Педагогический
университет "Первое сентября"
Е.Е. КРАВЦОВА
Психологические основы дошкольного
воспитания
В курсе «Психологические основы дошкольного
воспитания» читателям предстоит познакомиться с
психологическими понятиями, являющимися
ключевыми для дошкольной педагогики, научиться
определять разные с точки зрения психологии
аспекты воспитания дошколят, попробовать
отыскать решения наиболее типичных и часто
встречающихся на практике проблем маленьких
детей. Опирается этот курс на два неизменных
постулата. Первый: обучение должно вести за собой
развитие. Второй: то, что ребенок может сделать
сегодня с помощью взрослого, завтра он сделает
самостоятельно.
Это своеобразное введение в возрастную и
педагогическую психологию, без знания которой
работа с детьми оказывается малоэффективной.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Лекция № 6. Игра как ведущая
деятельность дошкольного периода развития
Литература
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.
СПб.: Союз, 1999.
2. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии детской
игры в работах Л.С. Выготского, его сотрудников и
последователей. / Вопросы психологии № 6, 1976.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:
Педагогика, 1978.
4. Кравцова Е.Е. Разбудить в ребенке
волшебника. М.: Просвещение, 1996.
В предыдущих лекциях мы рассмотрели некоторые
важнейшие характеристики дошкольного периода
развития — социальную ситуацию и ее основные
противоречия, эмоции как центральную
психологическую функцию, воображение как
центральное новообразование. Сегодняшняя лекция
посвящена ведущей деятельности
ребенка-дошкольника. Назвать ее, как правило, не
затрудняется никто — от студента до педагога с
30-летним стажем: ведущей деятельностью детей
дошкольного возраста является игра.
Тем не менее с игрой у нас сложилась прямо-таки
парадоксальная ситуация. Несмотря на то, что
большинство психологов и педагогов считают игру
в дошкольном возрасте основой психического
развития ребенка, игра является одной из
наиболее непонятных деятельностей. Теоретики
призывают воспитателей и родителей обыгрывать
все и вся. Но игра современных детей все больше
беднеет и скудеет. Об игре написано большое число
теоретических работ, полки книжных магазинов
буквально завалены сборниками игр — подвижных,
дидактических, развивающих, различными
пособиями по игре, игровыми обучающими
методиками. При этом остается непонятным, что как
определить, что является игрой, а что нет. Каков
критерий, по которому мы называем данную
деятельность игровой? Единого мнения на этот
счет нет.
Но ведь от решения этого вопроса зависит, как мы
будем учить детей играть и как сумеем вводить
игру в повседневную жизнь детей.
Мы в своем понимании игры будем опираться на
идеи и представления Л.С. Выготского.
Л.С.Выготский говорил, что основой игры является
мнимая ситуация. Что это такое? Согласно
Л.С.Выготскому, мнимая ситуация имеет место там,
где есть расхождение наглядного поля и поля
смыслового.
Вспомните «волшебные» слова детства —
«понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку
машина, мамина помада понарошку свисток, а папин
ремень понарошку змея (или поезд)», тогда есть
игра. Обратите внимание на интересную деталь: во
всех приведенных примерах не фигурируют игрушки.
Игрушек нет, а игра есть. Здесь же налицо
«расхождение смыслового и видимого поля». Видишь
одно, а представляешь другое. Благодаря чему это
возможно? Благодаря воображению, позволяющему
переносить функции одного предмета на другой.
Поэтому мнимую ситуацию можно с полным правом
называть также воображаемой ситуацией.
Итак, критерием игры является наличие мнимой,
или воображаемой, ситуации.
Как мы помним из предыдущей лекции,
воображение ребенка является новообразованием,
возникающим к концу дошкольного периода
развития. Развитие воображения тесно связано с
детской игрой. С одной стороны, оно есть
необходимое условие возникновения игры, с другой
стороны — развивается в игре.
И игра, в свою очередь, тоже меняется и
развивается в процессе роста и развития ребенка.
В процессе развития игры ребенок переходит от
простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным,
самостоятельно придуманным, охватывающим
практически все сферы действительности. Он
учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе
с ними, обходиться без многочисленных игровых
атрибутов, овладевает правилами игры и начинает
следовать им, какими бы сложными и неудобными для
малыша они ни были. И это далеко не все, что
ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру
рассматривают как деятельность однородную,
имеющую в дошкольном возрасте единственную
форму выражения. Действительно, если посмотреть,
например, «Программу обучения и воспитания в
детском саду», то там речь идет в основном о
сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и
понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки
играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает
товар, заворачивает его в бумагу, получает
деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и
сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в
сумку, несет домой. Другими словами, берется
какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин)
и разыгрывается, оживляется с помощью ролей
(продавец и покупатель). Соединение этих двух
линий (сюжета и ролей) и дает название игре —
сюжетно-ролевая.
