Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Рабочие дневники «Надежды»

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с детьми

Наше дошкольное учреждение «Надежда» посещают дети из социально неблагополучных семей.

Характерными чертами таких семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встал вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Поэтому вопрос терапевтической помощи тем, кто не способен к самостоятельному преодолению психологических последствий кризисных событий, стал в нашем ДОУ крайне актуален.

Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития.

На наш взгляд, идея психологического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:

— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;
— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;
— в-третьих, процесс особого рода со-бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем*.

В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека, особые отношения между участниками этого процесса.

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

— диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;
— отбор и применение методических средств;
— анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Особое внимание обращается на деятельность психолога в рамках актуальной, ближайшей и потенциальной зон развития ребенка. То, что ребенок может сделать с чьей-то помощью сегодня, он сможет сделать завтра самостоятельно.

В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам.

Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия.

Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.

Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.

Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.

Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.

Авторская разработка цикла занятий по «сказкотерапии» позволяет нам работать над поведенческими проблемами детей, формировать у них навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.

Цикл занятий «Учимся общаться», используемых в коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки.

Адаптация программы «Сенсорно-перцептивное развитие детей старшего дошкольного возраста» способствует развитию познавательных процессов, исследовательской и творческой активности наших воспитанников.

Занятия проводятся в форме тренингов, психогимнастических упражнений, игр, подбор которых базируется на многолетнем опыте работы с детьми, учете возрастных особенностей детей.

С целью внедрения в практику новых подходов к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста на основе личностно-ориентированной модели общения в ДОУ организован «Психологический калейдоскоп», на котором решаются актуальные проблемы в развитии детей, особенности детского развития, проводятся семинары-практикумы, настраивающие педагогов на партнерские отношения с воспитанниками.

Практический и теоретический анализ психокоррекционной работы всех моделей нашего ДОУ позволяет увидеть положительные результаты в установлении внутреннего комфорта и душевной гармонии ребенка и взрослого.

Деятельность ДОУ по организации работы с родителями воспитанников (социально неблагополучными семьями)

Весомый вклад в достижение основных результатов педагогического процесса в ДОУ приходится на работу коллектива с родителями.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что мы этого хотим, а просто это необходимо для успешного развития ребенка. Поэтому для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.

Наш опыт свидетельствует о том, что эффективность взаимодействия педагогов с родителями зависит от изучения семейной среды. С этой целью используются традиционные методы: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности).

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.

Анализ специфики запросов на услуги ДОУ родителей неполных и многодетных семей, родителей с различным уровнем образования, а также зависимость запроса родителей от возраста ребенка позволили выделить различные типы запросов на образовательные услуги в зависимости от типа семьи.

Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:

  • презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);

  • индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);

  • систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);

  • доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;

  • уважение норм и ценностей семьи;

  • ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;

  • адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов ДОУ.

В качестве особенностей социально неблагополучных семей были выделены следующие факторы:

1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития);

2) социально-экономические (многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители, различные особенности родительского отношения матери к ребенку): гиперопека, в том случае, когда все жизненные интересы матери замыкаются на ребенке, или в других случаях гипоопека, связанная с переживанием матерью развода или ее стремлением найти другого спутника жизни;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;

4) факторы социального риска (как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, алкоголизм, наркомания, девиантное поведение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей, госпитализм;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Эти факторы определяют повышенную потребность таких семей в образовательных услугах ДОУ, в первую очередь средствами социального воспитания ребенка.

В деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей:

1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).

4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).

2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).

3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).

4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).

5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами).

Благодаря поиску и использованию эффективных форм работы с родителями (в числе которых постоянно действующие клубы «Семейный очаг», «Наш малыш», «Школа первоклассника», совместные праздники и развлечения, индивидуальные встречи и беседы со специалистами детского сада) изменилось и отношение родителей к своим детям. Родители приглашаются на занятия клубов «Родничок», «Семейный очаг», «Первоклашка», проводятся консультативные приемы вновь прибывших родителей.

Например, клуб «Семейный очаг», организованный для родителей педагогом-психологом и социальным педагогом с целью пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей и обучения их взаимодействию с собственными детьми, посещали в 2000 году лишь 45% родителей воспитанников. В 2002 году их число увеличилось до 75%. Это, конечно, радует коллектив! Душа радуется, когда мама и ребенок вместе: общаются, веселятся, решают проблемы, приходят друг другу на помощь. В этом смысл нашей работы.

Основная масса родителей стала более внимательно относиться к своим детям, стала активнее посещать мероприятия, организуемые в ДОУ, чаще обращаться за консультацией к специалистам учреждения, рекомендации по воспитанию детей, предлагаемые воспитателями и специалистами, воспринимаются ими более осмысленно.

В 2000 году удалось создать и привлечь к работе учреждения попечительский совет. Анализируя его еще недолгую деятельность, хочется отметить положительный вклад его членов в работу детского сада, заинтересованность родителей и привлеченных спонсоров к жизни учреждения и реализации задач воспитательно-образовательного процесса.

В процессе психологического просвещения родителей наметились определенные сдвиги в отношениях родителей и детей. Родители стали более сензитивны к своим детям, относятся к ним с пониманием, стараются создать атмосферу принятия, в которой ребенок чувствует себя в достаточной мере комфортно.

Алексей МАЙЕР,
Любовь САПРЫКИНА,
Наталья ВОРСИНА,
Барнаульский государственный
педагогический университет

ПЛАН РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ

Цели:

  • развитие нравственно-эмоциональной сферы и навыков общения с детьми,

  • содействие созданию обстановки психологического комфорта.

Этапы работы дошкольного учреждения с семьями «группы риска»

План работы специалистов МДОУ № 90 «Надежда» с семьями «группы риска»

Деятельность специалистов детского сада по профилактике нарушений прав ребенка в семье


* Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации. // Школьный психолог № 31, 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru