Когда-то, в далекие теперь советские
времена, среди директоров совхозов и колхозов
существовала особая мода. Не на автомобили или
скаковых лошадей, не на шляпы и костюмы. Мода — на
детские сады. Каждый уважающий себя директор
считал, что в колхозе необходимо иметь свой
детский сад. Приезжают, к примеру, в село именитые
гости. Куда их ведут? Не в клуб, не на ферму. Первым
делом их ведут в детский сад. А здания под детские
сады в советские времена строились с имперским
размахом. Не здания — «дворцы для сельской
детворы». А как же: «В Стране Советов все лучшее —
детям!» И гости удивляются, умиляются и к хозяину
располагаются душой и сердцем. А может быть, и
денежными ресурсами… Но, как говорится в
сказках, прошло время. С перестройкой
распадающиеся колхозы и новые хозяева земли от
детских садов постарались как можно скорее
освободиться: и от детей, и от зданий, и от хлопот,
с ними связанных. Слишком накладно. И — уже не
модно.
Спасая имидж государства, местные
власти в то время брали бывшие
совхозно-колхозные садики на бюджет. Вместе со
зданиями, в которых эти садики располагались, и
заботами по содержанию и ремонту.
В результате перемен количество детей
на селе сократилось примерно в два раза. А вот
здания в объеме не уменьшились: как были
«дворцами», так «дворцами» и остались. И заботы, с
ними связанные, вдруг оказались слишком тяжелыми
и ничем не оправданными. Население села живет на
пороге бедности. Районные власти до сих пор, как
могли, родительскую плату за детский сад
старались дотировать и не повышать без острой
нужды. Но даже то обстоятельство, что ребенку,
посещающему детский сад, нужна приличная одежда
«на выход», может стать препятствием для того,
чтобы родители отдали своего малыша в дошкольное
учреждение.
Поэтому каждый рубль, переплаченный во
имя эксплуатации дорогостоящего здания, крайне
чувствителен и для бюджета сельской семьи, и для
бюджета сельской администрации. Настали времена
«войны дворцам».
Школы оказались в положении немногим
лучше, чем детские сады. В селе Чкарино, к примеру,
школа строилась из расчета на 400 учащихся.
Сегодня там обучается только около двухсот
детей. Власти давят на управленцев образования:
«Что-то вы шикуете, господа! Здание у вас
эксплуатируется не в полную мощность!» Они же по
головам считают! К подушевому финансированию
готовятся. Проблема заключается в том, что
количество детей и правда сократилось. А вот
количество классов осталось прежним. Только в
каждом классе сейчас вместо тридцати человек по
двадцать сидят. Так ведь шестой с восьмым не
сольешь! Поэтому классных комнат требуется ровно
столько, сколько и было — по потребностям
школы-девятилетки.
Но и управленцы образования в ожидании
перехода на подушевое финансирование не дремлют.
Понимают: при таком переходе огромное,
непропорциональное количеству детей здание
содержать на местном бюджете будет невозможно. А
других, более подходящих зданий в селе нет. Как в
селе жить и детей учить, никто, кроме них, не
задумывается. Поэтому Галина Соловьева,
начальник Управления образования Советского
района Республики Марий Эл, и директор
чкаринской средней школы Михаил Печкарев
решились на эксперимент и объединили под одной
школьной крышей и среднюю школу, и группу для
дошколят. Группа разновозрастная. Посещают ее
двадцать ребятишек.
«Мы «изобрели» новый вид
образовательного учреждения, — говорит Галина
Алексеевна, — «средняя школа — детский сад».
Новая структура позволила нам сократить расходы
на коммунальные услуги и сэкономить полмиллиона
рублей в год. Ощутимая экономия, не правда ли? Но
названия «средняя школа — детский сад» пока нет
в перечне образовательных учреждений, поэтому мы
называем свое учреждение «средняя школа с
дошкольными группами».
Надо отдать изобретателям должное:
дошкольная группа под школьной крышей
обустроена с учетом всех требований,
предъявляемых к дошкольным учреждениям.
Располагается она в отдельном блоке с
отдельным входом. Здесь предусмотрены игровая
комната-спальня с раздвижными кроватями,
раздевалка со шкафчиками, отдельный
санузел с прачечной и даже кабинет медсестры с
изолятором на две койки.
«Правда, потолки в игровой комнате, —
сетует Михаил Прокопьевич, — на 20 см ниже нормы.
Но тут мы ничего не могли сделать».
А вообще-то сделали невозможное.
Помещение, оборудованное под мини-садик,
изначально вообще ни на что не годилось. Это была
пристройка в аварийном состоянии, с промерзающей
в зимние морозы стеной. Трудились над
перестройкой бригада специалистов по утеплению
вместе с учителями. Сельские учителя — они и
детей учить, и коров доить, и свиней кормить, и
стены белить — на все способны. За участие в
реконструкции, правда, педагогам заплатили.
Голь на выдумки хитра. Благодаря
решению экономических головоломок можно порой
найти и любопытные педагогические решения.
Объединили дошкольные группы со школой под одной
крышей — и можно смело говорить о «едином
образовательно-воспитательном пространстве».
Действительно: директор у комплекса один, завхоз
один, педсоветы школьных и дошкольных работников
общие, некоторые специалисты работают и с
большими, и с маленькими. Старшеклассники при
случае могут помочь в детском саду, дошколята
принимают участие в школьных праздниках. Мало ли,
что еще можно придумать?
«В ряде сел, — рассказывает
Г.Соловьева, — мы взяли под школьную крышу еще и
сельские библиотеки. Библиотека и школа
юридически не объединены — они принадлежат
разным ведомствам. Школа просто предоставляет
библиотеке площадь — в обмен на участие в
коммунальных расходах. Об аренде говорить не
приходится. Библиотеки еще беднее школ, и взять с
них совершенно нечего. В материальном смысле,
конечно. А в духовном — очень даже выгодный
альянс. Потому что кому на селе в первую очередь
нужна библиотека? Кто является основным
«потребителем» библиотечных фондов? Учителя да
ученики. А в результате у нас получился
своеобразный культурный центр. Мы подумываем
даже о том, чтобы под эту же крышу поместить
фельдшерские пункты. Им ведь не требуется много
комнат…»
Конечно, управленцы иной раз вздохнут
о временах печного отопления — вот уж где
экономия! Разве можно сравнить затраты на дрова с
затратами на газовое отопление? Сколько нужно
дров, чтобы протопить зимой школу? Две машины —
не больше. А с газом — морока: вечная угроза
долгов и отключения. Но газ в села тянут.
Цивилизация настигает повсюду.
И Галина Алексеевна уверена: «К
печному отоплению мы уже не вернемся. Самим себя
в пещерный век загнать? Конечно, оно экономично.
Ну, так и в лаптях экономично ходить. Экономичнее,
чем три пары обуви для разных сезонов
приобретать. Мы же почему-то в лаптях ходить не
стремимся?.. Когда газ, наконец, «доходит» до
деревни, в домах тепло становится. И в школе —
тепло. А раньше прохладно было. Хоть и экономно.
Нет, для экономии нужно искать другие решения…
Нас, слава Богу, пока не отключали ни от
отопления, ни от освещения. Хотя попытки были. У
района еще есть старые невыплаченные долги. Мы
спланировали их погашение в течение пяти лет.
Когда есть возможность — платим. Нет — значит,
нет. Но к печному отоплению все равно не вернемся.
Разве на селе люди хуже, чем в городе?»
Не хуже. И горожанам есть, чему
поучиться у сельчан. Например, умению
придумывать новые формы образовательных
учреждений.
В будущем это может сильно
пригодиться.
По материалам беседы с Галиной
СОЛОВЬЕВОЙ,
начальником Управления образования Советского
района Республики Марий Эл,
и Михаилом ПЕЧКАРЕВЫМ, директором средней школы
с дошкольными классами села Чкарино
Публикация статьи произведена при поддержке кредитной организации «МигКредит». Компания «МигКредит» оказывает услуги в предоставлении займов физическим лицам, не имеющим возможности получить кредит в банке. Посетив сайт компании «МигКредит», который располагается по адресу http://migcredit.ru/, Вы найдете удобный сервис, позволяющий сразу оформить заявку на получении денег в долг без залога и поручителей, все что Вам потребуется для получения микрокредита – это только Ваш паспорт. Включение компании «МигКредит» в государственный реестр микрофинансовых организаций, прозрачная система платежей, отсутствие скрытых платежей и дополнительных комиссий, являются гарантами Вашей защиты от переплат по приобретенному займу.
|