Этот вид игры, выделенный взрослыми, стал
объектом их пристального внимания. Ему
посвящаются многочисленные научные
исследования, о нем говорят на серьезных
совещаниях и семинарах, он стал темой огромного
количества практических разработок... А в это
время дети практически перестали играть. Нет, они
могут старательно делать то, чему их научили
взрослые: взвешивают, одевают, но игре в их
деятельности не остается места.
Несколько лет назад мне с моими коллегами
довелось быть в одном детском саду, где игра, по
мнению специалистов, там работающих, была
особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось
посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе.
Дети играют «во врача». За столом, уставленным
бутылочками от лекарств самой разной формы,
сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках
с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их
«кабинетом», совсем как в жизни, сидят в очереди
дети с куклами и мишками на коленях — это мамы с
детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу.
Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет
температуру, затем сестра выписывает «рецепт».
Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно
хромать и стонать и подхожу к очереди. «А где ваша
дочка?» — спрашивают дети. «А я без дочки, у меня
болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку.
Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?»
Дети заинтригованы — нарушился привычный
распорядок, знакомая им последовательность
событий. После некоторого колебания они
пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что
к нему пришел необычный пациент — я без дочки и
иду вне очереди. Тем не менее он предлагает мне
показать горло.
— Откройте рот.
— Но у меня болит пятка.
— Откройте рот, надо посмотреть горло.
— Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет
кровь!
— Тогда давайте измерим температуру.
— Температура здесь ни при чем.
— Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись).
Что делал ребенок? Играл? Да нет же. Он просто
повторял заученные действия с игровыми
предметами. А где воображаемая ситуация? Где
расхождение смыслового и видимого поля? Их нет,
как нет игры в таких и аналогичных действиях
детей. А если нет игры, нет и воображения. Многие
исследователи, которые занимались изучением
игры, отмечали, что в игре ребенок становится
«выше себя на голову». А в подобной игре? По-моему,
он стал не выше, а ниже. И даже не на голову, а
значительно больше. Мы потом долго беседовали с
этим мальчиком. Конечно, он хорошо знает, что
пятку, когда идет кровь, надо смазать йодом, а не
смотреть в этом случае горло. Но творческая игра
превратилась у него, да и у большинства
современных детей, в машинальные, автоматические
операции с игровыми предметами.
Что же случилось с игрой? Причин несколько.
Главная заключается в том, что сюжетно-ролевая
игра не единственный вид игры в дошкольном
возрасте и, главное, не первый вид игры. Ребенок
до ее появления должен овладеть двумя другими
видами игры. А если он не научился, не овладел ими,
если мы, взрослые, не помогли ему в этом, то тогда
он не сумеет играть ни в сюжетно-ролевую игру, ни
в другие виды игры, возникающие вслед за ней. Что
это за виды игры?
В сюжетно-ролевой игре прослеживаются две
линии. Одна связана с сюжетом, другая — с
ролевыми позициями, при помощи которых
осуществляется игра. А если есть две довольно
независимые линии, значит, ребенку необходимо
овладеть каждой из них, прежде чем он сможет
играть в собственно сюжетно-ролевую игру.
На рубеже 2—3 лет у ребенка возникает
интересное занятие: он берет множество мелких
предметов и расставляет их перед собой на стуле,
на полу или на подоконнике. Он издает не очень нам
понятные звуки, переставляет предметы, убирает
одни и на их место ставит другие. Причем это могут
быть самые разные вещи: и кубики, и пуговицы, и
мамина помада, и папины гвозди, и множество
других мелких вещей, которые попадутся ребенку
под руку. Взрослые, как правило, не очень обращают
внимание на эту деятельность (если только малыш
не использует в ней совсем запретные предметы). И
действительно, на первый взгляд ну какая в ней
польза? А ведь на самом деле перед нами — игра!
Первая форма игры, без которой ни ее других форм,
ни воображения у ребенка не разовьется. Эта игра
в психологической науке называется
режиссерской. И правда, в ней есть очень много
сходного с деятельностью режиссера фильма или
спектакля.
Во-первых, ребенок в этой игре сам создает
сюжет-сценарий. Это часто очень удивляет
окружающих: как такой маленький сам придумывает
сюжет? Мы, взрослые, привыкли к тому, что
самостоятельность в чем-либо, в том числе и в
придумывании сюжета, появляется как
своеобразный результат той или иной
деятельности. Это действительно так, но если
ребенок с самого начала не проявит
самостоятельности в своей деятельности, он
никогда к ней не придет. Он так и будет, как его
научили, измерять температуру и смотреть горло,
даже если болит пятка.
Очень важно поэтому (даже необходимо!), чтобы
первые игры малыша развивались по
самостоятельно придуманным им сюжетам. Конечно,
эти сюжеты еще очень просты, они могут состоять
всего из одного-двух предложений, но они
принадлежат самому ребенку — его воле, его
желанию, его замыслу.
