Базовая оздоровительная программа как
основа разработки профильных оздоровительных
программ
Наличие в дошкольном учреждении
базовой оздоровительной программы, позволяющей
структурировать деятельность его персонала и
создать в нем условия пребывания детей,
соответствующие понятию «экодом». Она
показывает малозатратные (в смысле
финансирования) пути организации
оздоровительного процесса. И хотя, учитывая
современную социально-экономическую политику в
отношении дошкольного образования, мы
рекомендуем использование хорошо
зарекомендовавших себя природных средств
оздоровления (солнце, воздух, вода, растения),
активизацию двигательной деятельности детей,
активную профилактику психоэмоционального
напряжения средствами физического воспитания,
тем не менее мы не исключаем использование
новейших методов, связанных с развитием
технического прогресса. Например, массажных
комплексов, физиоаппаратуры, тренажерных
комплексов, фитобаров и т.п.
Ценность базовой оздоровительной
программы заключается в том, что учреждению,
замыслившему переход к более эффективным
моделям оздоровительной деятельности, она
помогает выстроить концепции профильных
оздоровительных технологий и программ с учетом
имеющихся возможностей и уровня
подготовленности персонала. Наличие в базовой
оздоровительной программе критериев оценки
результативности деятельности, а также
критериев оценки оздоровительных технологий на
предмет их соответствия возможностям учреждения
делает эту задачу выполнимой.
Профильная оздоровительная программа
должна согласовываться с базовой
оздоровительной программой. При этом часть ее
содержания становится частью профильной
оздоровительной программы. Этим обеспечивается
целостность оздоровительной деятельности,
исключает возможные перегрузки детей и
персонала. Например, в дошкольном учреждении
комбинированного вида реализуется профильная
оздоровительная программа «Отличное зрение».
Эта программа предусматривает и специальное
лечение с помощью глазной аппаратуры, и
физиолечение, и активное закаливание, и
двигательную деятельность, и специфическое
питание, и многое другое. Поэтому при ее
разработке следует учесть все то, что из
перечисленного реализуется как мероприятия
базовой программы. Затем необходимо выделить
специфику профильной деятельности и рассчитать
физиологические нагрузки на ребенка.
Каждая профильная программа, принятая
к внедрению или разработанная дошкольным
учреждением самостоятельно, должна пройти
экспертизу. В первом случае эта экспертиза
осуществляется самими сотрудниками, которые
должны определить степень ее соответствия
условиям дошкольного учреждения и своим
профессиональным возможностям. Во втором случае
экспертизу программы проводят внешние эксперты
на предмет ее соответствия принципу «не
навреди!».
На профильную программу должна быть
заведена персональная регистрационная карта, в
которой должны быть отражены стоимостные и
качественные показатели ее эффективности. Это
поможет коллективу систематически проводить
самооценку деятельности и осуществлять поиск
более рациональных средств и методов.
В учреждении может быть разработано
несколько профильных программ, которые
реализуются по мере надобности. Например,
программа реабилитации часто болеющих детей
используется в том случае, если в учреждении
таких детей достаточно много. Но может быть и
такое, что детей, относящихся к этой категории, не
более пяти. Тогда профильная программа может и
«отдохнуть», полежать на полке до других времен.
А с этими детьми медперсонал может работать по
индивидуальному плану.
Управление процессом разработки и
реализации базовой и профильной оздоровительных
программ
Управление процессом разработки и
реализации различных программ в сфере
дошкольного образования до настоящего времени
осуществляется, как правило, по «входу» и
«выходу». При этом интервалы контроля
практически не регламентируются,
психолого-педагогический анализ, подтверждающий
целесообразность их дальнейшего использования
(и финансирования), проводится от случая к случаю.
Это означает, что нарушена обратная связь,
являющаяся основным источником информации о
состоянии дел и издержках, связанных с
реализацией программы. Проблема
административной ответственности за срыв работы
и низкую эффективность остается открытой. Эти
недостатки должны быть учтены в управлении
разработкой и реализацией оздоровительных
программ.
Существенным фактором, отрицательно
влияющим на результативность инновационных
проектов оздоровительной направленности,
является несовершенная внутренняя организация
процесса реализации. Структура и поведение ее
элементов нередко остаются вне контроля
руководителя как органа государственного
контроля, а также вне контроля основного
«заказчика» здоровья детей — семьи.
Повысить уровень внутренней
организации процесса реализации
оздоровительных программ возможно только с
помощью динамической системы управления
достаточной степени сложности.
Характерной чертой нового принципа
разработки базовой оздоровительной программы
является объединение эффективных
оздоровительных методик в технологические
пакеты, ориентированные на соответствующую
материальную базу и специфику здоровья детей
конкретного дошкольного образовательного
учреждения. Педагогам, чьи разработки вошли в
технологический пакет, вменяется в обязанность
периодически вносить в них необходимые
коррективы. При этом разработчики будут
стараться не просто совершенствовать и
модернизировать существующие методы и средства,
но применять новейшие достижения научной и
практической мысли в данной области,
использовать принципиально новые решения. Им
также будет необходимо учитывать и опыт коллег,
чьи разработки тоже входят в этот
технологический пакет. Им придется научиться
составлять технологические цепи, о которых
рассказывалось в предыдущих лекциях,
обеспечивая тем самым целостность подходов к
организации здоровьесбережения детей. Другими
словами, научиться кооперационной деятельности.
