Игра в глину
Игра
Многие взрослые любят смотреть по
телевизору передачи про животных. Вот на экране
резвятся молодые львята или волчата, и голос за
кадром говорит: «В игре детеныши зверей
обучаются всем необходимым умениям». Потом эти
взрослые усаживают своих детей-дошкольников за
чтение и счет, отправляют их в секции, кружки,
студии, а когда дети начинают резвиться и просят
дать им еще поиграть, говорят: «Ты уже большой,
веди себя хорошо!»
Хотя непонятно, чем детеныши человека
хуже детенышей зверей?
В 1914 году основательница
искусствотерапии Маргарет Наумбург писала:
«Эмоциональное развитие детей, поощрение
самостоятельного творческого самовыражения и
самостоятельной познавательной активности
должно преобладать над традиционным
интеллектуальным подходом к обучению по
стандартной программе».
В 2004 году мы пишем в программе нашей
студии:
«Главным для дошкольников является не
интеллектуальное, а эмоциональное развитие. Под
словом «развитие» педагоги нашей студии
понимают не столько получение ими определенной
суммы знаний, сколько формирование гармоничной
личности в процессе свободной творческой игры».
Далеко же мы уехали за девяносто лет!
В нашу студию ходят дети от трех до
семи лет. Занимаются они тем же, чем во всех таких
студиях: развитием речи, лепкой, музыкой,
живописью, английским языком, физкультурой. От
других студий мы отличаемся тем, что наши
родители сами выбирают, на какие занятия будут
ходить их дети. И еще тем, что мы понимаем, что
дети и родители хотят совершенно разных вещей.
Родители хотят, чтоб их дети чему-то научились. А
дети хотят просто поиграть.
Глина
Обычно считается, что глина — это
материал для декоративно-прикладного творчества
и из нее нужно делать поделки, сувениры и
украшения.
Но глина — это еще и прекрасный
материал для детских игр. Пока она влажная и
пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в
песочнице, строя из нее все необходимое для игры,
не боясь сломать или испортить. Когда поделка из
глины высохнет, она становится достаточно
прочной и может еще некоторое время поработать
игрушкой. Чтобы она была прочней и не пачкалась,
ее можно покрыть лаком, клеем ПВА или добавить
немного клея ПВА в гуашевые краски и раскрасить.
Глина легко отстирывается с одежды и счищается с
мебели.
Дороги
Самая простая и в то же время
впечатляющая вещь, которую можно делать даже с
самыми маленькими детьми, — это дороги. Первое,
что начинают делать с глиной многие дети, — бить
по куску кулаком или ладошкой, пока он не
превратится в блин. Можно назвать этот блин
тарелкой и играть в обед, можно назвать его
стеной и строить дом… Но ничто не сравнится с
дорогой.
Все новые и новые куски отрываются,
укладываются и плющатся, и вот уже вдоль всего
стола идет дорога от Тёмы к Ване, от Вани к Маше,
от Маши к Андрюше. Во-первых, дорога — это
изучение и покорение пространства, что является
одной из главных задач ребенка. Во-вторых, по
дороге могут ездить его любимые машинки, с
которыми он не хочет расставаться и на занятии.
В-третьих, если дорога длинная, то Ване
приходится договариваться с Машей, Тёме — с
Ваней, а Маше — с Андрюшей. Дети общаются и учатся
делить между собой пространство. В-четвертых,
дороги ведут откуда-то куда-то. Начав с дорог,
можно играть и в город, и в стройку, и в гости, и во
все остальное, что только может быть на свете. А
уж если начать строить мосты… В-пятых,
строительство дорог — занятие не только
интересное, но и долгое, и оно может занять
ребенка на весьма продолжительное время.
Разумеется, дороги можно мостить не
только ладонями. У нас есть скалки, и наши дороги
мы раскатываем скалками.
