Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Социально-гигиенический скрининг условий и образа
жизни семей воспитанников дошкольного учреждения

Сущность социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семьи была раскрыта в предыдущих лекциях. В этой лекции мы предлагаем вам опросный лист, анализ которого позволит сделать заключение об образе жизни как конкретной семьи, так и всего учреждения в целом.

Работая с опросным листом, следует соблюдать правила профессиональной этики. Они несложны и заключаются в следующем:

1. Сообщить цель и смысл проделываемой вами работы. Не важно, что они будут несколько изменены. Главное, чтобы в вашем сообщении не было противоречий и ничто бы не настораживало родителей. Чувство, что вас оценивают, неприятно. Можно сказать, например, что вы хотите внедрить новую эффективную оздоровительную технологию (или собираетесь ее разрабатывать) и для этого вам требуется знание определенных моментов в жизни семей, чтобы не идти вразрез с теми традициями и образом жизни, которые уже сложились.

2. Не важно, подпишут ли родители опросный лист или нет. Настаивать на этом не следует. Можно приготовить для опросных листов урну. Подписи на опросных листах позволят судить о том, насколько родители доверяют дошкольному учреждению.

3. Следует очень спокойно отнестись к отказу родителей заполнить опросный лист.

Ограничьтесь фразой: «Если у вас нет времени или желания ответить на наши вопросы сейчас, можете сделать это дома или в следующий раз. Но ваши ответы позволили бы нам иметь более полную информацию». Отказ родителей заполнить анкетный лист также говорит об отсутствии доверия к работе педагогического персонала. Значит, есть о чем задуматься.

4. Следует ограничить время заполнения опросного листа, иначе родители начнут придумывать свой образ, стараясь выглядеть в своих и других глазах как можно лучше. Помните, что чем выше общие баллы опросного листа, тем недостовернее информация. Ограничительные условия следует поставить сразу и объяснить, почему. «Чем дольше вы будете заполнять лист, тем меньше оснований доверять данной вами информации. Для улучшения качества нашей работы мы должны получить предельно достоверную информацию. Например, напишут все родители, что каждое воскресенье выводят детей на прогулку в парк или лес, и мы решим, что ни к чему нам самим проводить такие экскурсии. А в результате дети будут лишены полноценного общения с природой», — примерно так может объяснять воспитатель. При хороших контактах с семьями эту работу могут выполнить волонтеры из числа подготовленных родителей.

5. В конце опросного листа есть традиционная фраза «Благодарим за сотрудничество», но воспитателю или лицу, проводившему сбор информации, следует поблагодарить родителей лично.

6. Полученная информация может быть использована только для определения направлений и содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми. Она не раскрывается лицам, не имеющим к этой деятельности никакого отношения, и не может быть использована как средство воздействия на семью.

7. Нельзя в опросном листе указывать его тему. Например, «Анализ социально-гигиенических условий жизни семей воспитанников ДОУ №…». Обычно на такие опросные листы родители отвечать не желают, справедливо полагая, что это своего рода вторжение в частную жизнь. Поэтому опросный лист разумно начать словами: «Уважаемые родители! Просим вас ответить на ряд вопросов, ответы на которые помогут совершенствованию качества физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения. С целью получения предельно достоверной информации просим вас заполнить опросный лист в течение 5 минут. Отвечать на вопросы нужно в строгой последовательности: только ответив на предыдущий вопрос, можно переходить к следующему».

Примерные вопросы для проведения социально-гигиенического скрининга семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Отвечая на них, родители должны подчеркнуть или дополнить выбранный ответ.

1. Ваш ребенок в семье:

а) первый,
б) второй,
в) третий,
г) ______________ .

2. Если бы была возможность, то вы завели бы еще ребенка?

а) да,
б) нет,
в) не уверены.

3. О ком мечтает ваш малыш?

а) о сестренке,
б) о братике,
в) не хочет других детей,
г) ____________________________ .

4. Вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий?

а) да,
б) нет,
в) не помешало бы.

5. Вы проживаете в одной квартире с родственниками?

а) да,
б) нет.

6. Это родственники:

а) мужа,
б) жены.

7. У вас есть загородный дом или садовый участок с домиком?

а) да,
б) нет.

8. Вы гуляете вечером с ребенком после того, как заберете его из детского сада?

а) да,
б) нет,
в) иногда.

9. Кто преимущественно гуляет с вашим ребенком:

а) муж,
б) жена,
в) старший ребенок,
г) другие члены семьи.

10. Вы считаете, что вечером гулять с ребенком необязательно, так как он достаточно бывает на свежем воздухе в детском саду?

а) да,
б) нет,
в) затрудняюсь ответить.

11. Вы ежегодно вывозите ребенка на море или в загородную зону?

а) не вывозим совсем,
б) ежегодно,
в) иногда.

12. Вы гостеприимны, к вам часто ходят гости?

а) да,
б) нет,
в) не совсем так.

13. Ваш ребенок находится среди гостей?

а) да,
б) не всегда,
в) нет.

14. Кто из вашей семьи курит?

а) муж,
б) жена,
в) оба,
г) другие члены семьи,
д) все.

15. Они курят:

а) за пределами квартиры,
б) в специально отведенном месте,
в) где хотят.

16. Посещаете ли вы тренажерные залы, спортивные комплексы, фитнес-центры, другое?

а) да,
б) нет,
в) иногда.

17. Вы не посещаете спортклубы, фитнес-центры и т.п. по причине:

а) недостатка времени,
б) недостатка средств,
в) не видите необходимости.

18. Вы любите плавать?

а) да,
б) нет,
в) не умею.

19. Сколько раз вы с семьей в среднем бываете летом на пляже?

а) один раз в неделю,
б) два раза в неделю,
в) больше,
г) не бываем вообще.

20. Вы ходите семьей в бассейн?

а) да,
б) нет,
в) редко.

21. Ваш ребенок смотрит телевизионные передачи:

а) вместе со всеми,
б) только детские.

22. У вашего ребенка отдельная комната?

а) да,
б) нет.

23. Ваш ребенок находится в одной комнате:

а) с вами,
б) с вашими родителями,
в) с другим ребенком.

24. Вы ужинаете вечером:

а) всей семьей,
б) ребенок ест отдельно,
в) когда как.

25. Вы чистите зубы:

а) утром,
б) утром и вечером,
в) когда как.

26. У вашего ребенка своя зубная щетка и полотенце:

а) да,
б) нет.

27. Какую зубную пасту любит ваш ребенок?

___________________________________ .

28. Он ее ест?

а) да,
б) нет,
в) не знаю.

29. У вас есть в семье больные родственники, за которыми приходится ухаживать?

а) да,
б) нет.

30. Ваш ребенок принимает участие в уходе за больными?

а) да,
б) нет,
в) иногда.

31. В вашей семье есть родственники, имеющие вредные привычки?

а) да,
б) нет,
в) затрудняюсь ответить.

32. Эти привычки:

а) очень сильные,
б) умеренные.

33. Что вы делаете утром?

а) гимнастику, пробежку,
б) принимаю холодный душ,
в) завтракаю и иду на работу.

34. Ребенок присоединяется к вам?

а) да,
б) нет,
в) иногда.

35. Ваш материальный достаток:

а) ниже среднего по стране,
б) средний,
в) выше среднего,
г) высокий.

36. Образование жены:

а) среднее,
б) среднее специальное,
в) высшее.

37. Образование мужа:

а) среднее,
б) среднее специальное,
в) высшее.

38. Вы работаете по специальности?

а) да,
б) нет.

39. Вы считаете, что чистить зубы ребенку лучше:

а) дома,
б) в детском саду,
в) вообще лучше пользоваться жевательной резинкой.

Читать продолжение

Рейтинг@Mail.ru