Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2005

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Продолжение. Начало см. в № 10, 13, 19, 21, 22, 23, 24/2004

Записки воспитательницы

20.XI. Пришла сегодня на первую смену, как всегда, в половине восьмого: Сережа уже сидит в раздевалке. Он часто первый приходит с папой.
Сережа — мальчик в меру упитанный и чрезвычайно симпатичный: весь такой розовенький, как молочный поросенок; глазки маленькие, веселые; носик кнопкой; ротик тоже маленький и всегда улыбается, волосики светленькие — ужасный симпатяга! У Сережи всегда хорошее настроение, никогда он ни с кем не ссорится, никогда никуда не торопится, всегда всем доволен.
Меня он обожает и даже обещал на мне жениться: как-то он забрался ко мне на колени и говорит по секрету, на ухо, но очень громким голосом:
— Елена Михална, а я хочу на вас жениться!
Это он не согласия у меня спрашивал, а просто сообщил. Правда, у него тут же обнаружилась соперница, Маша, которая это услышала и сразу же завопила: «Нет, это я женюсь на Елене Михалне!!»
Конкуренция, одним словом.
Ну так вот: сидит Сережа на скамеечке и не раздевается, а занимается очень интересным делом: задрав голову, смотрит на лампу под потолком, потом изо всех сил зажмуривается и, довольно улыбаясь, говорит (сам себе):
— Перегорела!
Потом опять открыл глаза, посмотрел — лампа горит! — снова зажмурился и говорит еще более довольным голосом:
— Опять перегорела!
Он думает, что если он не видит лампу, значит, она и не горит — «перегорела», и очень этим доволен, потому что чувствует себя полновластным хозяином лампы: захочет, может ее «потушить», не вставая с места и ровно ничего не делая, просто зажмурившись, — а захочет, опять «зажжет». Вот он какой могущественный!
Потом пришли Никита, Максим и Герман, зашли в группу, стоят, разговаривают. Никита пытается им рассказать какой-то фильм, по-видимому, боевик:
— Он как пульнет в того, тот прямо аж на части развалился!.. Слушай, слушай, Макса! Послушай! — и дергает его за руку.
Но «Макса» не слушает, а тоже пытается ему что-то свое рассказать. Очень похоже на заседание Государственной Думы.
Видимо, слушатели нужны пятилетнему ребенку для того, чтобы они его слушали, его оценили, им восхитились: он хочет быть в центре внимания, в виде такого Солнца, а остальные чтоб вокруг него «вращались».
Беда в том, что эти слушатели тоже пятилетние, поэтому каждому из них хочется того же самого. В результате никто никого не хочет слушать, а каждый жаждет сам «выступать».
Потом пришел еще Илья, и они все стали строить башню: вернее, достраивать то, что осталось с вечера, — а она уже и так была чуть не в мой рост. Они просят:
— Елена Михална, помогите нам!
Ну, я помогла: получилась башня чуть не до потолка, но все это шатается, вот-вот свалится им на головы. А они страшно довольны! Построили самую высокую башню!
И чуть кто придет, они тут же бегут в раздевалку и тащат смотреть — пришедший ужасается и восхищается, а «строители» взахлеб хвастаются:
— Смотри, как мы построили!
А вот это уже похоже на наше правительство: пятилетку в три года (или удвоение ВВП — то же самое) и пр. — жажда выдающихся достижений: чтоб было чем хвастать.
Может, у нас в правительстве и в Думе пятилетние дети сидят? Но тогда им нужны воспитатели и нянечки, а то они без призору такого «понастроят»! Тем более они не башни из кубиков строят, а кое-что посерьезней.

