Дело в шляпе
Для стимулирования творческой
активности участников группы, решающих общую
задачу, французский психолог Эдвард дэ Боно
придумал метод разноцветных шляп. В его
коллекции существовали белая, желтая, черная,
синяя, зеленая и красная шляпы.
Участники должны были разделиться на
группы по «принадлежности» к цветным шляпам.
Члены группы «Белая шляпа» должны были собирать
все возможные факты и статистику, связанную с
означенной проблемой. Группа «Желтой шляпы»
вычленяла все позитивные моменты, связанные с
поставленной задачей и ее возможными решениями.
А приверженцы «Черной шляпы», напротив, —
«коллекционировали» негатив. Принадлежащие
группе «Зеленой шляпы» выдвигали все возможные
идеи, так или иначе связанные с задачей, — в том
числе и абсолютно бредовые. А деятели «Красной
шляпы» выражали эмоции, возникающие в ходе
решения задачи. В итоге шляпные группы создавали
некий целостный продукт, позволяющий видеть
проблемную ситуацию с самых разных точек зрения.
Вряд ли педагоги детского сада
«Теремок» из г. Новоалтайска знали о методе
французского исследователя. Скорее, они
действовали по наитию, доверяясь творческому
чутью. И счастливому случаю, что часто одно и то
же.
Все началось с того дня, когда кукле
Барби к какому-то важному кукольному событию
понадобилась новая шляпка. Желающих помочь ей
оказалось столько, что пришлось срочно
организовать шляпную мастерскую. Кукольный
праздник кончился, а мастерская — осталась. Не
простаивать же «мастерам»? Что бы такое для них
придумать… А вот и работа: мамам подарки к
Женскому дню делать надо. Что если и их жизнь
украсит новая шляпка? Не настоящая, конечно, —
для этого пока опыта не хватит. Зато игольница в
виде мини-шляпки в качестве подарка подойдет
самым замечательным образом. Сказано — сделано.
После изготовления подарков и педагоги, и дети
вошли во вкус. Шляпы стали появляться по всем
возможным и невозможным случаям и заполнили
собою весь детский сад. Но на дела сумасшедшего
Шляпника это не походило: шляпы везде
оказывались к месту.
Вот, к примеру, Проблемная Шляпа.
Каждый, у кого появился вопрос, может с помощью
взрослого написать его на бумажке и положить в
шляпу. Педагог в свободную минутку дня знакомит
детей с вопросом, «вынесенным на шляпу». Дети
размышляют над этим некоторое время, обсуждают
дома с родителями и по желанию отвечают. Ответы
подвешиваются к полям шляпы. С вариантами
ответов педагог тоже знакомит детей. Ответы
могут обсуждаться коллективно или в
индивидуальной беседе. Потом сердечки с ответами
собираются и вручаются «вопрошавшему».
Специальная шляпа может
изготавливаться для именинника. Такая шляпа —
выражение образа ребенка, каким его видят (или
хотят видеть) окружающие — дети и взрослые.
Ну и, конечно, шляпы — обязательный
элемент любого театрального костюма. Однако они
так хороши, что нельзя отвести им место
исключительно бутафорского предмета.
И вот перед спектаклем по сказкам
К.Чуковского маленькие актеры, прежде чем играть
роль, поднимаются на сцену для демонстрации
«шляпной моды»: захватывающий пролог к
музыкально-драматическому действу.
Технология изготовления шляп
В преддверии праздника или важного
события в жизни детского сада ребенок может
принять решение сделать новую шляпу —
кому-нибудь в подарок, в качестве элемента
костюма или декорации.
1. Первый шаг — нарисовать
предполагаемую шляпу.
2. Затем выбирается материал, из
которого нарисованную шляпу лучше всего
изготовить.
3. С помощью взрослого «шляпника»
разрабатывается выкройка.
4. Выкройка переносится на материал.
5. Шляпа кроится и собирается из
деталей.
6. Готовое изделие украшается декоративными
элементами. |
По рассказу Натальи БРАТАНОВОЙ,
заведующей детским садом № 5
«Теремок» г. Новоалтайска, и Светланы МИРИНОЙ,
педагога детского сада
|