Второе, что делает ребенок в этой игре и что
роднит его с настоящим режиссером, это то, что он
придумывает, чем что будет. Вот тут-то и нужны
кубики, которые могут быть и машинками, и
человечками, и кирпичиками, и просто кубиками, и
нужна мамина помада, из которой может получиться
замечательная пушка или цветок, нужны папины
гвозди, которые превратятся в солдатиков или в
перекресток с регулировщиком. Другими словами,
ребенок в этой игре начинает переносить функции
с одного предмета на другой.
Третье сходство с режиссерской работой
заключается в том, что ребенок придумывает и
мизансцены, т.е. представляет в пространстве, кто
где будет находиться, как персонажи будут
взаимодействовать с другими предметами и что в
результате этого произойдет на «сцене». Поэтому
малыш может очень долго заниматься с различными
мелкими предметами.
Наконец, последний, четвертый, момент, на
который мы хотели бы обратить внимание, — это то,
что ребенок исполняет в этой игре все роли, если
они есть, или просто сопровождает игру
«дикторским» текстом.
Все эти моменты имеют огромное значение и для
общего психического развития ребенка, и для
развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер
приобретает необходимое качество для
дальнейшего развития игры — он научается
«видеть целое раньше частей». В данном случае это
означает видеть игру не с какой-то одной, частной,
пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции
общей, обеспечивающей ему с самого начала
положение субъекта этой деятельности, которое
лежит в основе взаимодействия отдельных
персонажей, положение, дающее возможность не
запоминать и слепо повторять сделанное другими,
а придумывать ход событий самому.
Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без
особых проблем подыграть реальному партнеру в
сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть
в одну и ту же игру по-разному, придумывая все
новые события и повороты в сюжете, осмыслять и
переосмыслять различные ситуации, встречающиеся
в его жизни. Особую значимость режиссерская игра
приобретает в связи с тем, что она в одной из
своих характеристик полностью совпадает со
спецификой воображения. Способность видеть
целое раньше частей — вот та основа игры и
воображения, без которой ребенок никогда не
сможет стать волшебником.
Теперь давайте посмотрим, что делает ребенок в
режиссерской игре. Мы уже обратили внимание на
его внешние действия: расставляет множество
предметов на какой-либо плоскости и играет с
ними. Где же тут сюжет, да еще и самостоятельный?
Прихожу я как-то в гости к друзьям. У них малыш
трех лет. Он выбежал навстречу гостям, получил
«положенные» ему подарки и удалился. Спустя
некоторое время я поинтересовалась: «А где же
Олег?». «Он играет», — ответила мать мальчика. «Но
где и с кем?» Меня пригласили посмотреть. Мы вошли
в другую комнату и увидели такую картину: ребенок
придвинул табуретку к окну, а на подоконнике
выстроились машинки. Мальчик гудел, что-то
говорил, и одна машина пропускала вперед другую,
некоторые сталкивались, другие исчезали с
«мостовой», уступая место кубикам и фантикам
из-под конфет.
«Любимое место для игры, — удрученно вздохнула
мама. — Купили ему стол, а он все равно играет на
подоконнике». Я выглянула в окно: по улице с шумом
проносились машины. Визжали тормозами,
останавливались около светофора, срывались с
места, когда загорался зеленый. Короче говоря,
улица жила своей обычной полнокровной жизнью.
Что же делает малыш? Слепо копирует
происходящее на улице? Нет. Он, конечно, набирает
опыт, и поэтому окно и подоконник для него имеют
огромное значение, но главное — он соединяет
сюжетом, по смыслу, разные предметы. Вот он
говорит от имени красной машинки тоненьким
голоском: «Пропусти меня, я очень спешу», — и уже
другим голосом, более грубым от имени большого
кубика, заслонившего дорогу: «Не пущу, мне здесь
надо быть». Где, на какой улице малыш слышал этот
диалог? Хотя, конечно, сама сцена на дороге
достаточно типична. Но мальчик сделал главное —
он соединил кубик и красную машинку по смыслу,
т.е. не по классу, не по формальному, «взрослому»
признаку, а рассказом. И кубик, который раньше
никакого отношения ни к машинке, ни к ситуации на
улице не имел, оказался прямо и непосредственно
связанным и с уличным движением, и с красной
машинкой.
Таким образом, в режиссерской игре ребенок
обучается придумывать сюжет, соединяя отдельные
предметы в одном рассказе. Вспомним, что
объединение единым сюжетом нескольких предметов
есть неотъемлемая часть воображения. Это еще раз
говорит о важном значении режиссерской игры для
развития воображения.
Вторая составляющая сюжетно-ролевой игры
(помимо сюжета) — роль, умение удерживать ролевую
позицию. Эта линия развития обнаруживается в
самом начале четвертого года жизни ребенка:
возникает новый вид игры — образно-ролевая игра.
По телевизору передавали праздничный концерт.
Актеры сменяли друг друга, и вот «под занавес»
вышел Константин Райкин. Он начал изображать
животных, различные предметы, кухонную утварь и
даже залежалый сыр. Это было просто виртуозно.
