Общение в
педагогическом коллективе
Общение — очень важная вещь, особенно
если люди, имеющие разные интересы, объединены
одними и теми же целями, вместе работают с детьми,
образуют единый педагогический коллектив. Чем
больше в нем людей разных профессий, тем
интереснее и разнообразнее общение. Увлеченные
люди вводят детей в мир своих увлечений:
музыкальный работник — в страну музыки,
балетмейстер — в страну танца, преподаватель
иностранного языка — в мир незнакомых наречий.
Специалисты разных профилей разделяют мир на
части, темы, уроки. А ребенка-то нельзя разделить.
Если он поет, он и танцует, и слушает, и плывет, и
купается в этой музыке. А если это происходит не в
пустом зале, а на дне моря, или в Японии, или даже в
Африке... Ребенок «растворяется», погружаясь в
новую, интересную среду. Создать ее могут только
взрослые, и только все вместе, коллективом
единомышленников.
Когда коллектив принимается за работу
с детьми по интересной программе, не сразу и не
все получается. Многому приходится учиться,
многие стереотипы нужно преодолевать. Начинать
всегда приходится с самого простого, но и с
самого сложного — с налаживания человеческого и
делового общения.
Собравшись вместе, заинтересованные
общим делом взрослые начинают творить, создавать
для детей какую-нибудь необыкновенную ситуацию,
место, событие. Если все это получается, то и
детей и взрослых ждет самая прекрасная награда —
радость открытия нового мира. Как
заинтересованно воспринимают новый мир дети! Им
не хочется уходить, когда кончается спектакль,
событие или праздник, они стараются еще и еще раз
прийти, посидеть на царском троне, послушать
музыку, побыть тем или иным героем, поучаствовать
в соревновании.
В первые месяцы работы такая
интересная творческая жизнь приносит очень
большое удовлетворение. Но вот проходит
некоторое время, кончается первый год работы по
новой программе, и оказывается, что все уже
привыкли к необычной атмосфере, состоящей из
интересных дел и событий. Выясняется, что, кроме
желания, интереса и старания, нужны еще и особые
умения, в частности, умение общаться друг с
другом, умение сознательно поддерживать
творческий дух и доброжелательность в
коллективе.
Проработав первый год по какой-нибудь
новой, интересной программе, взрослые осознают,
что они — большая эмоциональная и
организационная сила. Они видят, как интересно
работать вместе, какие рядом с ними интересные
люди, как можно дополнять способности и
достоинства друг друга. Если кто-то не умеет
танцевать, этому можно научиться у работающих
рядом, если кто-то не умеет петь, в общем хоре его
поддержат другие. Через год в детском учреждении
формируется устойчивый педагогический
коллектив, в котором все стараются, чтобы все
получалось хорошо: и обучение детей грамоте, и
рисование, и пение, и сочинение стихов и
рассказов. Возникающие проблемы обсуждаются на
еженедельных совещаниях, потребность в которых
ощущает каждый педагог. Например, можно сходить в
гости, посмотреть, что происходит в соседней
группе. Оказывается, что для нового замка можно
сделать витражи. Попробовали сделать их сами,
показали всем свои творческие находки. Золушка
витражам обрадовалась и на бал пригласила.
Возникла проблема — в чем, в каких нарядах на бал
ходят? Пришлось открыть салон красоты, в котором
и совет могли дать, и показать красивые платья и
украшения к ним, и прически нарядные сделать.
Группа тут же превратилась в парикмахерскую.
А как было на балу интересно! Музыка,
шутки, танцы, песни, шарады. В зале полно взрослых
— родителей, бабушек, братьев, сестер, всем
хочется посмотреть на происходящее.
Однако за праздниками, как всегда,
следуют будни, в том числе рабочие совещания, на
которых проводится анализ проделанной работы.
Психолог рассказывает о своих наблюдениях и
выводах. Обсуждаются проблемы трудных детей.
Методист консультирует по вопросам игровой
деятельности в разных детских возрастах. Завуч
разъясняет вопросы, связанные с обучением детей.
В то же время главной фигурой в
процессе воспитания остается воспитатель. Он
ближе всего к детям. Воспитатель — это не просто
специалист-педагог, это и актер, и психолог, и
учитель, и очень интересный, добрый, ласковый
человек. Он многое знает и умеет, а именно:
— сформулировать емко и
содержательно информацию для коллег, которые
сменят его на следующем этапе работы, так как все
взрослые должны быть в курсе того, как прошел
предыдущий день, у кого из детей какие были
проблемы, трудности, радости и победы;
— придумывать воспитательные ситуации и
разрабатывать методические материалы,
интересные для детей;
— изобретать костюмы для праздников,
придумывать сценки, создавать кинофильмы, делать
спектакли и т.п.;
— общаться с родителями, отвечать на их
вопросы, тактично давать советы и высказывать
пожелания;
— организовывать вместе с детьми любое дело
или мероприятие — выставку, концерт, конкурс;
— придумывать разные игровые ситуации, уметь
выходить из них, научив этому умению и детей;
— уметь находить интересные решения
проблемных ситуаций и делать это достоянием
всего коллектива;
— уметь распределять работу так, чтобы было
интересно всем, чтобы каждый ребенок с
удовольствием принял в ней участие;
— знать психологию и физиологию ребенка в
объеме, необходимом для нормальной работы;
— уметь работать не только с младшими, но и со
старшими детьми, задавать такой уровень работы в
группе, чтобы было интересно всем.
Обладать этими умениями не всегда под
силу одному человеку. Однако, если в детской
разновозрастной группе работают сразу двое
взрослых, между ними возникает особое общение.
Что же предполагает работа двух воспитателей?
Это умение договориться: что делать
сегодня, как распределить обязанности; знание
программного содержания работы, умение работать
по методическим материалам творчески, включаясь
во все повороты событий; умение пользоваться
всеми видами и формами общения, как вербального,
так и невербального, понимание каждого слова,
жеста, звука; умение выслушать каждого ребенка,
уметь слушать друг друга, создавать дружелюбную
и в то же время деловую обстановку.
Работая в паре, один воспитатель
поневоле занимает одноплановую позицию.
Например, он оказывается по отношению ко второму
воспитателю и к детям в позиции «снизу», включает
в совместное дело детей, чтобы они почувствовали
себя носителями нормы, правильного поведения,
правильной реакции. Важно, чтобы воспитатели
день ото дня менялись этими ролями.
Чаще всего воспитатель — это тот
человек, который все умеет, все знает и всему
может научить. Но иногда роль ведущего может
взять на себя и ребенок. И вот идет совместная
беседа, обсуждение того, как быть, как лучше
сделать, что будет хорошо, а что плохо.
Воспитатель может быть на равных с
ребенком, даже когда он его учит. Работая с
детьми, взрослые убеждаются, что изменяются не
только дети, но и сами взрослые.
«...Когда душа таит зерно пламенного
растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в
состоянии. Новая душа будет у него и новая у
тебя». (А.Грин. «Алые паруса».)
Текст подготовлен под руководством
доктора психологических наук Елены КРАВЦОВОЙ
и старшего преподавателя Института психологии
им. Л.С. Выготского Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ
Продолжение следует
|