Такой подход во многом обоснован тем,
что одному педагогу не под силу разработать
совершенную оздоровительную программу
педагогической направленности. В ней все равно
будут слабые места. Группе сотрудников чаще
удается разработать и довести до совершенства
одну-две технологии. Включенность всего
педагогического и медицинского персонала
позволяет успешно разрабатывать и внедрять
большее количество технологий, проводить
выборку наиболее результативных из них, а также
соединить их в технологическую цепочку.
Управление реализацией
оздоровительных программ складывается из
следующих основных процессов:
— рабочее проектирование хода
реализации программы;
— установление сроков промежуточного контроля
результатов деятельности;
— разработка компьютерной программы для
контроля за последовательностью действий
исполнителей;
— разработка программы
психолого-педагогического мониторинга;
— назначение и инструктирование исполнителей;
— проведение мониторинга;
— информирование сотрудников о результатах и
перспективах деятельности, внесение изменений в
первоначальный план;
— контроль и оценка конечных результатов
деятельности;
— принятие управленческих решений по
последующей организации работ.
Функции контроля, доведение решения до
исполнителей, информирование участников о
текущем состоянии процесса возможны лишь при
наличии соответствующих каналов связи между
системой управления и источниками информации.
Функции принятия решений и
информирование о перспективах развития
деятельности выполнимы лишь при возможности
прогнозирования ее результатов.
Традиционные методы управления
разработкой и реализацией программ не в силах
обеспечить надлежащее выполнение указанных
функций. Применение традиционных «Положений»,
«Методических рекомендаций» и т.п. в условиях
развития сложных систем является фактором,
снижающим эффективность процедур управления
процессами разработки и реализации
инновационных оздоровительных программ. Кроме
того, недочеты традиционных «положений»
ограничивают возможности прогнозирования, а это,
в свою очередь, затрудняет выбор правильного
решения по организации дальнейшей деятельности.
На практике это привело к тому, что истоки
потенциальных затруднений остаются
незамеченными, затрудняется поиск внутренних
резервов развития, успехи дошкольного
учреждения на одном участке работы сводятся на
нет отрицательными результатами на других
участках.
Несоответствие традиционных методов
планирования инновационным подходам к
организации физкультурно-оздоровительной
деятельности приводит к удлинению сроков
разработки и внедрения модернизированных
программ. Причем чаще всего это происходит не
потому, что первоначальные сроки рассчитаны
неправильно, а из-за отсутствия согласованности
между отдельными работами, формальности
контроля, плохой информированности персонала о
процессе реализации программы, неравномерностью
нагрузки на работников.
Вышесказанное означает, что, прежде
чем приступать к разработке или реализации
программы, необходимо обеспечить синхронизацию
работы персонала и определить меру
ответственности каждого участника процесса.
Руководителю дошкольного учреждения необходимо
постоянно помнить о том, что учет временных
факторов разработки и реализации программы
является важнейшим моментом управленческой
деятельности. Это обусловлено тем, что потеря
временного фактора приводит порой к необратимым
изменениям в процессе здоровьесбережения
воспитанников. Кроме того, следует учитывать и
фактор морального и технологического старения
принципов построения оздоровительных
технологий.
Система управления процессом
разработки и внедрения оздоровительных программ
должна обеспечивать возможность такого
воздействия на ход реализации, которое
обеспечивало бы выполнение всего комплекса
работ в сжатые сроки, с оптимальными
результатами при наименьших затратах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые коллеги, этой лекцией мы
заканчиваем наш курс.
На прощание хотелось бы напомнить вам,
что, решая задачу формирования жизнеспособного
подрастающего поколения, коллективы дошкольных
учреждений должны учитывать тот факт, что
построение эффективных оздоровительных
программ возможно только при знании ими
теоретико-методологических основ
здоровьесбережения. Дети — не подопытные
кролики, и нельзя использовать дошкольное
учреждение в качестве полигона для испытаний
своих идей. Точный расчет, основанный на научном
подходе к решению проблемы, заинтересованность
ею, а также предельная достоверность исходной
информации позволят каждому коллективу создать
оздоровительную технологию, максимально
соответствующую условиям учреждения и
профессиональным возможностям педагогов.
Возможно, излагая материал курса, мы
подняли планку слишком высоко. Но в этом наше
глубокое уважение вашей профессии, вашего
благородного труда, вашего желания повышать свою
квалификацию. Детей XXI века должны воспитывать
педагоги XXI века: теоретически подготовленные,
свободные от педагогических стереотипов,
способные глубоко осмысливать и передовую
практику, и научные исследования в своей
профессиональной области.
