Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2005

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Продолжение. Начало см. №2/2005 г.

К истории детского сада

Пока интеллигентная часть общества не интересуется детскими садами, не могут они возникнуть для народа, потому что нет семинарий, нет воспитательниц, нет складов с дешевыми материалами.

Этим закончим наши замечания о системе Фребеля и западных детских садах и приступим к сведениям о них в России.

Нам удалось узнать следующее.

В Москве существует 13 детских садов с 20 (приблизительно) детьми в каждом; но, насколько нам известно, это не детские сады в собственном смысле слова, а учебные заведения для маленьких детей, которых обучают здесь чтению, письму, счету, а также иностранным языкам. Французский язык введен почти во всех московских детских садах; в одном введен также и немецкий, а в одном даже танцы. В некоторых детских садах принимают только девочек. Ясно, что принципы фребелевского детского сада нарушены: детский сад — не школа для начального обучения; затем, в детском саду должен господствовать принцип семейности; а разве в семье братьев и сестер отделяют друг от друга? В Москве существует также немало семейных детских садов, где знакомые дети собираются друг к другу для игры и работы.

Сколько имеется детских садов в Петербурге, нам, к сожалению, узнать не удалось, несмотря на все старания. Нам известно только, что в Петербурге с 1872 года существует Фребелевское Общество, которое открыло курсы с серьезной программой для подготовления детских садовниц. Три года тому назад это Общество в соединении с Обществом попечения о бедных и больных детях основало в Петербурге народный детский сад с платою 10 коп. в месяц, от которой избавлены беднейшие дети. Детский народный сад посещается 50 детьми под надзором двух садовниц. Дети занимаются от 10 до 12 часов фребелевскими работами, а от 12 до 14 совершенно свободно играют в мяч, лошадки и куклы. Дети от 3—6 лет; они имеют веселый и довольный вид. Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой и т.д. В детском саду они в светлых, чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются. Детские садовницы говорят, что этих детей охотно принимают народные школы даже не в очередь, так как они развиты лучше других. Жаль, что в Петербурге только один народный сад в то время, когда в них огромная потребность. В педагогических журналах неоднократно приходилось читать воззвание Фребелевского Общества «к счастливым матерям» о том, чтобы последние вносили ежегодно только один рубль для устройства детских садов для бедных детей. Объявления прекратились, но... народных детских садов не прибавилось. Надо полагать, что Фребелевское Общество утомилось ролью вопиющего в пустыне.

Кроме Москвы, Петербурга и Тифлиса, детские сады существуют, насколько нам известно, в Одессе (4 детских сада с общим числом в 100 детей) и в Киеве (1 детский сад с неизвестным числом детей).

В общем, оказывается, что во всей России пользуется детскими садами около 1000 детей (если мы причислим сюда те учебные учреждения, которые незаслуженно называются детскими садами). Ясно, что детские сады не процветают у нас. Отчасти причиною этого служат те же препятствия, как и на Западе, о которых мы уже выше говорили. Но на Западе их стараются устранить; следовательно, и у нас это возможно.

Среди причин, препятствующих в России развитию детских садов, видное место принадлежит несочувствию интеллигентных матерей к детским садам: многие из матерей полагают, что индивидуализация воспитания не достижима в детских садах; семья же, напротив, обеспечивает эту индивидуализацию. Так ли это? Если мать не подготовлена к воспитательному делу или если она не может отдать всего своего времени ребенку, то цель индивидуализации не достигается.

Матери некогда проводить много времени с одним ребенком, так как у нее есть обязанности по хозяйству, по отношению к другим детям, — и дитя остается с няней. Мы все знаем, что никто не склонен в такой степени противодействовать самостоятельным волевым проявлениям ребенка, как няня. Последней, по незнанию детской природы, все кажется шалостью: и лепка из глины, и игра в песок или воду, и влезание на стул и т.д. Няни накладывают свое неумолимое veto на лучшие проявления детской натуры, а матери не замечают, что это большая погрешность против той самой индивидуализации, поклонницами которой они себя считают. Старой, русской, добродушной няни, которая вносила столько поэзии в детскую жизнь русских баричей, пушкинской няни, давно уже нет.

Таким образом, семья далеко не всегда обеспечивает индивидуализацию воспитания. С другой стороны, в детском саду, при нормальной постановке дела, всегда может быть обращаемое должное внимание на личные особенности ребенка. Рядом с этим детский сад развивает в ребенке ту способность, которой очень часто не дает ему семья: способность работать сообща. Не общего дела следует бояться в детском саду, а механизации. Каждый ребенок должен иметь простор для своей фантазии в работе, право сделать, как ему хочется, не нарушая этим свободу соседа, а этому почти невозможно научить ребенка дома, где он или сам раб и беспрекословно подчиняется, или где другие рабы по отношению к нему.

Если бы русские интеллигентные матери это хорошо поняли, тогда они сами энергично принялись бы за устройство детских садов и устроили бы их оригинально, сохраняя национальные особенности, не вводя ни механизации в занятия, ни педантической последовательности, ни докучливых разговоров, ни строгой дисциплины, что отчасти осуществлено уже в двух русских детских садах. Пока интеллигентные русские женщины не возьмутся за это дело, у нас воспитание маленьких детей не двинется вперед. Это, конечно, только вопрос времени, так как одновременно с участием русской женщины в общественной жизни, одновременно с желанием самообразования, одновременно с возрастающими материальными затруднениями придется прибегать к помощи детского сада, который даст возможность матерям пользоваться несколькими свободными часами. И как сильно нуждаются в этих свободных часах наши молодые матери! Не нужно много наблюдательности, чтобы заметить, как они утомляются бессменным ночным и дневным дежурством, вследствие чего является раздражительность, как они забрасывают чтение, музыку, иностранные языки, все то, что любили до замужества и что впоследствии будет так нужно этим же детям.

Итак, мы думаем, что идея детских садов не устарела и что они служат подспорьем для семьи. А чтобы они были хорошими, об этом следует позаботиться, конечно, самим матерям.

Мы уже сказали, что на Западе частная инициатива в общественной деятельности вызвала широкое развитие детских садов. У нас общественная деятельность очень слаба. Когда в 60-х годах она была интенсивнее, тогда и интерес к детским садам был живее. Педагогические журналы: «Учитель», «Воспитание», «Журнал Министерства Народного Просвещения» помещали многочисленные статьи о системе Фребеля. Петербургское Педагогическое Общество образовало в 1867 году комиссию для изучения вопроса о русских детских садах и напечатало свои выводы.

Если бы дело детских садов не замерло в самом начале, если бы русское общество не остыло к нему, вследствие охлаждения к общественной жизни вообще, и если бы русская женщина не замкнулась в тесной семейной жизни, то у нас могла бы уже быть выработана самобытная русская система детских садов. И был бы, вероятно, не один только народный детский сад.

Заканчиваем статью выражением уверенности, что русские интеллигентные женщины, чуткие к нуждам народа, обратят внимание на идею детских садов и учреждением их спасут массу несчастных детей от нравственной гибели и, вызвав в жизнь русские детские сады, улучшат таким образом воспитание собственных детей.

Продолжение следует

Аделаида СИМОНОВИЧ,
по материалам журнала «Вестник воспитания», 1896 г.

 

Рейтинг@Mail.ru