Все — и зрители в зале, и мои домашние перед
телевизором — получили огромное удовольствие. И
тут вдруг бабушка вспомнила, что ее младший внук,
наш Олег, которому всего 4 года, умеет делать
многое не хуже, а в чем-то даже смешнее. Правда, он
получает за это не признание и аплодисменты, а
замечания: «Опять кривляешься!».
Всем очень хорошо знакома такая картина: мама
опаздывает на работу и должна еще успеть завести
в детский сад малыша, а он, как назло, не идет
быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но
безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада,
он вдруг не пошел по ступенькам, как все
«нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за
ребенок такой!» — в сердцах говорит мама. «А я не
ребенок, я — машина». Оказывается, малыш шаркал
ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу
или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а
лишь потому, что он — машина, а машина, как
известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно
скользит по асфальту. Это и есть наша новая
знакомая — образно-ролевая игра. Она уже
появилась на арене психического развития, а мы,
взрослые, как очень часто бывает, ее не сразу
заметили. А ведь она необходима ребенку и для
дальнейшей сюжетно-ролевой игры, и для умения
перевоплощаться, и для развития творчества (ведь
машина машине рознь), и, главное, она очень нужна
для развития детского воображения. Вы помните,
что означает для ребенка перенести функцию с
одного предмета на другой? Вот по-настоящему этот
перенос и происходит в образно-ролевой игре. Ведь
для того чтобы перенести какое-либо свойство или
функцию с одного предмета на другой, необходимо
его (это свойство) «примерить» на себя. Эта
«примерка» делает ребенка всемогущим; он может
не просто ходить, но и ездить, летать, не только
говорить, но гудеть, хрипеть и даже выпускать дым.
Это свойство детей — умение перевоплощаться —
может в некоторых случаях иметь значение
психологической реабилитации.
Как-то меня попросили посмотреть ребенка.
Мальчик, которому было уже 5 лет, предпочитал дома
ходить только на четвереньках. Родные всячески
пытались поставить его на ноги, но безуспешно.
Решили обратиться за помощью к психологу. Из
рассказа родителей я ничего не могла выяснить и
поехала посмотреть на малыша дома, в
естественной обстановке. Когда я вошла, то
увидела рослого мальчика, который действительно
стоял на четырех «лапах», правда, это была не
просто поза ребенка на четвереньках, а кого-то он
мне напоминал. «Ты кто?» — спросила я его.
«Неужели вы не видите? Я — лев», — ответил мне
мальчик. «Действительно, как же это я не узнала?»
Это был самый настоящий лев, который ходил, гордо
поворачивая голову и степенно переставляя лапы.
Позднее оказалось, что у мальчика были
серьезные проблемы во взаимоотношениях со
сверстниками в детском саду и он таким образом
пытался «переделать» себя, помочь себе выйти из
трудного положения. Ему это в конечном счете
удалось, и он больше не нуждался ни в помощи
психолога, ни в помощи врача.
Образно-ролевая игра дает возможность малышу
по-новому общаться со взрослыми. От
непосредственного общения, от привычных слов, от
уже знакомых интонаций ребенок научается
переходить к контекстному, выдуманному им самим,
новому и оригинальному типу общения.
Мама пришла с работы усталая. Увидев, что
игрушки опять разбросаны, очень рассердилась,
накричала и ушла на кухню. Через несколько минут
там появляется ее дочка, правда, идет она на
цыпочках и начинает ласкаться. На сердитый
возглас матери отвечает: «Я котенок». От этого
мама не может не растаять, и мир восстановлен.
Быстро устраняется причина раздора — убираются
на место игрушки, и мама с дочерью вместе дружно
готовят ужин.
Когда ребенок научился самостоятельно
придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел
режиссерской игрой) и получил опыт ролевого
поведения (поиграл в образно-ролевую игру,
попробовал перевоплощаться), то возникает основа
для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш
приобретает в этой игре? Прежде всего, как
отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре
отражает отношения, специфические для общества,
в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре
основное внимание ребенка направлено на
социальные отношения людей. Именно поэтому
ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы —
магазин, больница, школа, транспорт — и многие
другие. И если раньше эти игры были очень богаты
по содержанию, то теперь они больше похожи на
схемы, чем на красочные описания тех или иных
событий. Это произошло в первую очередь потому,
что большинство ребят не знакомы или плохо
знакомы с различными сторонами жизни.
Усложнилось производство; труд взрослых, раньше
такой понятный и доступный детям, оказался для
них за семью печатями. Многие дошкольники не
знают, чем занимаются их родители, кто они по
профессии. И если раньше первое, что обыгрывали
дети, был труд их родителей, а естественное
желание быть «как мама» или «как папа»
воплощалось в исполнении профессий, то теперь
малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И
так сложилось, что основной игрой детей стала
игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в
этом нет, однако все богатство сюжетов и
взаимоотношений между людьми сводится лишь к
семейным сценам, а остальные стороны
действительности и отношения внутри них
оказываются вне поля зрения ребенка. Это,
безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на
развитии воображения. Что же можно сделать в этой
ситуации? Выход есть. Если раньше дети не
нуждались в специальной работе по ознакомлению
их с окружающим, то теперь обстоятельства
изменились и от взрослых требуются
дополнительные усилия.