Еще хотелось бы сказать о том, что если
в дошкольном учреждении не создана оптимальная
система здоровьесбережения, все его потуги в
других сферах образовательной деятельности
бессмысленны. Акцент на интеллектуальное,
художественно-эстетическое и т.п. развитие детей
без надлежащего учета физического и
психоэмоционального состояния образует зоны
риска для их гармоничного развития, создает
прецеденты для нарушений здоровья.
И последнее, на что хотелось бы
обратить ваше внимание, — что считать основным
критерием оптимальности системы
физкультурно-оздоровительной работы? Ответ и
чрезвычайно сложен, и в то же время очень прост:
это проявление у детей потребности в здоровом
образе жизни.
Благодарим всех, кто изучал наш курс.
Вопросы и задания:
1. Что такое базовая оздоровительная
программа?
2. Чем базовая оздоровительная
программа отличается от профильной?
3. Что составляет основу структуры
базовой оздоровительной программы?
4. Перечислите основные этапы
разработки базовой и оздоровительной программ.
5. Почему при создании в дошкольном
образовательном учреждении системы
здоровьесбережения следует вначале
использовать хорошо знакомое содержание?
6. В чем заключается сущность
управления процессом разработки и реализации
оздоровительной программы?
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«Современные подходы к оздоровлению детей в
дошкольном образовательном учреждении»
Варианты:
1. Собственное
практико-ориентированное исследование;
2. Разработка оздоровительной
программы;
3. Разработка конкретной технологии
физического воспитания.
Тематика практикоориентированных
исследований
1. Оценка физического состояния детей
во время физкультурных занятий;
2. Оценка эффективности системы
физического воспитания по темпам прироста
физических качеств;
3. Оценка соответствия двигательного
режима дошкольного учреждения физиологическим
потребностям детей;
4. Оценка психомоторного развития
детей;
5. Оценка качества выполнения детьми
основных движений.
К работе необходимо приложить справку
из образовательного учреждения о проведении
исследования.
Методические указания к выполнению
исследования
1. Для обследования отбирается группа в
количестве не менее 20 детей;
2. Составляется программа
исследования;
3. Определяются этапы исследования;
4. Отбирается диагностический
инструментарий;
5. Реализуется программа исследования;
6. Формулируются выводы;
7. Разрабатывается программа
коррекции;
8. Оформляется текст исследования:
а) введение, в котором обосновывается
выбор темы, определяются актуальность
исследования для данного учреждения, цель и
задачи исследования;
б) излагается программа исследования;
в) приводятся протоколы исследования;
г) обобщаются полученные данные;
д) формулируются педагогические выводы;
е) описывается программа коррекции (по всей
группе или по отдельным детям);
ж) указываются литература и диагностические
методики.
Объем итоговой работы —
приблизительно 20—22 страницы.
Разработка оздоровительной программы
Методические указания — по алгоритму,
указанному в курсе лекций. В программе должна
быть обоснована актуальность разработок для
решения оздоровительных задач данного
учреждения.
К работе должна быть приложена справка
образовательного учреждения об актуальности
разработки программы для этого учреждения или
заключение независимого эксперта об
актуальности программы для конкретного
учреждения или учреждений данного населенного
пункта. Эксперт должен иметь ученую степень.
Разработка технологии физического
воспитания
Слушатель по своему усмотрению может,
пользуясь материалом лекций, разработать
систему конспектов (не менее 10) по конкретному
виду физкультурной деятельности (утренняя
гимнастика для различных вариантов погоды,
система обучения оздоровительному бегу, система
прогулок-походов, занятия на тренажерах,
комплексы физкультурных пауз и т.д.).
К работе необходимо приложить справку
из образовательного учреждения о проведении
одного-двух открытых занятий.
Порядок оформления работы:
1) Пояснительная записка. Указать
цель и задачи данного курса (развивающие,
образовательные, для какой возрастной группы
детей, принципы, на которых строится курс, какие
возможности появятся у детей по освоении курса:
какие приобретут навыки, к каким результатам вы
их подведете, на сколько занятий рассчитан ваш
курс);
2) Конспекты (составляя их, учтите
рекомендации, данные в лекциях);
3) Список материалов и оборудования;
4) Краткие методические указания;
5) Список вспомогательной литературы.
По возможности иллюстрируйте свою
технологию фотоснимками.
Примечание:
1. Уважаемые слушатели, будет неплохо,
если в начале итоговой работы вы поместите свою
фотографию (возможно с вашими воспитанниками или
коллегами) и кратко изложите свою
профессиональную биографию: образование, стаж
работы, категорию, область профессиональных
интересов, свои профессиональные успехи и пр.
2. Избегайте компиляции и плагиата.
Пусть ваша работа не будет совершенной, но пусть
она будет самостоятельной. Через сегодняшнее
несовершенство она приведет вас к завтрашнему
высокому качеству.
Успехов вам!
Напоминаем вам, что итоговую работу
необходимо выслать не позднее 28 февраля 2005 г.
Если у вас возникли вопросы или
пожелания по курсу в целом или по какой-то из
лекций, просим прислать их вместе с текстом
итоговой работы с пометкой «Комментарии».
|