Рабочие дневники
«Надежды»
Психологическое сопровождение
воспитательно-образовательной работы с детьми
Наше дошкольное учреждение «Надежда»
посещают дети из социально неблагополучных
семей.
Характерными чертами таких семей
является внутренняя нестабильность, не
осознание возможностей удовлетворения своих
потребностей в семье, отсутствие единых
ориентаций.
Дети не всегда способны успешно
преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед
всем педагогическим коллективом встал вопрос о
том, как помочь им устоять перед
неблагоприятными воздействиями социальной
среды, преодолеть травмирующую ситуацию и
совпадать с негативными эмоциональными
переживаниями.
В силу своих возрастных особенностей
дети оказываются особенно восприимчивыми к
негативным социальным воздействиям. Поэтому
вопрос терапевтической помощи тем, кто не
способен к самостоятельному преодолению
психологических последствий кризисных событий,
стал в нашем ДОУ крайне актуален.
Сущностной характеристикой
сопровождения в психологическом плане является
создание условий для перехода личности к
самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе
комплексного сопровождения специалист создает
условия и оказывает необходимую и достаточную
(но ни в коем случае не избыточную) поддержку для
перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу
сам справляться со своими трудностями».
Методический анализ позволяет
утверждать, что на сегодняшний день
сопровождение — это особая форма осуществления
пролонгированной социальной, психологической,
педагогической помощи — патронажа. В отличие от
коррекции, оно предполагает не «исправление
недостатков и переделку», а поиск скрытых
ресурсов развития человека или семьи, опору на
его (ее) собственные возможности и создание на
этой основе психологических условий для
саморазвития.
На наш взгляд, идея психологического
сопровождения в наибольшей степени
соответствует прогрессивным идеям
отечественной психологии, педагогики и
социальной работы.
Итак, можно сказать, что
социальное, педагогическое, психологическое
сопровождение — это:
— во-первых, один из видов социального
патронажа как целостной и комплексной системы
социальной поддержки, психологической помощи,
педагогического обеспечения развития детства;
— во-вторых, интегративная технология,
сердцевина которой — создание условий для
актуализации потенциала развития и саморазвития
субъектов образования;
— в-третьих, процесс особого рода со-бытийных
отношений между сопровождающим и теми, кто
нуждается в нем*.
В качестве основных характеристик
сопровождения выступают его процессуальность,
пролонгированность, погруженность в реальную
повседневную жизнь человека, особые отношения
между участниками этого процесса.
В сопровождении, как в
разворачивающемся во времени процессе, можно
выделить три основных компонента:
— диагностика (отслеживание), служащая
основой для постановки целей;
— отбор и применение методических средств;
— анализ промежуточных и конечных результатов,
дающий возможность корректировать ход работы.
Особое внимание обращается на
деятельность психолога в рамках актуальной,
ближайшей и потенциальной зон развития ребенка.
То, что ребенок может сделать с чьей-то помощью
сегодня, он сможет сделать завтра
самостоятельно.
В построении коррекционной работы с
детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне
ближайшего развития. Как известно, при
определенной внешней помощи любой ребенок
делает значительно больше, чем он может сделать
самостоятельно, как бы преодолевая пределы
возрастного развития. Не только обучение, но и
терапевтическая помощь, опирающаяся на зону
ближайшего развития ребенка, является крайне
эффективной. Ориентация психологической помощи
«выше» текущего уровня развития ребенка, а не на
уже имеющихся возможностях дает ребенку
возможность обратиться к собственным, еще не
использованным внутренним ресурсам.
Одним из методов, используемых в
коррекционной работе с детьми, является
«сказкотерапия». Основной принцип этого метода
— духовное, целостное развитие личности ребенка,
забота о его душе — и есть терапия.
Сказки, игры, рисунки составляют
существенную часть значимого мира ребенка.
Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с
детьми специально подобранных психотехнических
игр, упражнений, а также рисование во многом
способствуют ее гармонизации психического
здоровья, развития ребенка.
Эффективность терапии искусством с
«трудными» детьми объясняется тем, что этот
метод представляет собой возможность для
решения и выражения внутреннего напряжения,
агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
Цели игровой терапии — помочь ребенку
развить более позитивную «Я-концепцию», стать
более активным в своих действиях и поступках,
выработать способность к самоконтролю, овладеть
чувством веры в себя.
Телесно-ориентированная терапия дает
нашим детям информацию об окружающем через
телесные ощущения. Использование дидактических
игр помогает вызвать у воспитанников
потребность в эмоциональном общении посредством
сказки.
Сказка не только учит детей
переживать, радоваться, сочувствовать, но и
побуждает к речевому контакту.