В предыдущих лекциях мы уже говорили о
необходимости помогать ребенку рефлексировать
свой опыт. Для этого очень важно беседовать с
детьми о случившихся событиях. К примеру, ребенок
с мамой были в парикмахерской. Или педагог с
группой детей ходили в парикмахерскую на
экскурсию. Об этом визите нужно обязательно
поговорить. Но, «сочиняя» рассказ, нужно
обязательно выполнить важные условия.
Во-первых, нужно включить такие сведения,
которые ребенок сможет потом использовать в
игре. Важно показать тех людей, которые действуют
в той или иной сфере деятельности, и, главное, те
отношения между ними, которые существуют в жизни.
Например, в рассказе о парикмахерской должны
обязательно фигурировать мужской и женский
мастера, маникюрша, кассир, клиенты, пришедшие
стричься, укладывать или красить волосы, бриться,
делать маникюр и т.п.
Второе правило предполагает очень сильную
эмоциональную окраску происходящего. Это
возводит обыденное дело в ранг события. Дети
лучше запоминают то, что эмоционально значимо
для них. Проще всего достичь нужного эффекта,
если у героев вашего рассказа что-то не
получается, если происходит какая-нибудь
нелепица. Ну, например, вернемся в
парикмахерскую: у парикмахера вдруг куда-то
пропали ножницы, кого-то вместо обычной краски
покрасили в голубой цвет, кто-то шел стричься, а
попал к врачу. Обратите внимание, что все
нелепицы должны быть очень тесно связаны с
информацией, которую ребенок будет затем
использовать в игре, но вот «откроет» он ее для
себя сам. Оказывается, парикмахеры надевают
халаты, мастеру нужны ножницы, чтобы стричь, и в
парикмахерской красят совсем не теми красками,
какими малыш привык рисовать, и кресло должно
подниматься и опускаться при помощи педали.
Кроме этого, все нелепицы проговаривались,
проигрывались участниками событий.
Таким образом, малыш получает возможность и
способность затем включить полученный опыт в
свою игру, чего мы с вами и хотели добиться.
Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на
первый план игровое правило, которое начинает
исполнять ведущую роль, и на сцене появляется
новый вид игры — игра с правилами.
Эта игра дает ребенку две необходимые
способности. Во-первых, выполнение правил в игре
всегда связано с их осмыслением и
воспроизведением воображаемой ситуации. Если вы
помните, то воображение тоже связано со смыслом
и, более того, для своего развития предполагает
специальные задания на осмысление. Во-вторых,
игра с правилами учит общаться. Ведь большинство
игр с правилами — это игры коллективные. В них
встречаются два рода отношений. Это отношения
соревновательного типа — между командами, между
партнерами, у которых прямо противоположная цель
(если один выиграет, то другой проиграет), и
отношения подлинного сотрудничества — между
участниками одной команды. Такое сотрудничество,
участие в коллективной деятельности помогает
ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать
ее как бы со стороны. Это очень важно. Например,
ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от
«колдуна» и, кроме этого, может «рассалить»,
«оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу
бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но
если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается,
что если он расколдует своего товарища, то тот
потом сможет расколдовать его самого. Умение
посмотреть на ситуацию со стороны
непосредственно связано с самым важным
компонентом воображения — особой внутренней
позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку
возможность вносить смысл в ситуацию, делать
плохое хорошим, страшное смешным.
Таким образом, игра с правилами, наряду с
рассмотренными нами режиссерской,
образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, —
необходимое условие развития воображения в
дошкольном возрасте.
Вопросы и задания:
1. Понаблюдайте за свободной игрой своих
воспитанников. В какие игры они играют? Все ли
дети имеют одинаковый уровень развития игровой
деятельности? На примере 2—3 детей опишите
предпочитаемые виды игр.
2. В «Психологическом дневнике» опишите
несколько «спонтанно возникших» сюжетов ролевой
игры (2—3 сюжета). На каких впечатлениях,
по-вашему, основаны эти игры?
3. Прочитайте рассказ Бориса Минаева «Плюшевая
война» (см. «Материал для дополнительного
чтения»). К какому виду игры вы бы отнесли игру
героя рассказа? Есть ли у вас собственный опыт
похожей игры? Если да, опишите, как и во что вы
играли.
4. Составьте перечень игр своего детства и
запишите их названия в соответствии с
перечисленными в лекции видами игры.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Об определении игры
Материал для дополнительного чтения
Остановимся теперь на основных типах
деятельности ребенка на стадии раннего детства.
