Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

Когда-то, в далекие теперь советские времена, среди директоров совхозов и колхозов существовала особая мода. Не на автомобили или скаковых лошадей, не на шляпы и костюмы. Мода — на детские сады. Каждый уважающий себя директор считал, что в колхозе необходимо иметь свой детский сад. Приезжают, к примеру, в село именитые гости. Куда их ведут? Не в клуб, не на ферму. Первым делом их ведут в детский сад. А здания под детские сады в советские времена строились с имперским размахом. Не здания — «дворцы для сельской детворы». А как же: «В Стране Советов все лучшее — детям!» И гости удивляются, умиляются и к хозяину располагаются душой и сердцем. А может быть, и денежными ресурсами… Но, как говорится в сказках, прошло время. С перестройкой распадающиеся колхозы и новые хозяева земли от детских садов постарались как можно скорее освободиться: и от детей, и от зданий, и от хлопот, с ними связанных. Слишком накладно. И — уже не модно.

Спасая имидж государства, местные власти в то время брали бывшие совхозно-колхозные садики на бюджет. Вместе со зданиями, в которых эти садики располагались, и заботами по содержанию и ремонту.

В результате перемен количество детей на селе сократилось примерно в два раза. А вот здания в объеме не уменьшились: как были «дворцами», так «дворцами» и остались. И заботы, с ними связанные, вдруг оказались слишком тяжелыми и ничем не оправданными. Население села живет на пороге бедности. Районные власти до сих пор, как могли, родительскую плату за детский сад старались дотировать и не повышать без острой нужды. Но даже то обстоятельство, что ребенку, посещающему детский сад, нужна приличная одежда «на выход», может стать препятствием для того, чтобы родители отдали своего малыша в дошкольное учреждение.

Поэтому каждый рубль, переплаченный во имя эксплуатации дорогостоящего здания, крайне чувствителен и для бюджета сельской семьи, и для бюджета сельской администрации. Настали времена «войны дворцам».

Школы оказались в положении немногим лучше, чем детские сады. В селе Чкарино, к примеру, школа строилась из расчета на 400 учащихся. Сегодня там обучается только около двухсот детей. Власти давят на управленцев образования: «Что-то вы шикуете, господа! Здание у вас эксплуатируется не в полную мощность!» Они же по головам считают! К подушевому финансированию готовятся. Проблема заключается в том, что количество детей и правда сократилось. А вот количество классов осталось прежним. Только в каждом классе сейчас вместо тридцати человек по двадцать сидят. Так ведь шестой с восьмым не сольешь! Поэтому классных комнат требуется ровно столько, сколько и было — по потребностям школы-девятилетки.

Но и управленцы образования в ожидании перехода на подушевое финансирование не дремлют. Понимают: при таком переходе огромное, непропорциональное количеству детей здание содержать на местном бюджете будет невозможно. А других, более подходящих зданий в селе нет. Как в селе жить и детей учить, никто, кроме них, не задумывается. Поэтому Галина Соловьева, начальник Управления образования Советского района Республики Марий Эл, и директор чкаринской средней школы Михаил Печкарев решились на эксперимент и объединили под одной школьной крышей и среднюю школу, и группу для дошколят. Группа разновозрастная. Посещают ее двадцать ребятишек.

«Мы «изобрели» новый вид образовательного учреждения, — говорит Галина Алексеевна, — «средняя школа — детский сад». Новая структура позволила нам сократить расходы на коммунальные услуги и сэкономить полмиллиона рублей в год. Ощутимая экономия, не правда ли? Но названия «средняя школа — детский сад» пока нет в перечне образовательных учреждений, поэтому мы называем свое учреждение «средняя школа с дошкольными группами».

Надо отдать изобретателям должное: дошкольная группа под школьной крышей обустроена с учетом всех требований, предъявляемых к дошкольным учреждениям.

Располагается она в отдельном блоке с отдельным входом. Здесь предусмотрены игровая комната-спальня с раздвижными кроватями, раздевалка со шкафчиками, отдельный
санузел с прачечной и даже кабинет медсестры с изолятором на две койки.

«Правда, потолки в игровой комнате, — сетует Михаил Прокопьевич, — на 20 см ниже нормы. Но тут мы ничего не могли сделать».

