаете не с какими-то безликими, усредненными и деиндивидуализированными детьми, а с живыми, настоящими. Именно ради них, таких разных, и осуществляется эта подгонка.

Что же мы получили в результате?

А получили мы опорный конспект одного из вариантов оздоровительного физкультурного занятия. С этим конспектом воспитатель или физорг могут работать два-три месяца. Изменения могут касаться методов, оборудования и атрибутики, индивидуальной работы. Эти изменения (с указанием даты) вносятся карандашом в соответствующей графе. Поэтому такой конспект лучше составлять на двойном листе и оставлять место для внесения изменений, которые делаются в графе «Линии усложнения». Мы обратили внимание, что воспитатели чаще пользуются цветными ручками. Говорят, что так удобнее.

По истечении определенного времени (обычно через 2 месяца) делается контрольный срез пульсовых показателей. Если они по сравнению с предыдущими показателями остались без изменений, то мы продолжаем работу по этому конспекту. Если нагрузки детям даются легко, пульсовые показатели снизились, уменьшилось время восстановления пульса к исходным данным, то это говорит о том, что тренировочный эффект налицо. Тогда мы усложняем содержание этого варианта занятия: увеличиваем, например, длительность бега (но при этом сокращаем длительность разминки и она становится более интенсивной), в комплекс вводим более сложные упражнения, меняем набор и темп подвижных игр и т.д. Затем вычерчиваем физиологическую кривую, проводим с подгруппой детей занятие, сверяем полученную физиологическую кривую с идеальной, вносим коррективы в содержание занятия. Проверяем их целесообразность со второй подгруппой детей и получаем новый опорный конспект оздоровительного физкультурного занятия. Через 2—3 месяца подобным образом создается следующий конспект.

Мы выше говорили о том, что дети не терпят однообразия. Самое интересное занятие при постоянных повторах теряет для них привлекательность. Поэтому вариантов оздоровительных занятий должно быть несколько. В этом случае каждый из вариантов будет повторяться не более 2—3 раз в месяц. Если вы разработаете 6 вариантов занятий, каждый из которых будет иметь 4—5 модификаций, то получите до 30 опорных конспектов. А это уже целостная оздоровительная программа, причем тщательно «обкатанная» на практике. В последующие годы она будет лишь совершенствоваться. Реализация этой программы с другими детьми потребует соблюдения только одного условия: каждый раз нужно сверяться с пульсовыми данными детей, для которых она предназначена, чтобы убедиться, что содержание занятий соответствует их возможностям, и, если потребуется, внести необходимые коррективы. Как говорят, год на год не приходится, так и с детьми: группа может быть посильнее, чем та, на которую ориентировались при разработке занятий, или такая же, или слабее.

Основные варианты оздоровительных физкультурных занятий:

1. Занятия обычного типа, так называемый «классический вариант». Их можно найти в многочисленных методических пособиях. Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, следует вспомнить об основных требованиях, при которых занятие, несомненно, даст оздоровительный эффект. Это значит, что его лучше проводить на свежем воздухе, а если в физкультурном зале, то босиком и только в трусиках, без маечек. В его содержании должны найти место дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы. Можно в течение 5—6 минут предоставить детям возможность позаниматься на любимом спортивном оборудовании или тренажерах. Не будем перечислять, загляните лучше в начало лекции.

2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Разрабатывая подобные занятия, следует включить в их содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, водные и воздушные процедуры. И не забыть о том, что большая часть игр должна включать бег, как универсальное циклическое движение.

3. Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс. Такие хорошо обыгранные занятия очень нравятся детям. В содержание этих занятий должны быть включены разминка, привал (большая пауза, приводящая пульс детей к норме), спокойные словесные игры, пение, чаепитие. Водные процедуры после занятия обязательны.

4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку. Они имеют условное название: «Письмо позвало в дорогу». Детям приходит письмо, например, от Бабы Яги, в котором она утверждает, что дорогу в ее избушку дети найти не смогут, преодолеть препятствия не смогут и т.п. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. К письму прилагается карта и по ходу маршрута детям предлагается выполнить различные задания. В каком-то месте маршрут обрывается и нужно найти конверт, в котором находится продолжение маршрута. Дойдя до цели, дети играют, обучаются у Бабы Яги новым движениям, отдыхают, пьют чай из волшебного полена и т.п.

5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия дают оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Оздоровительное спортивное оборудование помогает решить проблему дефицита пространства, а кроме того, позволяет выполнять детям их любимые движения: вис, качание, вращение, лазание.

6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки. Это в высшей степени полезные для здоровья занятия. Немного истории. О пользе танцев для здоровья говорил еще древнеримский врач Гален. Он рекомендовал использовать музыку и танцы… при укусах ядовитых змей. Ему вторил Ниркус, спутник Александра Македонского по восточным походам, и рассказывал, что в Индии танцы считались единственным средством, спасающим от смертоносных укусов. Предполагалось, что, танцуя, человек разогревается и с потом из организма удаляется яд. Позднее была выдвинута иная точка зрения: чаще всего причиной гибели человека является не яд, а ужас перед неотвратимой гибелью; значит, музыка — это не противоядие, а средство устранения психической травмы. Как бы то ни было, танцы по сей день занимают достойное место в народной медицине, а современными исследованиями доказано, что занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.

7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификации этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству физорга и воспитателя. Смысл этих занятий заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Эти занятия учат страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей. Педагогическая ценность этих занятий огромна. В оздоровительном же плане — это прямой выход к воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Ниже мы приводим краткую схему подобного занятия.
После традиционных разминки, оздоровительного бега и паузы, приводящей пульс в исходное состояние, дети разбирают карточки, на которых в определенной последовательности указаны (нарисованы) задания, которые они должны выполнить. Выполнение заданий рассчитано на 15 минут. Затем дети выбирают игры и сами организуют их. Заканчивается занятие упражнениями аутогенной тренировки.

8. Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное их содержание — бег.

Вопросы и задания:

1. Каковы основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физкультурных занятий?

2. Какие условия необходимо соблюсти, чтобы физкультурное занятие стало по-настоящему оздоровительным?

3. Что такое аэробная производительность и какое отношение она имеет к здоровью человека?

4. В чем заключается сущность оздоровительных физических упражнений?

5. Что такое микроцикл физкультурной деятельности?

6. Чем аэробный режим тренировки отличается от анаэробного? Почему для детей дошкольного возраста недопустимы физкультурные занятия, проводимые в анаэробном режиме?

7. Расскажите о сущности технологии разработки оздоровительного физкультурного занятия.

Рейтинг@Mail.ru