Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Общение в педагогическом коллективе

Общение — очень важная вещь, особенно если люди, имеющие разные интересы, объединены одними и теми же целями, вместе работают с детьми, образуют единый педагогический коллектив. Чем больше в нем людей разных профессий, тем интереснее и разнообразнее общение. Увлеченные люди вводят детей в мир своих увлечений: музыкальный работник — в страну музыки, балетмейстер — в страну танца, преподаватель иностранного языка — в мир незнакомых наречий. Специалисты разных профилей разделяют мир на части, темы, уроки. А ребенка-то нельзя разделить. Если он поет, он и танцует, и слушает, и плывет, и купается в этой музыке. А если это происходит не в пустом зале, а на дне моря, или в Японии, или даже в Африке... Ребенок «растворяется», погружаясь в новую, интересную среду. Создать ее могут только взрослые, и только все вместе, коллективом единомышленников.

Когда коллектив принимается за работу с детьми по интересной программе, не сразу и не все получается. Многому приходится учиться, многие стереотипы нужно преодолевать. Начинать всегда приходится с самого простого, но и с самого сложного — с налаживания человеческого и делового общения.

Собравшись вместе, заинтересованные общим делом взрослые начинают творить, создавать для детей какую-нибудь необыкновенную ситуацию, место, событие. Если все это получается, то и детей и взрослых ждет самая прекрасная награда — радость открытия нового мира. Как заинтересованно воспринимают новый мир дети! Им не хочется уходить, когда кончается спектакль, событие или праздник, они стараются еще и еще раз прийти, посидеть на царском троне, послушать музыку, побыть тем или иным героем, поучаствовать в соревновании.

В первые месяцы работы такая интересная творческая жизнь приносит очень большое удовлетворение. Но вот проходит некоторое время, кончается первый год работы по новой программе, и оказывается, что все уже привыкли к необычной атмосфере, состоящей из интересных дел и событий. Выясняется, что, кроме желания, интереса и старания, нужны еще и особые умения, в частности, умение общаться друг с другом, умение сознательно поддерживать творческий дух и доброжелательность в коллективе.

Проработав первый год по какой-нибудь новой, интересной программе, взрослые осознают, что они — большая эмоциональная и организационная сила. Они видят, как интересно работать вместе, какие рядом с ними интересные люди, как можно дополнять способности и достоинства друг друга. Если кто-то не умеет танцевать, этому можно научиться у работающих рядом, если кто-то не умеет петь, в общем хоре его поддержат другие. Через год в детском учреждении формируется устойчивый педагогический коллектив, в котором все стараются, чтобы все получалось хорошо: и обучение детей грамоте, и рисование, и пение, и сочинение стихов и рассказов. Возникающие проблемы обсуждаются на еженедельных совещаниях, потребность в которых ощущает каждый педагог. Например, можно сходить в гости, посмотреть, что происходит в соседней группе. Оказывается, что для нового замка можно сделать витражи. Попробовали сделать их сами, показали всем свои творческие находки. Золушка витражам обрадовалась и на бал пригласила. Возникла проблема — в чем, в каких нарядах на бал ходят? Пришлось открыть салон красоты, в котором и совет могли дать, и показать красивые платья и украшения к ним, и прически нарядные сделать. Группа тут же превратилась в парикмахерскую.

А как было на балу интересно! Музыка, шутки, танцы, песни, шарады. В зале полно взрослых — родителей, бабушек, братьев, сестер, всем хочется посмотреть на происходящее.

Однако за праздниками, как всегда, следуют будни, в том числе рабочие совещания, на которых проводится анализ проделанной работы. Психолог рассказывает о своих наблюдениях и выводах. Обсуждаются проблемы трудных детей. Методист консультирует по вопросам игровой деятельности в разных детских возрастах. Завуч разъясняет вопросы, связанные с обучением детей.

В то же время главной фигурой в процессе воспитания остается воспитатель. Он ближе всего к детям. Воспитатель — это не просто специалист-педагог, это и актер, и психолог, и учитель, и очень интересный, добрый, ласковый человек. Он многое знает и умеет, а именно:

— сформулировать емко и содержательно информацию для коллег, которые сменят его на следующем этапе работы, так как все взрослые должны быть в курсе того, как прошел предыдущий день, у кого из детей какие были проблемы, трудности, радости и победы;
— придумывать воспитательные ситуации и разрабатывать методические материалы, интересные для детей;
— изобретать костюмы для праздников, придумывать сценки, создавать кинофильмы, делать спектакли и т.п.;
— общаться с родителями, отвечать на их вопросы, тактично давать советы и высказывать пожелания;
— организовывать вместе с детьми любое дело или мероприятие — выставку, концерт, конкурс;
— придумывать разные игровые ситуации, уметь выходить из них, научив этому умению и детей;
— уметь находить интересные решения проблемных ситуаций и делать это достоянием всего коллектива;
— уметь распределять работу так, чтобы было интересно всем, чтобы каждый ребенок с удовольствием принял в ней участие;
— знать психологию и физиологию ребенка в объеме, необходимом для нормальной работы;
— уметь работать не только с младшими, но и со старшими детьми, задавать такой уровень работы в группе, чтобы было интересно всем.

Обладать этими умениями не всегда под силу одному человеку. Однако, если в детской разновозрастной группе работают сразу двое взрослых, между ними возникает особое общение. Что же предполагает работа двух воспитателей?

Это умение договориться: что делать сегодня, как распределить обязанности; знание программного содержания работы, умение работать по методическим материалам творчески, включаясь во все повороты событий; умение пользоваться всеми видами и формами общения, как вербального, так и невербального, понимание каждого слова, жеста, звука; умение выслушать каждого ребенка, уметь слушать друг друга, создавать дружелюбную и в то же время деловую обстановку.

Работая в паре, один воспитатель поневоле занимает одноплановую позицию. Например, он оказывается по отношению ко второму воспитателю и к детям в позиции «снизу», включает в совместное дело детей, чтобы они почувствовали себя носителями нормы, правильного поведения, правильной реакции. Важно, чтобы воспитатели день ото дня менялись этими ролями.

Чаще всего воспитатель — это тот человек, который все умеет, все знает и всему может научить. Но иногда роль ведущего может взять на себя и ребенок. И вот идет совместная беседа, обсуждение того, как быть, как лучше сделать, что будет хорошо, а что плохо.

Воспитатель может быть на равных с ребенком, даже когда он его учит. Работая с детьми, взрослые убеждаются, что изменяются не только дети, но и сами взрослые.

«...Когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». (А.Грин. «Алые паруса».)

Текст подготовлен под руководством
доктора психологических наук Елены КРАВЦОВОЙ
и старшего преподавателя Института психологии
им. Л.С. Выготского Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru