МЫ ОБЩАЕМСЯ ДРУГ С
ДРУГОМ
Продолжение. Начало см. в № 1/2005
Оппоненты или сотрудники?
Общение во взаимодействии педагогов с
родителями детей
Каким станет в будущем, когда вырастет,
каждый из детей, зависит от воспитания. А
главными воспитателями ребенка являются его
родители. Семья создает личность ребенка, она —
первая инстанция, которая приобщает его к
окружающей жизни. Воспитатели детского сада,
учителя школы, другие педагоги, с которыми
встречается ребенок, — только помощники семьи,
ее дополнение.
В то же время родители чаще всего не
владеют психологическими и педагогическими
знаниями и умениями. Носителями этих знаний и
умений выступают психологи и педагоги детского
учреждения, которое посещает ребенок. Поэтому,
кроме организации учебно-воспитательного
процесса, педколлектив должен обязательно
видеть своей задачей создание определенной
общности с семьями воспитанников.
Эта общность решает двоякую задачу.
Во-первых, она осуществляет необходимое для
нормального развития ребенка единство
ценностей, требований, подходов и интересов в
жизни детей и взрослых дома и в группе. А
во-вторых, такая общность позволяет реально
влиять на семейное воспитание детей.
Иногда влияние может быть прямым,
например, если мама приходит к психологу или
кому-то из педагогов детского центра за советом
по конкретному поводу, а иногда и косвенным,
когда неправильную родительскую позицию
приходится перестраивать понемногу, общими
усилиями.
Работа с семьей, ее привлечение к жизни
детских групп, выращивание общности, возникающей
в первые же дни между родителями и педагогами, —
одно из самых приоритетных направлений в работе
педагогического коллектива. Пока не сложилась
эта общность, родители и педагоги чувствуют себя
не столько единомышленниками и сотрудниками,
сколько оппонентами, находящимися по разные
стороны своеобразной баррикады, которую нередко
обозначает входная дверь в группу или в класс. А
пока они остаются оппонентами, никакие беседы,
лекции и консультации не снимут для ребенка
проблемы «двойственности» жизни. Дети рано
усваивают, что одно годится для детского сада, а
другое — только для дома, что в одном из этих мест
можно позволить себе то, о чем в другом и подумать
страшно. У трех-четырехлетних детей нередко уже
образуется своеобразная двойная мораль — залог
будущей неискренности и лицемерия, несерьезного
отношения к серьезным вещам, приспособленчества.
Другая сторона медали — это то, что
только при условии существования такой общности
родители с настоящим доверием будут относиться к
тем советам, которые они могут получить от
педагогов. Для того чтобы мама захотела выяснить
с педагогом действительно волнующий ее вопрос,
обсудить с ним свои семейные сложности, нужно,
чтобы она доверяла ему и как специалисту,
обладающему знаниями, которых у нее нет, и
личностно как тактичному и доброжелательному
человеку, который ни при каких обстоятельствах
не злоупотребит ее доверием. Завоевать такой
авторитет нелегко, особенно в тех случаях, когда
педагог еще молод, а член семьи ребенка, с которым
он имеет дело, человек уже опытный.
Для того чтобы создать такую общность,
необходима специальная целенаправленная работа,
в которой используются самые разные формы
общения. Строить эту работу следует вдумчиво,
учитывая конкретные обстоятельства и условия.
Важен характер семей, с которыми приходится
иметь дело, их состав, внутрисемейные отношения,
образовательный ценз, культурный уровень,
материальный достаток, жилищные условия и
множество других факторов вроде наличия в доме
домашних животных, детей близкого возраста по
соседству, предпочитаемого семьей вида отдыха в
выходные дни, здоровья ее членов. С другой
стороны, очень важно учитывать личные и
профессиональные особенности педагогов, которые
строят общение с семьей. Как выглядит педагог —
скромным и застенчивым человеком, не уверенным в
себе, или мягким, но уверенным, или, наоборот,
излишне самоуверенным, всегда имеющим на все
готовый ответ? Как эти его качества будут
работать при общении с въедливой и дотошной
бабушкой? А с замученной тысячей проблем и ничего
не успевающей мамой троих детей? А с другой мамой,
более чем уверенной в себе, красивой, роскошно
одетой, требовательной и придирчивой? Какую
занять позицию общения, чтобы она (или он, если
это папа, дедушка, дядя, старший брат) пошла на
контакт? И всегда ли целесообразно занимать
именно ту позицию, которая дополнительна к
привычной позиции данного конкретного родителя?
Если к вам всегда приходят с претензиями, что
целесообразней — каждый раз оправдываться или
переходить в наступление, или просто «не
сопрягаться», говорить не о деталях конфликта, а
по существу проблем развития ребенка?