А вообще-то сделали невозможное. Помещение, оборудованное под мини-садик, изначально вообще ни на что не годилось. Это была пристройка в аварийном состоянии, с промерзающей в зимние морозы стеной. Трудились над перестройкой бригада специалистов по утеплению вместе с учителями. Сельские учителя — они и детей учить, и коров доить, и свиней кормить, и стены белить — на все способны. За участие в реконструкции, правда, педагогам заплатили.

Голь на выдумки хитра. Благодаря решению экономических головоломок можно порой найти и любопытные педагогические решения. Объединили дошкольные группы со школой под одной крышей — и можно смело говорить о «едином образовательно-воспитательном пространстве». Действительно: директор у комплекса один, завхоз один, педсоветы школьных и дошкольных работников общие, некоторые специалисты работают и с большими, и с маленькими. Старшеклассники при случае могут помочь в детском саду, дошколята принимают участие в школьных праздниках. Мало ли, что еще можно придумать?

«В ряде сел, — рассказывает Г.Соловьева, — мы взяли под школьную крышу еще и сельские библиотеки. Библиотека и школа юридически не объединены — они принадлежат разным ведомствам. Школа просто предоставляет библиотеке площадь — в обмен на участие в коммунальных расходах. Об аренде говорить не приходится. Библиотеки еще беднее школ, и взять с них совершенно нечего. В материальном смысле, конечно. А в духовном — очень даже выгодный альянс. Потому что кому на селе в первую очередь нужна библиотека? Кто является основным «потребителем» библиотечных фондов? Учителя да ученики. А в результате у нас получился своеобразный культурный центр. Мы подумываем даже о том, чтобы под эту же крышу поместить фельдшерские пункты. Им ведь не требуется много комнат…»

Конечно, управленцы иной раз вздохнут о временах печного отопления — вот уж где экономия! Разве можно сравнить затраты на дрова с затратами на газовое отопление? Сколько нужно дров, чтобы протопить зимой школу? Две машины — не больше. А с газом — морока: вечная угроза долгов и отключения. Но газ в села тянут. Цивилизация настигает повсюду.

И Галина Алексеевна уверена: «К печному отоплению мы уже не вернемся. Самим себя в пещерный век загнать? Конечно, оно экономично. Ну, так и в лаптях экономично ходить. Экономичнее, чем три пары обуви для разных сезонов приобретать. Мы же почему-то в лаптях ходить не стремимся?.. Когда газ, наконец, «доходит» до деревни, в домах тепло становится. И в школе — тепло. А раньше прохладно было. Хоть и экономно. Нет, для экономии нужно искать другие решения… Нас, слава Богу, пока не отключали ни от отопления, ни от освещения. Хотя попытки были. У района еще есть старые невыплаченные долги. Мы спланировали их погашение в течение пяти лет. Когда есть возможность — платим. Нет — значит, нет. Но к печному отоплению все равно не вернемся. Разве на селе люди хуже, чем в городе?»

Не хуже. И горожанам есть, чему поучиться у сельчан. Например, умению придумывать новые формы образовательных учреждений.

В будущем это может сильно пригодиться.

По материалам беседы с Галиной СОЛОВЬЕВОЙ,
начальником Управления образования Советского района Республики Марий Эл,
и Михаилом ПЕЧКАРЕВЫМ, директором средней школы
с дошкольными классами села Чкарино

Публикация статьи произведена при поддержке кредитной организации «МигКредит». Компания «МигКредит» оказывает услуги в предоставлении займов физическим лицам, не имеющим возможности получить кредит в банке. Посетив сайт компании «МигКредит», который располагается по адресу http://migcredit.ru/, Вы найдете удобный сервис, позволяющий сразу оформить заявку на получении денег в долг без залога и поручителей, все что Вам потребуется для получения микрокредита – это только Ваш паспорт. Включение компании «МигКредит» в государственный реестр микрофинансовых организаций, прозрачная система платежей, отсутствие скрытых платежей и дополнительных комиссий, являются гарантами Вашей защиты от переплат по приобретенному займу.

 

Рейтинг@Mail.ru