Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2004

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Продолжение. Начало см. в № 10, 13, 19/2004

Записки воспитательницы

14.XI. Перечитала свою запись за вчерашний день. Да ведь и у меня в группе есть такой ребенок — Люда Кукушкина. Ей тоже очень нелегко ходить в детский сад.
Вчера я видела, как мама ее привела. Разделась она, повисла у мамы на шее и не отпускает. Мама ее приласкала, ушла, наконец. Людочка зашла в группу вся в слезах.
Она очень тихая девочка. Любит тишину, тихие игры. Ей тяжело в группе, особенно когда все играют: вокруг шум, беготня. Она обычно играет в куклы с Алиной Вайнер. Та тоже тихая, медлительная, но очень спокойная, довольно уверенная в себе, не страдает от того, что нужно ходить в садик, и за себя постоит, если что. Людочка же совершенно беззащитна, правда, ее редко кто и обидит, разве что та же Алина.
Как-то на улице Людочка мне сказала:
— Знаете, а Алина меня ударила!
Это она не жаловалась и не ябедничала — с горьким удивлением сказала. Смысл такой: чего же можно ожидать от людей, если даже моя лучшая подруга меня бьет! Да, нелегко ей в детском саду (и нелегко будет жить на свете).
Как во всяком приличном садике, у нас два помещения для детей: спальня и «группа». Надо бы во время игр детей разделять: тихие пусть играют в спальне — остальные в группе. Решено: так и буду делать!

15.XI. Сегодня я поссорилась с Владиком Рябоконем, и это имело далеко идущие последствия.
Опять все из-за «тихого часа». Он, конечно, не спал. И, конечно, баловался.

Владик умный и интересный мальчик, но это когда с ним говоришь наедине. В группе он почти нетерпим, потому что он инфантильный, ведет себя иногда просто как двухмесячный щенок, капризный, балованный. Играем, например, в какую-нибудь игру в группе. Ну, хоть в «котов и мышей». Надо посчитаться: кто будет котом. Владик:
— Я, я буду котом!
Ариша и Вика, наши шестилетки, его останавливают:
— Да подожди ты. Посчитаемся!
Владик:
— Я, я буду считать!
Но кто-нибудь уже говорит считалку. Владик:
— У-у-у!! — ревет, будто его побили стулом по голове, закрывает голову руками, ложится на пол, бьется в истерике.
Правда, это отчасти просто театр: если на него не обращать внимания, он быстро успокаивается.
В играх он не соблюдает никаких правил, хочет всегда быть в центре внимания. Он никогда не бывает спокоен: или смеется, размахивает руками, прямо пенится от радости, или мрачен и уныл, прямо пятилетний Вертер или Чайльд-Гарольд какой-то! Эмоции у него переходят одна в другую мгновенно, без всякого промежутка между ними.

Сегодня он весь «тихий час» баловался, дудел под одеялом, хихикал, свистел, как паровоз: ему это все кажется веселым и остроумным. Я сначала делала вид, что не замечаю ничего, но это его только раздразнило. Тогда я сказала, что если он не успокоится, то будет лежать в постели дольше всех: все встанут, а он пусть «спит», раз не хочет лежать тихо. Он на это по своему обычному легкомыслию не обратил никакого внимания.
Ну, я и сделала, как обещала: все встали, а его я оставила в постели. Боже, что было! Я такой истерики в жизни не видела! А все потому, что они в этот день должны были идти в бассейн, а он в первой группе (в бассейн «влезает» только 10—12 детей, так что они туда ходят двумя группами).

Я даже вспомнила одну фразу из какого-то классика педагогики: «Вернейший способ воспитать несчастного человека — это приучить его не встречать ни в чем отказа». Приучили ребенка, что его желания — закон для всех: вот он теперь страдает. Мне показалось, что на этот раз Владик не притворялся: истерика была натуральная.
Он упорно лез из постели, хотя я ему твердо сказала: «Нельзя!» — приходилось его силой назад запихивать. И в то же время жалко его: а что делать? Отказаться от своего слова? Тогда он совсем с рельсов сойдет.
В конце концов он меня ударил, да еще прибавил непечатное слово. К счастью, никто этого не слышал, но Ариша — дежурная по спальне (я с сегодняшнего дня решила назначать дежурных: следить, чтобы все застилали свои постели) — видела, как он меня стукнул: у нее прямо глаза на лоб полезли, — она ему кричит:
— Ты че, с ума сошел?! Ты что воспитательницу бьешь?!
А я на него так посмотрела, что он уже сам залез обратно в кровать, лег лицом вниз — и ревет, как белуга! Наконец, я ему разрешила встать, когда уже первая группа ушла: он вскочил, схватил свое полотенце, пакет с купальными принадлежностями и босиком побежал на лестницу — насилу дети из второй группы его поймали. М-да!

Но это еще не все. Дети, конечно, всю эту сцену передали Любови Борисовне. А та что-то наговорила маме Владика. Что он дурно воспитан, что он меня не уважает, не считает за взрослого человека — что-то такое. Мама вечером вызвала меня в вестибюль для объяснений. На вид она моложе меня, прямо девчонка: вся обиженная такая, нахохленная.
Я ей говорю:
— Я ничего такого Любови Борисовне не сообщала, это ее собственная инициатива. Мне ваш Владик очень нравится: он хороший, умный, веселый мальчик. Но он как двухлетний ребенок, он отстает в личностном развитии.
Ну и дальше, в том же духе. Все это спокойным тоном, конечно, потому что она ужасно нервничала сначала. Ну, в конце концов я ее успокоила; помирились мы на том, что Владик хороший, но, как говорится, «проблемный» ребенок.
Я ей говорю:
— Вы никого не слушайте, а если что-то будет не так, я вам сама скажу.
Она ушла. А я думаю: зачем Любовь Борисовна это ей сказала? Она 15 лет работает, у нее самой есть дочь: неужели она не понимает, как может мать воспринять такую «информацию» о собственном ребенке? «Дурно воспитан» — ничего себе!
Хотя Владик действительно дурно воспитан. Но разве можно так прямо говорить его маме?
По-моему, раз мы воспитатели, то должны с родителями говорить не так: нужно им помочь понять проблемы их детей, как с ними нужно себя вести — это должен быть деловой разговор. А не жаловаться на них.
Какая же я после этого буду воспитательница, если не умею воспитывать, а хочу, чтобы это за меня — персонально для моего удобства — сделали родители? Зачем тогда я нужна?

Продолжение следует

Материал подготовлен В. СЛУЦКИЙ

 

Рейтинг@Mail.ru