Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2004

ШКОЛА УПРАВЛЕНЦА

«Имею право»

Реальные аспекты детского правоведения

Рассказывает начальник отдела социально-реабилитационной службы и дошкольного образования Комитета по образованию Алтайского края Галина Михайловна САМОДУРОВА

Новый краевой закон и специалист по охране детства

Защита прав детей казалась нам настолько важным делом, что мы в органах управления образования различного уровня ввели особую должность — «специалист по охране детства». В обязанности этого специалиста входило организовывать работу по защите прав детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без родителей, отслеживать их судьбу, координировать и контролировать работу социальных служб по устройству детей. Однако в 1995 году началась перестройка органов управления, и эту должность кое-где стали упразднять. В результате в Алтайском крае выросла беспризорность и увеличился поток детей, поступающих в детские дома. Мы всполошились не на шутку! Что делать?

В результате наших усилий был принят краевой закон «Об органах опеки и попечительства», который все поставил на свои места. Этот закон определил, как и какими организациями осуществляется опека детей в различных частях Алтайского края.

Так, школа — это функциональный орган опеки учительства в отношении несовершеннолетних. Образовательное учреждение отвечает за выявление нуждающейся категории детей, за оказание помощи конкретным детям, за осуществление всех прав ребенка (на воспитание, образование, медицинское обслуживание). В каждом образовательном учреждении обязательно есть общественный инспектор по охране прав детства. Это люди, собирающие информацию о нуждающихся детях, контактирующие с неблагополучными семьями, являющиеся первой и необходимой единицей в вертикали социальной поддержки. Специальной ставки на оплату должности инспектора не выделено, но закон рекомендует главам муниципалитетов доплачивать инспекторам от 15 до 25% заработной платы. В некоторых учреждениях за должность инспектора прибавляют отпускные дни. Чтобы стать общественным инспектором, недостаточно просто личного желания или желания администрации. Как правило, нужно быть уважаемым в коллективе человеком, обладающим определенными организационными способностями, умением находить контакт с самыми «сложными» родителями, пользующимися авторитетом среди детей. Общественный инспектор работает вместе с классным руководителем, психологом и социальным педагогом. От него же информация о детях и их проблемах поступает к специалисту по охране детства, который на Алтае есть в каждом муниципальном органе управления образованием. Это помогает расширить рамки помощи ребенку, помогает быстро принять решения в экстренных ситуациях.

Комиссия по охране прав детей

В сельской местности закон рекомендует создавать при образовательных учреждениях комиссии по охране прав детей. Зачем? Представьте себе ситуацию, что в селе появился ребенок, оставшийся без попечения родителей. Для решения его судьбы требуется послать документы в районный центр (а это неблизкое расстояние) или в краевые органы управления (которые еще дальше). Это требует времени. Но ребенку уже негде ночевать, нечего есть. Даже если сегодня найдется какой-то выход из положения, что делать завтра? В этом случае срочно собирается комиссия, которая определяет программу действий. До принятия закона заботу о судьбе ребенка пытались перевалить исключительно на образовательное учреждение. Пусть школа или детский сад решают, что с ним делать. Закон эту политику меняет. Сегодня об оставшемся без родителей ребенке должна заботиться сельская власть. Сельская власть — орган опеки и попечительства. Это поднимает авторитет власти, расширяет ее полномочия и сферу ответственности. В комиссию, кроме представителей органов образования, входят глава сельской администрации, фельдшер, участковый милиционер, сотрудник ЗАГСа. Туда же приглашаются люди, имеющие отношение к судьбе ребенка или владеющие какой-то информацией о ней.

Комиссия при образовательном учреждении в сельской местности позволяет распределять обязанности по охране прав детей между своими членами в зависимости от возникающих проблем. Например, родители привозят детей в село из Казахстана и оставляют у бабушки. Ребенка нужно определять в школу, а у него нет метрики. Кто будет заниматься его документами, учитывая, что потребуется разослать ворох бумаг? Сотрудник ЗАГСа. Или ребенок остался без попечения взрослых и его требуется определить в детский дом. Но обычный детский дом для этого малыша не годится, потому что он болен. И прежде, чем его куда-то направлять, нужно ребенка пролечить. Где и как лечить, будет думать сотрудник здравоохранения.

Комиссия при образовательном учреждении готовит пакет документов, требующихся для решения судьбы ребенка, для передачи в районный отдел. Это значительно ускоряет весь процесс. Ведь документы гораздо легче собирать там, где ребенок родился и некоторое время жил, чем в отдаленном «центре». После подписания документов ребенка либо определяют в детский дом, либо отдают под патронат. Согласно краевому закону, школа и сельская администрация как органы опеки имеют право подыскивать ребенку приемную семью. Такой подход приносит результаты. Раньше больше половины детей, оставшихся без попечения, приходилось отправлять в детские дома. Сегодня — только 20%. Оказывается, люди в нашем крае не утратили сердобольности. Но определить реальных претендентов на помощь ребенку могут только там, где существуют тесные контакты с населением.

Статья опубликована при поддержке юридической компании "Деловой Фарватер". Компания предлагает Вам такие услуги, как защита при проверках МВД, при налоговых проверках НФС, оптимизация налогообложения, юридическое сопровождение бизнеса, ликвидация юридических лиц, адвокатские услуги и другие, возможен срочный выезд адвоката. Унать подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://delfarvater.ru/ .

Детские приюты в системе образования

В ожидании решения о помещении в детский дом или в приемную семью ребенку нужно где-то жить. Раньше, в советское время, заботу о таких детях в период их неустроенности брали на себя органы МВД. Но потом милиционеры посчитали, что это не их функция — «пасти» детей в «переходный» период жизни, если, конечно, эти дети не являются несовершеннолетними преступниками. Поэтому приюты для бессемейных детей в системе МВД были ликвидированы. Возможно, в этом есть рациональное зерно. Но нам пришлось срочно придумывать что-то самим, внутри своей образовательной системы. Сначала мы создали несколько приютов, а потом передали их органам социальной защиты. Мы поняли, что приюты сегодня не очень востребованны. Вся политика служб по охране прав детства сводится к тому, чтобы сократить количество промежуточных инстанций в судьбе ребенка. Зачем ему лишние стрессы, связанные с необходимостью адаптации к новому месту? Конечно, ребенку нужно где-то пережидать время, пока готовятся его документы. Но это не обязательно должен быть приют. У нас в крае появилась система комнат временного пребывания. Комната временного пребывания — небольшое помещение при школе или при дошкольном учреждении, которое ребенок посещал. Открывается оно в том случае, если в нем есть необходимость. Здесь о ребенке позаботятся, накормят, уложат спать. В это время за ребенка отвечает отдельный сотрудник. Был у нас один из ряда вон выходящий случай, когда комната временного пребывания в сельском детском саду постепенно переросла в детский дом. Там собирали детей из проблемных семей. Некоторых детишек удалось вернуть в семью или подыскать им приемные семьи. Но 25 детей, родители которых были лишены родительских прав, определить никуда не удалось. В селе к ним уже так привыкли, что отправлять их куда-то еще было очень жалко. И вот глава районной администрации приехала к нам посоветоваться: как быть? Одеть и прокормить 25 человек не просто, местный бюджет не выдерживал.
И мы специальным постановлением учредили в этом селе детский дом. А в Алтайском крае, в отличие от других регионов, все детские дома и интернаты разного типа финансируются из областного бюджета. Потому что районные бюджеты такой нагрузки не выдержали бы, и тогда детей пришлось бы отправлять из того места, где они родились, в другие места. Это, на наш взгляд, совершенно неправильно. Ребенок-сирота или ребенок, родители которого лишены родительских прав, и без того обездолен. В том месте, где он родился, у него существуют хоть какие-то знакомства, какие-то минимальные социальные «зацепочки». Их обязательно надо сохранить, чтобы в будущем он не чувствовал себя человеком, лишенным каких бы то ни было корней. Вот мы и стараемся сделать так, чтобы ребенок воспитывался там, где он родился.