Абстрактная и предметная живопись
Тёма устал лепить, и я даю ему бумагу с
красками. Минут двадцать он вдумчиво выводит на
листе разного цвета линии, точки и закорючки,
иногда сообщая нам о содержании своей работы:
«Это дорога. А это мост. Машина едет. Упала с
моста. В реку. Надо ее вытащить. Подъехала другая
машина. А это солнце. А тут я стою и смотрю».
Результат его творчества выглядит как
шедевр из Музея абстрактного искусства. Но для
Тёмы это предметное искусство — ведь он сам
придумал и сам нарисовал вполне конкретные вещи.
На стенде висит работа того же Тёмы с
занятия по живописи — новогодняя елка с
украшениями. Учительница по живописи всегда
рассказывает детям, какой краской какую линию
где провести, чтобы получилось похоже на елку.
Потом она велит им понаставить по всей елке яркие
точки — игрушки.
Для Тёмы это абстрактная живопись,
ведь он не задумывался над тем, почему он так
рисует. Хотя результат вполне похож на елку, и сам
Тема это осознает.
Задания для родителей
Выходим с детьми гулять. В песочнице
ползает трехлетняя девочка. Рядом стоит мамаша,
курит и беседует с другими мамашами о шмотках.
Периодически она посматривает на свою дочь и
злобно орет: «Что ты ползаешь?! Возьми совочек и
копай!»
Мне хочется ей сказать: «Ты сама возьми
да покопай». Почему ребенок должен заниматься
тем, что даже взрослому скучно?
Мне кажется, развивающие пособия
написаны неправильно. В них описаны задания для
детей, хотя читают пособия взрослые. Нужно в
пособиях давать задания для взрослых: «Выкопайте
совком ямку», «Раскрасьте красками картинку»,
«Слепите из глины елочку». Пусть мама или папа
сначала сами выполнят все задания, а потом
подумают, что из этого будет интересно их ребенку
и как это до него донести.
Интерес
А в это время наши дети в этой же
песочнице загружали в тачку песок. Песка мы
недавно заказали целую машину, он лежит огромной
кучей в одной из песочниц. В других песочницах
бывшего детского сада песка не было с советских
времен. Тачка — настоящая, купленная для дачи, но
пока обитающая в студии под лестницей.
Без передыху трое наших мальчишек и
одна девочка кидали в нее лопатками песок, и за
час мы перевезли в соседнюю пустую песочницу
четыре или пять тачек. И никаких проблем с
дисциплиной. Главное — найти детям интересное
занятие. (Впрочем, это касается и взрослых.)
Тачка наша была сделана на заводе
«БелАЗ» и своей формой и размерами напоминала
карьерный грузовик. Когда нам надоело грузить
песок, дети уселись в тачку, и я прокатил их «по
местам трудовой славы». Перед тем как уходить
домой один из них, Глеб, подошел ко мне и сказал:
«Когда я вырасту, буду работать на такой же
машине, как эта тачка».
Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». На сайте компании, расположенном по адресу http://www.opel-kuntsevo.ru/avtomobiliopel/modeliopel/astra-4-door/dizayn/, Вы можете выбрать комплектацию и купить Opel Astra в Москве. Удобный конфигуратор позволит «собрать» наиболее выгодную для Вас комплектацию с учетом всех скидок и спецпредложений. Также Вы можете записаться на тест-драйв или сервисное обслуживание в ТЦ «Кунцево» .
Необыкновенный человек
Мама одного нашего студийца,
четырехлетнего Владика, рассказала, что недавно
он сообщил родителям: «Вот ты, папа, —
обыкновенный человек. И ты, мама, обыкновенный. А
я, когда вырасту, буду необыкновенным человеком».
Папа (выпускник консерватории,
музыкант) и мама (фольклорист, музыкант, ведущая
детской студии) глубоко вдохнули.
А Владик выдал: «Я буду водителем».