Точно так же, как при общении с детьми
педагог занимает разные позиции в зависимости от
своей цели и конкретной ситуации, он произвольно
и сознательно строит общение и с их родителями,
пользуясь всеми доступными ему средствами.
Разница состоит в том, какая позиция общения
является исходной в том и в другом случае.
При общении с родителями ребенка
первичной и основной, определяющей весь тон
взаимодействия, является деловая и предметная
позиция «рядом». Педагог всегда находится рядом,
вместе с родителями в их отношении к ребенку, к
его развитию со всеми радостями и трудностями.
Такая исходная позиция сразу снимает
противостояние педагога и родителей, столь
характерное для детских учреждений. При любом
событии, происшествии, случившемся с ребенком,
педагог находится по отношению к этому ребенку в
той же позиции, что и его родители.
Воспитательница в данном случае оказывается как
бы еще одной мамой, которая безусловно признает
главенство настоящей, родной мамы. Но для того,
чтобы сохранение этого общего тона, настроения,
системы ценностей семьи и педагога было
осуществимым, обязательно нужно пользоваться и
всеми возможными позициями по мере
необходимости.
Например, чтобы мама ребенка уверилась
в том, что воспитателю действительно
небезразличны проблемы ее сына или дочки,
воспитатель должен войти в ее, мамин, смысловой
контекст. Нужно внимательно выслушать или
тактично расспросить ее, воздерживаясь от
оценочных высказываний, как бы приняв на время
точку зрения рассказчика, какой бы несимпатичной
она не казалась. Вполне возможно, что, только
основательно вникнув, воспитателю удастся
разглядеть в том, что на первый взгляд казалось
ему неприемлемым, определенную правоту, а вместе
с ней и возможные пути выхода. Это —
использование позиции «снизу» в общении с мамой
ребенка, и это далеко не единственный вариант ее
употребления. Легко привести совсем другой
пример, скажем, мама или папа — специалисты в
какой-нибудь интересной для жизни детской группы
области (археолог, моряк, художник, ветеринар,
наконец, просто опытный походник). Их знания и
умения позарез нужны воспитателю, и в этом случае
он выступает в позиции учащегося, «снизу», что
совершенно естественно. В это время общность
между родителем и педагогом налаживается почти
автоматически, а после такого предметного
общения им будет гораздо легче обсуждать любые
проблемы ребенка и его семьи.
В то же время нередко бывают ситуации,
когда совершенно необходимым средством общения
с мамой или папой ребенка становится позиция
педагога «сверху». Педагог, видя суть проблем
развития ребенка и пути их разрешения, обладая
при этом в глазах родителей определенным
авторитетом, может в процессе беседы с ними
разъяснить им их ошибки, предложить изменить
меры воздействия на ребенка, а также конкретные
приемы и способы взаимодействия с ним. Но
совершенно ясно, что для того, чтобы родители
приняли эти советы и указания, согласились с
ними, захотели им следовать, нужно обязательно
сохранять в качестве основного тона личностного
взаимодействия позицию «рядом», «вместе». Утеря
ее грозит невозможностью влиять на мнение и
поведение родителей в отношении ребенка.
Для культивирования исходной позиции
«рядом» при общении педагогов и родителей
большое значение имеют разнообразные формы
работы. Все они в той или другой мере направлены
на создание особой «семейной» атмосферы в каждой
детской группе. Это и празднования дней рождений
и именин, и традиционные еженедельные пятничные
«чаи» в каждой группе, на которых родителям
рассказывают и показывают все, что произошло в
группе за неделю, и участие родителей во всяких
событиях и праздниках, которые проходят в группе,
и их помощь в подготовке и проведении таких
событий.
В то же время для реализации
функциональных возможностей других позиций
общения предусмотрены свои формы работы —
беседы, консультации, лекции, собрания,
родительские семинары. Их проводят как
специалисты детского центра (психолог, логопед),
так и учителя, воспитатели. Важным условием для
построения полноценного общения педагогов и
родителей является принципиальная открытость
детских групп и классов для родителей, которые
могут в любое удобное для них время приходить
туда, участвовать в их жизни, общаться с детьми и
педагогами.
Текст подготовлен под руководством
доктора психологических наук Елены КРАВЦОВОЙ
и старшего преподавателя Института психологии
им. Л.С. Выготского Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ
Продолжение следует
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Мастер перевода». В широкий спектр предложений компании входят такие услуги, как перевод медицинских документов, юридический, технический, экономический, юридический и научный перевод, а так же перевод инструкций или другой специализированной документации любой сложности. Большой опыт успешной работы, доверие и признание клиентов, трехлетняя гарантия на все предоставляемые услуги, профессионализм переводчиков и редакторов компании обеспечат перевод соответствующий самым высоким стандартам качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и узнать адреса офисов компании «Мастер перевода» можно по адресу http://www.masterperevoda.ru/
|