 Мягкая интеграция «особых» детей

Кроме детей-сирот и детей из неблагополучных семей, существует еще одна категория детей, нуждающихся в заботе о сохранении их прав. Это дети с проблемами в развитии, дети-инвалиды. Учет детей с одними заболеваниями ведется довольно точно. Как правило, это малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с глазными патологиями. Под наблюдением находятся дети, инфицированные туберкулезом. Но есть отклонения в развитии, которые плохо поддаются отслеживанию.
В частности, это детский аутизм. Никакими данными, никакой статистикой медицинские учреждения (по крайней мере на Алтае) не располагают. Иной раз кажется, что в том или ином регионе аутистов вообще нет. Это, с одной стороны, связано с непониманием родителями характера некоторых трудностей в поведении и развитии ребенка, а с другой стороны, с неразвитостью психоневрологической службы в России и традиционным предубеждением населения против психиатрии (и даже против психологической помощи). Мы тем не менее столкнулись с реальными случаями обращения за помощью со стороны семей, в которых росли дети-аутисты, но этот диагноз не был зафиксирован медиками. Надо отдать должное этим семьям — их уровню психологической грамотности и поиску правильного пути помощи своему малышу-аутисту. По просьбе родителей дети были зачислены в обычные группы детского сада, где посещали занятия вместе с одним из членов семьи. Эти посещения оказались очень продуктивными для их развития. Ведь главную проблему для аутистов представляет общение. Вот общаться с детьми они и учились в детском саду, под присмотром сопровождающих их взрослых.

Эти конкретные обращения за помощью в Управление образования стали еще одним важным побудителем, заставившим нас пересмотреть свою политику в области обучения и воспитания «особых» детей — в частности, детей дошкольного возраста. Прежде всего мы отказались от жесткой директивы: «Не принимать, потому что не положено».

Распространено мнение, что система образования — одна из самых консервативных государственных структур. Но на дошкольные учреждения это утверждение, видимо, не распространяется.

Последнее десятилетие убеждает нас в том, что детский сад обладает большими адаптивными возможностями и может чутко реагировать на изменение общественных запросов. В частности, он способен удовлетворить потребности самых разных семей из разных социальных слоев. В том числе и тех семей, где растут «особые» дети.

Управление образования Алтайского края пошло по пути создания детских садов комбинированного вида и частичной интеграции детей с проблемами в детский микросоциум за счет создания специализированных групп. Праздники — общие, прогулки на общей территории, дети видят друг друга, каждый день приходят в детский сад через общий вход. Те, кому повезло родиться «нормальным», уже не будут шарахаться в сторону, встретив человека в инвалидной коляске. А при правильном последовательном воспитании не будут смеяться над заикающимися и плохо видящими. Люди с проблемами — это реальность. И в некоторых сферах жизни они могут оказаться более продвинутыми и «успешными», чем те, кто не обладает физическими недостатками.

«Специальная психология» как элемент образовательной культуры педагога

Создание специализированных групп в детских садах — это лишь один шаг в защите прав «особых» детей. Любое нововведение в системе образования всегда упирается в кадровую проблему. Мы посчитали, что важно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов — в частности, в области дефектологии. Речь, конечно, не идет о том, что каждый воспитатель или учитель может заменить собой дефектолога и взять на себя его функции. Но педагог должен уметь распознать «особого» ребенка и знать, как правильно обращаться с ним и с его родителями. Ведь родители, как правило, заблуждаются в оценке проблем своего малыша (те, что были упомянуты выше и выступили с инициативой и программой обучения малыша, — исключение). Мы, таким образом, сформулировали социальный заказ и разработали специальную краевую программу «Кадры». Согласно этой программе, в Алтайском педуниверситете и в барнаульских педагогических колледжах для студентов факультетов дошкольной педагогики и начального обучения ввели новую специализацию — углубленные курсы по специальной психологии и логопедии. Педагогические кадры в Алтайском крае «не рассеиваются» бесследно после окончания университета. Многие выпускники вуза приходят в школы и в детские сады. Кроме того, эту специализацию получают не только студенты дневного отделения, но и вечерники — люди работающие и повышающие свой образовательный уровень. И потому есть надежда, что они внесут свою лепту в защиту прав нуждающихся детей.

 

Рейтинг@Mail.ru