Это один из самых трудных вопросов и, мне кажется,
наименее разработанных теоретически. Старое
определение игры как всякой деятельности
ребенка, не преследующей получения результатов,
рассматривает все эти виды детской деятельности
эквивалентными друг другу. Открывает ли и
закрывает ребенок дверь или играет в лошадки, с
точки зрения взрослого, он и то и другое делает
для удовольствия, для игры, не всерьез, не для
того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют
игрой.
Надо сказать, что многие авторы хотели внести
ясность в этот вопрос. Первым был
К.Гроос, который пытался расклассифицировать
детские игры и найти другой подход к ним. Он
показал, что экспериментальные игры стоят в ином
отношении к мышлению ребенка и к будущим его
целесообразным неигровым действиям, чем
символические игры, когда ребенок воображает,
что он лошадь, охотник и т.д. Один из учеников
Грооса — А.Вейс пытался показать, что различные
виды игровой деятельности чрезвычайно далеко
стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в
психологическом отношении мало общего. У него
возник вопрос: можно ли одним словом «игра»
называть все различные виды подобной
деятельности?
П.П. Блонский полагает, что игра есть только
общее название для самых разнообразных
деятельностей ребенка. Насколько я знаю,
Блонский, по-видимому, доходит в этом утверждении
до крайности. Он склонен думать, что «игры
вообще» не существует, не существует вида
деятельности, который бы подходил под это
понятие, ибо само понятие игры есть понятие
взрослых, для ребенка же все серьезно. И это
понятие должно быть изгнано из психологии.
Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно
было поручить кому-либо из психологов написать в
энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра»
есть слово, за которым ничего не скрывается и
которое должно быть изгнано из психологии.
Мне кажется самой плодотворной мысль, которую я
слышал в Ленинграде от
Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия
«игра». Игру нужно рассматривать как совершенно
своеобразную деятельность, а не как сборное
понятие, объединяющее все виды детских
деятельностей, в частности, и такие, которые
Гроос называл экспериментальными играми.
Например, ребенок закрывает и открывает крышку,
делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает
вещи с места на место. Все это не является игрой в
собственном смысле слова. Можно говорить о том,
не стоят ли эти виды деятельности между собой в
таком же отношении, как лепет в отношении к речи,
но, во всяком случае, это не игра.
Мне кажется весьма плодотворным и отвечающим
сути дела и положительное определение игры,
которое выдвигается при этой идее на первый план,
а именно что игра — это своеобразное отношение к
действительности, которое характеризуется
созданием мнимых ситуаций или переносом свойств
одних предметов на другие. Это дает возможность
правильно решить вопрос о игре в раннем детстве.
Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с
этой точки зрения характеризуется младенческий
возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с
играми. Всякий согласится, что ребенок этого
возраста кормит, нянчит куклу, может пить из
пустой чашки и т.д. Однако было бы, мне кажется,
опасностью не видеть существенного различия
между этой «игрой» и игрой в собственном смысле
слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых
ситуаций. Исследования показывают, что игры с
переносом значений, с мнимыми ситуациями
появляются в зачаточной форме только к концу
раннего возраста. Только на третьем году
появляются игры, связанные с внесением элементов
воображения в ситуацию. Другое дело, что эти
«игровые» проявления довольно скудны и тонут в
широком море тех деятельностей, которые описал
Левин и которые непосредственно вытекают из
самой ситуации.
Уже у Левина возникала идея, что данное им
определение поведения ребенка мало похоже на
создание игровой ситуации в собственном смысле
слова. Ведь ребенок, который должен посмотреть
под ноги для того, чтобы сесть на камень,
настолько связан наличными предметами, что
создание мнимой ситуации для него трудно.
Наконец, последнее и самое важное. Исследование
показало, что создания мнимой ситуации в
собственном смысле слова в раннем детстве еще
нет. Я хотел бы пояснить это на простом примере.
Ребенок в 2 года совершенно свободно нянчит куклу
и проделывает с ней приблизительно то же, что с
ним проделывают мать или няня: укладывает куклу,
кормит ее, даже сажает на горшок. Но интересно: у
ребенка нет представления о том, что эта кукла
его дочка, что он ее няня или мама. Он нянчит
мишку, если это медведь, куклу, если это кукла, т.е.
это игра с точки зрения взрослого, но она резко
отличается от игры ребенка более позднего
возраста, когда ребенок сам играет роль и вещи
играют роль. В ней кукла — это действительно
маленькая девочка, а ребенок — один из родителей,
хотя кукла все еще так же аффективно тянет на то,
чтобы ее посадить на горшок, накормить, как,
скажем, круглый шарик тянет на то, чтобы его
покатать. Здесь нет развернутой мнимой ситуации,
когда ребенок, сам отчетливо играя какую-то роль,
отчетливо изменял бы свойство вещи. Например,
эксперимент показал, что для ребенка раннего
возраста вовсе не все может быть куклой. Ребенок
в 2 года, который свободно нянчит куклу или
медведя, с трудом и совершенно иначе делает это с
бутылочкой. Поэтому если, как говорят, для игры
характерно, что все может быть всем, то это не
характерно для игры ребенка раннего возраста.
Таким образом, мы имеем здесь как бы игру, но
она для самого ребенка еще не осознана.
Эта теория всегда казалась мне чрезвычайно
привлекательной, а сейчас она приобретает особое
значение. В.Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel
(серьезная игра) и применил его к подростковому
возрасту, указывая на то, что такие игры носят
переходный характер между игрой и серьезным
отношением к действительности и являются
специфическим видом деятельности. Как показали
А.Гомбургер и его ученики, понятие серьезная
игра гораздо ближе подходит к тому, что
наблюдается в раннем детстве: мы имеем там дело с
игрой, в которой еще не дифференцируется игровая
ситуация в сознании ребенка от ситуации
реальной. Когда дошкольники играют в отца и мать,
в поезд, то они отчетливо умеют себя вести в плане
игровой ситуации, т.е. все время ведут себя
сообразно с логикой той ситуации, которая
развертывается. По аналогии с выражением Левина,
для дошкольника возникает известное замкнутое
поле, в котором он движется, но одновременно он не
утрачивает представления о реальном значении
вещей. Если стул по игре — лошадь и требуется
перенести стул в другое место, это не мешает
ребенку перенести стул, хотя лошадь не носят на
руках. Для игры ребенка более позднего возраста
характерно наличие смыслового и видимого поля.
Л.С. ВЫГОТСКИЙ
(отрывок из работы «Раннее детство»)
Диагностика воображения
Игровая методика для педагогов и
родителей
(дополнительный материал к лекциям № 4 и 5)
Предлагаемая игровая методика не только
позволяет определить, насколько у ребенка
развито воображение, но и является средством его
развития.
«Где чье место?»
Психологический смысл данной методики состоит
в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет
проявить свое воображение в жестко заданной
предметной ситуации: уйти от конкретности и
реальности (например, от вопроса взрослого),
смоделировать в уме всю ситуацию целиком
(увидеть целое раньше частей) и перенести функции
с одного объекта на другой.
Стимульный материал
Для проведения этой методики-игры подойдет
любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми
особенностями. Вот пример такой картинки (рис.
1).
Рис. 1
Около всех изображенных предметов расположены
пустые кружочки. Для игры также понадобятся
такие же по величине кружочки, но уже с
нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все
изображенные в кружочках фигурки имеют свое
определенное место на картинке.
Рис. 2
Игровое задание
Взрослый просит ребенка внимательно
рассмотреть рисунок и поставить кружочки в
«необычные» места, а затем объяснить, почему они
там оказались.
Анализ выполнения задания
В зависимости от уровня развития воображения
дети могут по-разному решать эту задачу.
Одни дети (первый уровень) испытывают
значительные трудности, выполняя задание. Они,
как правило, ставят фигурки на их «законные»
места, а все объяснения сводят к следующему:
собака в конуре потому, что она должна быть там.
Если же взрослый сам поставит кружочки на
«чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но
объяснить, почему они там оказались, все равно не
сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка
каких-то объяснений, то они будут шаблонны и
стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она
спряталась», «Собака в пруду потому, что она
спряталась» и т.п. От кого и почему кошка или
собака спрятались, дети при этом уровне развития
воображения ответить не могут.
Вместе с тем ситуация коренным образом
изменяется, если мы уберем целую картинку и,
оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о
том, где и почему может находиться тот или иной
персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как
правило, показывают значительно лучшие
результаты, чем при самостоятельном объяснении.
Они могут придумать — правда, очень короткие и
несложные — ситуации и истории (в основном по
сюжетам знакомых им рассказов и сказок),
объясняющие необычное положение персонажей.
Другие же дети (второй уровень) особых проблем
при выполнении этого задания испытывать не
будут. Они легко поставят кружочки с персонажами
на «чужие» места, однако объяснение будет
вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут
ставить фигурки на их места, едва мы попросим
рассказать, почему тот или иной персонаж
очутился на неподходящем месте. Рассказы
дошкольников с этим уровнем развития
воображения, как правило, имеют под собой
реальную почву, по крайней мере малыши очень
стараются это доказать. «В прошлом году на даче я
видел, как кошка залезла на дерево (помещает
кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки
очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По
телевизору показывали, что собака подружилась с
птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в
конуру)» и т.п. Если изменить задание и попросить
детей объяснить, как расставил персонажи
взрослый или другой ребенок, то их рассказы
станут более содержательными и детальными, чем
тогда, когда они сами ставили картинки и пытались
пояснить свои действия. Если же убрать большую
картинку, то в отличие от детей с первым уровнем
развития воображения они почти не будут
реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения
не станут качественно ни хуже, ни лучше.
Дети с высоким (третьим) уровнем развития
воображения без труда расставляют кружочки на
«чужие» места и объясняют свои шаги. Для них
характерен такой этап, когда они обдумывают
предложенную взрослым задачу. Некоторые
намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво
смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть
изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот
этап завершается тем, что ребенок берет на себя
какую-либо роль, исходя из которой он и будет
вести объяснения. Например: «Я волшебник, сейчас
я оживлю эту картинку», — а затем следует
фантастический рассказ, объясняющий необычное
местоположение предметов. Или после некоторых
размышлений: «На столе лежала картинка, и никто
не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер
(ребенок начинает дуть), и все предметы
разбежались». Далее следует сказочный сюжет.
Важной особенностью в объяснениях детей с
высоким уровнем развития воображения является
то, что они связывают в своем рассказе отдельные
эпизоды, предметы и части картинки в единый
целостный сюжет. Другая особенность в том, что им
легче даются объяснения тогда, когда они ставят
предметы сами, чем когда их просят рассказать о
предметах, размещенных кем-то другим.
Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в
своих действиях руководствуются с самого начала
замыслом, он ими управляет. Когда же им надо
пояснить «чужое», то они должны проникнуть в
«чужой» замысел, а этого дети в дошкольном
возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все
изображенные в кружочках фигурки имеют свое
определенное место на картинке, мы же просим
ребенка внимательно рассмотреть рисунок и
поставить кружочки в «необычные» места, а затем
объяснить, почему они там оказались.
Формирование воображения у детей предполагает
известную свободу в использовании нормативов и
образцов деятельности. Жестко заданные и
некритично усвоенные ребенком системы образцов
препятствуют творческому решению задач, ведут к
однообразным, стереотипным действиям,
препятствуют проявлению индивидуальности. Таким
образом, говоря о развитии воображения в
дошкольном возрасте, можно использовать еще один
показатель, а именно посмотреть, как ребенок
применяет на практике усвоенные образцы и
эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами»,
ограничивающими его деятельность и
препятствующими развитию его воображения и
фантазии, или они составляют необходимый базис,
на котором впоследствии строятся воображение и
творчество ребенка.
Борис МИНАЕВ
Плюшевая война
Зайца назвали Степкой. Он вечно косил куда-то в
сторону черным пластмассовым глазом, как будто
хотел сказать: «А где морковка?»
Совсем другой характер был у трех медведей,
которые появились вскоре за ним. Одного принесли
гости, другого я выбрал в магазине сам, третий...
уже не помню, откуда он взялся.
Медведи были совершенно разные и представляли
собой настоящую семью. Суровый облезлый Миша с
твердой головой, набитой опилками, был высоколоб
и слегка сплюснут, зато в его глазах различалось
вполне осмысленное внимательное выражение.
Глаза большой черной Машки прятались в густой
шерсти, к ней было приятно привалиться головой, а
потом задремать, уткнувшись в теплое пыльное
пузо. Маленький Мишуня выглядел немножко
несчастным и испуганным, я всегда жалел его и
сажал на самое лучшее место.
Мама была не очень довольна таким количеством
мягких игрушек.
— Пылища-то какая! — сокрушалась она,
вытряхивая на балконе медведей и зайца. Звери
стукались друг о друга головой, а Миша издавал
низкий, хрипловатый звук — У-У-У — так он всегда
выражался, если его переворачивали.
Потом появился слон Яша. Если смотреть на Яшу
сбоку, было видно, как он улыбается счастливой
глуповатой улыбкой. Мама сдалась. Она связала Яше
кофту, а облезлому Мише сшила трусы. Но самое
главное было еще впереди. В магазине мама
присмотрела для меня двух роскошных
экзотических зверей: огромную мохнатую обезьяну
и высокого нежного жирафа.
Звери были дорогие, и мама предложила взять
одного: на выбор.
Выбрать я не мог.
И обезьяна, и жираф просто убивали меня своим
великолепием. Их яркий заграничный мех плохо
представлялся мне рядом с пыльной свалявшейся
шерстью моих зверюшек.
— Ну, выбрал? — восторженно прошептала мама и
подтолкнула меня ближе к прилавку, где целая куча
детей тоже не могла отвести глаз от этих
красавцев, галдела и показывала на них пальцами.
— Выбрал, — тихо сказал я. — Кошку.
Рыжую кошачью голову с торчащими во все стороны
усами из рыболовной лески я еле разглядел между
жирафом и обезьяной.
Мама была поражена. Мы вышли на улицу и встали
возле дверей магазина, чтобы выяснить отношения.
Маме страшно понравились жираф и обезьяна. Она
твердо решила купить одного из них, чтобы
поставить игрушку на видном месте. А может, ей
самой очень хотелось потрогать ее, помять,
поиграть немножко.
...Но самое главное: маме хотелось, чтобы я
обрадовался, забил в ладоши, закричал от
удовольствия.
И вдруг я выбрал кошку.
«Зачем тебе эта кошка? — горячо говорила мама. —
У нее и лапы не гнутся. А обезьяна может и ходить,
и стоять, и сидеть!»
Из-за этой кошки мы потом не разговаривали целый
день.
|