Авторская разработка цикла занятий по
«сказкотерапии» позволяет нам работать над
поведенческими проблемами детей, формировать у
них навыки общения, социальную адаптацию, снятие
детских страхов, тревожности.
Цикл занятий «Учимся общаться»,
используемых в коррекционной работе с детьми,
создает условия для становления сферы отношения
ребенка, гармонизации отношений с самим собой и
другими людьми, его личностных ценностей,
самооценки.
Адаптация программы
«Сенсорно-перцептивное развитие детей старшего
дошкольного возраста» способствует развитию
познавательных процессов, исследовательской и
творческой активности наших воспитанников.
Занятия проводятся в форме тренингов,
психогимнастических упражнений, игр, подбор
которых базируется на многолетнем опыте работы с
детьми, учете возрастных особенностей детей.
С целью внедрения в практику новых
подходов к развитию и воспитанию детей
дошкольного возраста на основе
личностно-ориентированной модели общения в ДОУ
организован «Психологический калейдоскоп», на
котором решаются актуальные проблемы в развитии
детей, особенности детского развития, проводятся
семинары-практикумы, настраивающие педагогов на
партнерские отношения с воспитанниками.
Практический и теоретический анализ
психокоррекционной работы всех моделей нашего
ДОУ позволяет увидеть положительные результаты
в установлении внутреннего комфорта и душевной
гармонии ребенка и взрослого.
Деятельность ДОУ по организации
работы с родителями воспитанников (социально
неблагополучными семьями)
Весомый вклад в достижение основных
результатов педагогического процесса в ДОУ
приходится на работу коллектива с родителями.
Вовлечение родителей в деятельность
ДОУ, их заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе важно не
потому, что мы этого хотим, а просто это
необходимо для успешного развития ребенка.
Поэтому для эффективного взаимодействия с
родителями важен личностно-ориентированный,
адресный, индивидуальный подход, когда
учитываются запросы семьи и конкретные проблемы
развития и обучения ребенка.
Наш опыт свидетельствует о том, что
эффективность взаимодействия педагогов с
родителями зависит от изучения семейной среды. С
этой целью используются традиционные методы:
наблюдение, опросные методики, самодиагностика
(диагностика типового семейного состояния,
самодиагностика родительского отношения к детям
(А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы,
анкетирование, тестирование, проективные
методики, изучение продуктов детской
деятельности).
Кроме этого, изучению семьи
способствует ее посещение: здесь важны беседа с
родителями и детьми, наблюдение за их
взаимоотношениями во время встреч.
Анализ специфики запросов на услуги
ДОУ родителей неполных и многодетных семей,
родителей с различным уровнем образования, а
также зависимость запроса родителей от возраста
ребенка позволили выделить различные типы
запросов на образовательные услуги в
зависимости от типа семьи.
Принципами работы с социально
неблагополучными семьями определяются:
презумпция невиновности, фасилитация
и стимулирующая оценка (на основе помощи и
поддержки специалистов создаются предпосылки
для преодоления кризиса в семье);
индивидуально-дифференцированный
подход (корректная адресная помощь семье в
ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках
родительского сообщества);
систематичность и
последовательность (специалисты обеспечивают
постоянный контакт с семьей, включают родителей
в деятельность ДОУ в течение всего периода
адаптации ребенка);
доверительные, равнопартнерские
отношения между педагогами и членами семей
воспитанников;
уважение норм и ценностей семьи;
ориентация на развитие позитивного
потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
адекватное показаниям использование
различных методов в работе социального педагога
и других специалистов ДОУ.
В качестве особенностей социально
неблагополучных семей были выделены следующие
факторы:
1) медико-биологические: группа
здоровья, наследственные причины, врожденные
свойства, нарушения в психическом и физическом
развитии, условия рождения ребенка, заболевания
матери, пренатальный и постнатальный (первые 3
года) периоды развития);
2) социально-экономические
(многодетность, неполная семья,
несовершеннолетние родители, безработные
родители, различные особенности родительского
отношения матери к ребенку): гиперопека, в том
случае, когда все жизненные интересы матери
замыкаются на ребенке, или в других случаях
гипоопека, связанная с переживанием матерью
развода или ее стремлением найти другого
спутника жизни;
3) социальная изоляция семьи,
связанная как с утратой семьей социальных связей
одного из супругов, так и с социальной
дискриминацией матери-одиночки;
4) факторы социального риска (как
правило, худшее, чем в полных семьях,
материальное положение, алкоголизм, наркомания,
девиантное поведение, неприспособленность к
жизни в обществе: бродяжничество, безделье,
воровство, мошенничество, драки, агрессивное
поведение);
5) психологические: отчуждение от
социальной среды, неприятие себя, невротические
реакции, нарушение общения с окружающими,
эмоциональная неустойчивость, неуспех в
деятельности, неуспех в социальной адаптации,
трудности общения и взаимодействия со взрослыми
и сверстниками, фрустрация базовых потребностей,
госпитализм;
6) педагогические: несоответствие
содержания программ ОУ и условий обучения детей
их психофизиологическим особенностям, темпа
психического развития детей и темпа обучения,
преобладание отрицательных оценок,
неуверенность в деятельности, отсутствие
интереса к познанию, закрытость для
положительного опыта и др.
