Мы рисуем зиму
Зима — это холода, заморозки, снег,
узоры на стекле, сугробы, метель, пурга, поземка,
ледяные горки, зимние забавы, Новый год, подарки,
праздничная елка. Наблюдаем, эмоционально
переживаем все это. Рассматриваем изображение
зимних событий в предметах искусства: прикладная
графика (открытки, картинки); репродукции зимних
пейзажей; предметы скульптуры малых форм,
декоративно-прикладного искусства. Знакомим
детей с доступными материалами и способами
изображения полученных впечатлений.
Примерное содержание занятий по
рисованию.
Тема: «Лесная сказка».
Предварительная работа: рассматривание
картинок, книжных иллюстраций (схожести и
различия во внешнем виде зайца, медведя, лисы,
белки и др.).
Материалы: акварель или гуашь,
цветные фломастеры.
Содержание: рассмотреть диких
животных, обратить внимание на образность
изображения. Обратить внимание на верхнюю часть
большого пальца, его форма напоминает туловище
животного. Кончик среднего пальца напоминает
голову животного. Предложить сделать по всему
листу 3—5 отпечатков большим пальцем (туловища).
На каждом туловище сделать отпечаток краешком
среднего пальца (голова). На отпечатанных
изображениях дорисовать уши и хвосты.
Рассказать, что делают звери в лесу (веселятся,
играют
и др.), дорисовать сюжет. Рассказать о своем
сюжете. Предложенная тема может быть выполнена
на нескольких занятиях (одно — печатание зверей,
другое — дорисовывание сюжета).
Тема: «Снеговик».
Предварительная работа: вылепить
вместе с детьми снеговика, полюбоваться им;
рассмотреть картинки и иллюстрации, обратить
внимание на детали изображения.
Материалы: белая гуашь,
разведенная молоком, фломастеры, комочки плотной
бумаги или круглые губки (большие и поменьше),
тонированные листы бумаги.
Содержание: рассмотреть картинки,
обратить внимание на изображенные предметы.
Вспомнить, как дети лепили снеговика из снега.
Показать, как можно изобразить снежный ком с
помощью комочка бумаги или губкой. Предложить
выбрать способ изображения, изобразить
снеговика в любой части листа, дорисовать детали
(можно фломастером). В общении с каждым ребенком
определить сюжет (что рядом со снеговиком, что
вокруг). Дорисовать сюжет. Рассмотреть работы,
рассказать о своем сюжете.
Тема: «Снежная Королева».
Предварительная работа: рассматривание
портретных изображений сказочных героев (голова,
туловище, одежда, украшения); рассматривание
иллюстраций к сказке «Снежная Королева» (цвета,
линии, украшения, настроение).
Материалы: засушенный кленовый
лист, белая и синяя гуашь, тонированные листы.
Содержание: рассмотреть
иллюстрации, обратить внимание на цвет и
настроение изображений. Детально рассмотреть
изображение Снежной Королевы (головной убор,
платье, украшения). Обсудить, какими могут быть
украшения короны и платья Снежной Королевы
(комочки снега, сосульки, снежинки). Обратить
внимание на кленовый лист и схожести его с
силуэтом туловища. Показать печатание короны и
туловища кленовым листочком. Дорисовать детали и
украшения. Рассмотреть работы, рассказать, какие
украшения использовали в изображении.
Тема: «Красивая снежинка».
Предварительная работа: рассматривание
снежинок (форма, сочетание линий, разнообразие
узоров); рисование сухой веточкой на снегу,
карандашами и фломастерами на бумаге «Придумай
свою снежинку».
Материалы: акварель, восковые
мелки или кусочки свечи, губки, листы бумаги 12х12
см; либо белая гуашь и тонированные листы такого
же размера; рисунки, выполненные карандашами и
фломастерами.
Содержание: вспомнить впечатления
от наблюдения за снежинками; рассмотреть
графические рисунки. Предложить свечой
прорисовать снежинку, наложить синий фон; либо
белой гуашью прорисовать снежинку на
тонированном листе. Дать возможность детям
выбрать способ изображения. Наклеить готовые
работы на большой лист бумаги, оформить в виде
панно. Данная тема может быть частью занятия по
экологии или музыкального.
Надежда КОМОЕД,
г. Минск
|