Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Шестой подход заключается в интеграции элементов физического воспитания в бытовые процессы. Например, выполнение несложных упражнений после пробуждения прямо в постели; освоение методики одномоментного одевания, позволяющие упражнять детей в координации движений, сосредоточенности. Зачем вешать полотенце для рук буквально перед носом ребенка? Нужно повесить полотенце так, чтобы он смог достать его, только привстав на носочки, потянуться за ним. Эти и другие маленькие педагогические «хитрости» позволят насытить день детей нужными и полезными для их развития движениями.

Седьмой подход заключается в качественном отборе содержания физкультурно-оздоровительной работы. Это содержание должно быть в определенной степени эксклюзивным. Только здесь и только для этих детей. Специфические оздоровительные игры, организация психотерапевтических прогулок-занятий, отбор закаливающих процедур, воспринимаемых положительно каждым конкретным ребенком, и т.п. составляют основу такого содержания. Кроме того, содержание занятий должно отбираться с учетом диагностических данных нарушения основных законов развития движений. Эта диагностика осуществляется опытным специальным психологом.

Восьмой подход заключается в том, что методика организации физкультурных занятий должна предусматривать введение специфических мероприятий по коррекции и развитию аффективно-эмоциональной сферы детей. Другими словами, педагог должен научиться в каждом виде занятий прогнозировать возможное неадекватное эмоциональное состояние детей, запускающее негативные поведенческие реакции, и научиться ставить им «блоки», а также подбирать интересные для детей по их конечному результату действия, воспитывающие терпение, настойчивость и сосредоточенность, развивающие функции программирования и самоконтроля. Например, при проведении игр соревновательного характера победителем является тот, кто выполнил задание абсолютно правильно, а не быстрее. Двум детям предлагается пропрыгать пять метров до стола на одной ноге, сложить из четырех спичек квадрат, скатать бумажный шарик и, прыгая на другой ноге, вернуться на свое место. Победителем станет тот, у кого и квадрат ровнее, и шарик туже скатан. Такая наглядность при определении победителя позволяет исключить протестные реакции детей.

Девятый подход заключается в стимуляции самостоятельной двигательной деятельности сенсорной направленности. Это использование различного рода качелей, каруселей, рукоходов, «бегущих дорожек», батутов, зрительно-слуховых игровых пособий. Например, дотянешься до гирьки часиков, потянешь ее вниз до определенной отметки, часы заиграют мелодию.

В заключение лекции мы предлагаем вам некоторые практические материалы из учебного пособия для студентов психолого-педагогических факультетов «Профилактика психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания», которые рекомендовано включать в содержание физкультурно-оздоровительной работы с проблемными детьми.

Оздоровительные игры

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной, они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательные функции.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Эти игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка педагога обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей коррекционной деятельности.

Игры могут проводиться как коллективно, так и индивидуально. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум специалистам. Например, дефектологу и физоргу, психологу и воспитателю. Один из них выполняет роль наблюдателя и ассистента. Эти наблюдения за детьми позволяют получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающе-коррекционной работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником. Например, при проведении игры «Цапля» отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия, и не нужно проводить утомительных для детей специальных обследований. По амплитуде круговых движений при проведении игры «Обруч» опытный педагог оценит гибкость позвоночника.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет от 4 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны часто повторяться, чтобы интерес детей к ним не угасал. Поэтому в арсенале воспитателя, физорга, дефектолога их должно быть много. Особых возрастных требований к этим играм не предъявляется. Если дети понимают, что такое пропеллер, можно играть с ними в игру «Пропеллер».

Ниже приводится описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения компенсирующего вида с помощью психоневролога, врача-ортопеда или офтальмолога могут разработать свои варианты игр.

Из комплекса подобных игр составляются различные по содержанию варианты мини-физкультурных занятий, которые дети очень любят.

1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Педагог объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты. Необходимо находиться в таком положеннии как можно дольше. Дети, у которых это получилось, становятся далее водящими в игре «Лягушки и цапля».
Игра тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрации внимания, а также очень смешит детей.

2. «Скачки». Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Воспитатель объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение
15—20 секунд. Воспитатель благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут тоже на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и его ассистент отмечают быстрых скакунов, резвых скакунов, грациозных скакунов и т.д., с тем, чтобы каждый ребенок услышал положительную оценку взрослого, и благодарят детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

3. «Парашютисты». Педагог объясняет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. «Прыжок» заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке следует оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжок. Ведущий отмечает каждого парашютиста, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек и является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

4. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполнятся 15—20 секунд. По окончании воспитатель спрашивает детей, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

5. «Скоморохи». Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом следует ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу гонга в течение 20—30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

6. «Тачка». Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и превращается в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать ее то вправо, то влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Воспитатель оценивает, насколько эффективным было взаимодействие детей в парах. Упражнение проводится в течение 25—30 секунд, затем дети меняются местами. Оно укрепляет мышцы рук и приучает детей к согласованному взаимодействию друг с другом.

7. «Кошка». Воспитатель предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Он говорит детям, что они будут изображать кошку. Сейчас кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2—3 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Движения чередуются в течение 3—4 секунд, затем дети возвращаются к первоначальным движениям. Вся игра длится в течение 1 минуты. Самые грациозные кошки становятся затем водящими в игре «Кошки и мыши». Эта игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство мышечной радости и одновременно разнеженности, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

8. «Гуси». Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут навстречу воспитателю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.

9. «Раки». Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно быстрее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

10. «Бег в колпаке». Дети встают в две команды. Каждый ребенок надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы, и бежать в ней будет непросто. По сигналу гонга дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

11. «Великаны». Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Игра включает в работу основные группы мышц, упражняет детей в сдержанности.

12. «Футбол». Дети встают в круг, взявшись за руки, воспитатель старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Игра способствует развитию сосредоточения внимания, быстрой реакции и взаимодействию со сверстниками.

Вопросы и задания:

1. Почему физкультурные занятия с проблемными детьми должны быть ориентированы на развитие произвольной сенсомоторной активности?

2. Что дает педагогу специализированной группы для детей с проблемами в развитии знание законов развития движений?

3. Поясните сущность законов развития движений.

4. В чем заключается сущность научно-методологических подходов к организации физического воспитания проблемных детей?

5. Попытайтесь составить два варианта физкультурных занятий, основу содержания которых составляют оздоровительные игры.

Рейтинг@Mail.ru