Впрочем, у Владика есть все основания
для подобных заявлений. Он уже необыкновенный
человек. Я понял это, когда он в три года стал
делать в кусках глины дырки. Обычно дети в этом
возрасте производят с глиной внешние действия:
бьют, мнут, плющат, режут, собирают вместе,
отрывают кусочки, накладывают куски один на
другой. Проникнуть внутрь куска, сделать поделку
с внутренней пустотой — такое желание возникает
обычно годам к четырем. Оно связано с более
глубоким ощущением пространства, это уже начало
пространственного, конструктивного мышления.
За дырками последовали пещеры, дома,
печи, машины с кабиной, и дальше пошли уже почти
одни машины. Большие, маленькие, легковые,
грузовики, трактора, бульдозеры…
Мама жаловалась: «Я ему и сказки читаю,
и книжки вместе смотрим, и песни поем, а он только
машины лепит и только машины рисует».
По-видимому, машина для мальчишек
означает что-то гораздо большее, чем просто
автомобиль. Раньше мальчишки бредили конями,
теперь — машинами. Машина — это способ
преодоления, покорения пространства. А
пространство — это символическая система,
требующая конструктивного мышления, аналитики.
Владик — аналитик, он быстрее всех научится
читать, считать, рассуждать логически. Хорошо,
что у Владика такие «гуманитарные» родители, они
сумеют компенсировать его аналитический уклон
творческими занятиями, не будут эксплуатировать
его интеллектуальные способности.
Недавно Владик научился рисовать
машины, развернутые вполоборота (если говорить
научно, в аксонометрии). В четыре с половиной
года, хотя и в восьмом классе это не всем
доступно.
Людей Владик тоже лепит — водителей.
Вазочка для мамы
Бабушка пятилетней Ксюши говорит: «Все
дети лепят и чашечки, и тарелочки, а наша сидит да
зверюшек каких-то делает».
Бабушка не понимает, что она должна
только радоваться тому, что внучка лепит
зверюшек. Я пытаюсь объяснить ей, что:
— во-первых, слепить зверюшку гораздо
сложнее, чем чашку. Так что если девочка умеет
делать зверей, то уж с чашечкой наверняка
справится;
— во-вторых, зверюшек лепить
интереснее, чем чашечки, грибочки и даже елочки.
Чашечки дети лепят по заданию воспитателя, а
зверюшек Ксюша придумывает сама. А если девочка
сама придумывает, что ей лепить, то это говорит
только о ее развитой творческой инициативе;
— в-третьих, зверюшек лепить полезнее,
чем тарелочки. Это ведь не просто зверюшки, а из
сказки. А если не из сказки, то девочка тут же
придумывает, что это за зверюшки, откуда они и что
они делают. Значит, у девочки слово не расходится
с делом, она может воплотить в материале свои
мысли и осмыслить сделанное своими руками;
— в-четвертых, эта девочка молодец уже
потому, что в пять лет не всякий ребенок слепит
зверюшку, похожую саму на себя.
Нам с бабушкой все же удалось
раскрутить Ксюшу на вазочку. Помог нам в этом
трагический случай. Целый урок она лепила
динозавра, который больше всего был похож на
обычного человека с большими пальцами на руках и
ногах, и потом еще один урок раскрашивала его и
лепила загородку, в которой он будет жить, чтобы
никого не напугать. В самом конце второго урока
она случайно ударила человека-динозавра об стол,
и у него отломилась нога. Ксюша даже заплакала:
столько работы, и все зря.
Чтобы загладить неприятное
впечатление, Ксюше нужно было быстренько слепить
что-нибудь еще. Тут-то мы с бабушкой и насели на
нее с идеей сделать вазочку, тем более что
пришедшая в это время на следующее занятие
группа шестилеток усердно занялась лепкой
кувшинов из укладываемых одну на другую по кругу
колбасок.
Ксюша утерла слезы и одним махом
соорудила по этой технологии вазочку на ножке,
чего не додумался сделать никто из старших детей
и чего я не показывал. После этого мне только и
оставалось, что сказать бабушке: «Я же вам
говорил. Для нее все эти чашки-плошки — ерунда».