21.XI. Оказывается, у Владика есть маленький брат — Гриша. Ему три годика. Вчера мы его встретили на прогулке, Владик побежал к брату, гладит его по головке и приговаривает:
— Грии-ша! Грии-ша!
Все собрались вокруг и радостно так смотрят.
Вообще мои дети — странно сказать! — обожают маленьких детей! Вот, ей-богу, не вру. Видимо, им нравится роль Старших, Взрослых — и им ее остро не хватает. Ведь целый же день приходится общаться с теми, кто умнее их, старше, кто над ними властен.
И вот я думаю: почему у нас в детских садах нет разновозрастных групп? Ведь это была бы как будто семья: есть старшие дети, есть младшие — старшие о младших заботятся. Это и в воспитательном смысле здорово, и для нас, взрослых, было бы интереснее; наконец, старшие дети нам бы здорово помогали.
Видно, тем чиновникам, которые все эти вопросы решают, так легче: разделили всех по возрасту — порции в столовой одинаковые, учить нужно одинаково — так проще для них, для составителей программ, для заведующих — вообще для взрослых.
Иначе я никак не могу этого объяснить.

22.XI. Вчера у меня был день ссор и конфликтов, а сегодня получилось еще и продолжение.
Началось с родителей. Вчера была оттепель. Понятно, на улице грязновато, но гулять можно. Вообще, если нет прогулки, это для детей самое тяжелое наказание. Ну, я их повела, как всегда, во двор. Играли мы с ними, в том числе и в «маковое поле», и в «саблезубых тигров»: повалялись они на земле, на грязненьком снегу.
Вечером пришла мама Сени его забирать. Смотрит на его штаны — и мне, строго так:
— Почему у Сени такие брюки?
Я, признаться, и не поняла сначала, о чем это она. А она начала меня серьезно так отчитывать: как же я не смотрю за детьми, Сеня весь измазался, ей теперь придется стирать, а она так устала на работе! А сама выглядит прекрасно, одета с иголочки, в миллион раз лучше меня, и на усталую ну ни капельки не похожа. Я от неожиданности и не нашлась, что ей ответить.
А сегодня явилась Сашина мама — с петицией: Сашенька принес в группу машинку, очень дорогую, а Владик у него забрал и говорит, что это его машинка.Обещала ей разобраться.
Но из этого ничего не вышло. Владик врет (а может, вовсе и не врет?), что знать ничего не знает; Саша говорит свое: где сейчас находится злополучная машинка, никому не известно. Я попросила Ваню, Германа и еще двух-трех послушных детей найти эту чертову машинку. Никакого толку: будто сквозь пол она провалилась!
Я уж начала нервничать: вечером мама придет, спросит! — смотрю, Саша играет какой-то, действительно роскошной, машиной. Ну прямо «Мерседес» шестисотый в миниатюре (а, может, так и есть?)!
Я ему:
— Саша, это что за машинка у тебя?
Он почему-то страшно смутился и говорит:
— А это моя!
— Та самая?
— Ага!
— Где же она была?
Он замялся. С трудом я у него выпытала, что машинку он сам засунул в диванчик, а потом забыл. Так как на этом диванчике всегда сидят наши девочки, то в нем и не искали и машинки не обнаружили. Что до легенды о разбойничьих повадках Владика, то, как я поняла, все это Сашенька сочинил, чтоб его мама не ругала, так как машинка очень дорогая, а в этой семье, чувствуется, к дорогим вещам отношение трепетное.
Ну, пришла мама (кстати, она очень смахивает на голливудскую звезду: такая золотоволосая красавица с конфетной обертки, и Саша у нее хорошенький-хорошенький, в маму), я ей рассказываю всю эту драму, она меня безмятежно выслушала и говорит Саше:
— Так ты ее сам нашел? Молодец! Ну, пойдем.
Я даже слегка обалдела от такой наглости.
Ну ладно, если еще хоть раз такое повторится, я церемониться не стану, объясню им, что я не страж чистоты штанов и не надзирательница за машинками, моя забота — это души их детей, их развитие, а вопросы чистоты штанов
и пр. пусть уж они улаживают сами со своими чадами.
Впрочем, все это не значит, что я с родителями только ссорюсь...

Продолжение следует

Материал подготовлен В. СЛУЦКИЙ

 

Рейтинг@Mail.ru