Эти факторы определяют повышенную
потребность таких семей в образовательных
услугах ДОУ, в первую очередь средствами
социального воспитания ребенка.
В деятельности ДОУ определяются следующие
этапы в работе с семьей:
1. Ознакомительный (сбор
информации, оценка ситуации, знакомство).
2. Изучение семьи (определение
внутрисемейных проблем и затруднений в
воспитании детей).
3. Просветительский (оказание
помощи в семье в ситуации кризиса).
4. Коррекционный (решение
конкретных проблем семьи, повышение уровня
социальной компетентности родителей,
социально-педагогическая работа в семье).
Основные критерии оценки степени социального
благополучия семьи, которыми руководствуются
педагоги в работе, следующие:
1. Жизнеобеспечение (занятость
родителей, их социальный, образовательный,
материальный статус).
2. Организация быта (тип жилья,
санитарно-гигиенические условия, условия жизни
ребенка в семье).
3. Физическое здоровье
(диагностика, хронические болезни, профилактика,
гигиена).
4. Духовное и моральное здоровье
(вредные привычки, рецидивы, психологическое
благополучие).
5. Воспитание детей (стиль
воспитания в семье, психологическая,
психотерапевтическая, педагогическая,
юридическая помощь).
6. Внутренние и внешние
коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи,
характер детско-родительских взаимоотношений,
отношения между супругами).
Благодаря поиску и использованию
эффективных форм работы с родителями (в числе
которых постоянно действующие клубы «Семейный
очаг», «Наш малыш», «Школа первоклассника»,
совместные праздники и развлечения,
индивидуальные встречи и беседы со
специалистами детского сада) изменилось и
отношение родителей к своим детям. Родители
приглашаются на занятия клубов «Родничок»,
«Семейный очаг», «Первоклашка», проводятся
консультативные приемы вновь прибывших
родителей.
Например, клуб «Семейный очаг»,
организованный для родителей
педагогом-психологом и социальным педагогом с
целью пропаганды психолого-педагогических
знаний среди родителей и обучения их
взаимодействию с собственными детьми, посещали в
2000 году лишь 45% родителей воспитанников. В 2002 году
их число увеличилось до 75%. Это, конечно, радует
коллектив! Душа радуется, когда мама и ребенок
вместе: общаются, веселятся, решают проблемы,
приходят друг другу на помощь. В этом смысл нашей
работы.
Основная масса родителей стала более
внимательно относиться к своим детям, стала
активнее посещать мероприятия, организуемые в
ДОУ, чаще обращаться за консультацией к
специалистам учреждения, рекомендации по
воспитанию детей, предлагаемые воспитателями и
специалистами, воспринимаются ими более
осмысленно.
В 2000 году удалось создать и привлечь к
работе учреждения попечительский совет.
Анализируя его еще недолгую деятельность,
хочется отметить положительный вклад его членов
в работу детского сада, заинтересованность
родителей и привлеченных спонсоров к жизни
учреждения и реализации задач
воспитательно-образовательного процесса.
В процессе психологического
просвещения родителей наметились определенные
сдвиги в отношениях родителей и детей. Родители
стали более сензитивны к своим детям, относятся к
ним с пониманием, стараются создать атмосферу
принятия, в которой ребенок чувствует себя в
достаточной мере комфортно.
Алексей МАЙЕР,
Любовь САПРЫКИНА,
Наталья ВОРСИНА,
Барнаульский государственный
педагогический университет
ПЛАН РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ
С ДЕТЬМИ
Цели:
развитие нравственно-эмоциональной
сферы и навыков общения с детьми,
содействие созданию обстановки
психологического комфорта.
Этапы работы дошкольного учреждения
с семьями «группы риска»
План работы специалистов МДОУ № 90
«Надежда» с семьями «группы риска»
Деятельность специалистов детского
сада по профилактике нарушений прав ребенка в
семье
* Осухова Н.
Психологическое сопровождение семьи и личности
в кризисной ситуации. // Школьный психолог № 31, 2001.
|