Интересно, что, слепив вазу, Ксюша
стала думать над тем, что в нее положить. Тщетно
мы объясняли ей, что это просто вазочка, в которую
потом можно будет положить что угодно. Нет. Вот
что значит образное мышление. Ксюшу не устроил
просто предмет, ей важно создать цельный,
законченный образ. Раз есть ваза, значит, должно
быть и ее содержимое. Только слепив гроздь
винограда, она успокоилась и ушла домой.
Почему же беспокоится бабушка? Чашка и
плошка — простые, понятные, а главное — полезные
вещи. А в зверюшках нет никакой пользы, это просто
игрушки. Но не об этом ли написано у великого
Лао-Цзы:
Из глины сделан горшок,
Но только ради той пустоты, что внутри.
В материальном — польза,
В нематериальном — суть.
Черепаха под капельницей
Шестилетний Игорь обожает черепах.
У него дома живет черепаха Яшка, и когда он пришел
к нам в студию, он мог говорить только о
черепахах. На лепке он занимался только
черепахами. Потом поостыл, занялся другими
вещами, но вот недавно слепил очень натуральную
броненосную черепаху и попросил меня ее обжечь,
чтобы она стала твердой и можно было с ней играть.
При обжиге черепаха почему-то
разбухла, и у нее из живота вылез большой
глиняный пузырь. Поначалу Игорь был в восторге —
он любит анатомические подробности и курьезы. Но
потом задумался о самой черепахе и чуть не
заплакал. «Ей ведь больно, что же теперь с ней
будет?»
Я попытался его успокоить, мол, это
будет старая больная черепаха, а ты слепи новую,
здоровую. Но Игорю эта идея не понравилась. Он
взялся за глину и стал что-то сосредоточенно
ваять. Через некоторое время говорит:
— Это будет ее кровать.
Потом прилепил тонкие колбаски к
кровати и черепахе:
— Она лежит под капельницей.
Добавил еще колбасок, и черепаха
оказалась вся утыкана «капельницами». Потом
приделал сбоку кусочек бумаги:
— А это у нее фильтр. Она полежит под
капельницей, пока я буду на других занятиях,
выздоровеет, а потом я заберу ее домой.
И ушел на занятие по развитию речи. А я
ушел по своим делам. После занятий я обнаружил на
столе пустую «больничную койку» с висящими в
стороны «капельницами». Черепаха, видимо,
выздоровела.
Кусок побольше
Я покупаю глину на Гжельском
керамическом заводе валюшками (упаковками) по 20
килограммов. Когда я достаю из шкафа очередную
валюшку и ставлю ее на стол, все дети хором
кричат:
— О-о! Какая огромная!
Валюшка всегда стоит на краю стола, и
каждый ребенок всегда может сам подойти и
отрезать или отломать от нее кусок такой
величины, какой ему захочется.
Детям, а особенно мальчикам, часто
хочется померяться силой с «великаном». Мои
валюшки прекрасно выполняют эту роль.
Глины мне не жалко. Все излишки,
которые дети не использовали на занятии, я
заминаю обратно в большой ком и даю следующей
группе.
Оторвать руками удается не так уж
много — кусок величиной с кулак или два. Но у меня
есть специальный инструмент — тонкая стальная
проволока в локоть длиной с двумя деревянными
ручками на концах. Ею можно резать мягкую глину
так же, как раньше в магазинах резали развесное
масло. Эта операция доступна любому ребенку от
двух с половиной лет. А вот поднять отрезанное…
Если ребенку хочется взять себе кусок
побольше, я не запрещаю ему и не говорю ничего про
жадность, других детей и экономию. Но когда он
пытается поднять и отнести на свое место пять
килограммов глины, он сам понимает, что всем
желаниям есть предел.
Продолжение следует
Алексей ЛЕЛЬЧУК
Рисунки Владимира Семеренко
|