Внимание: тревога!
Уважаемые читатели!
Сегодня мы знакомим вас с документами, которые (в
случае их утверждения) определят судьбу
дошкольного образования, судьбу всех маленьких
российских детей и нашу с вами судьбу. Приглашаем
всех — управленцев, педагогов, психологов и
родителей — принять участие в обсуждении
предлагаемых идей. Свои соображения, замечания и
предложения присылайте в редакцию. В следующем
номере мы познакомим читателей с мнениями
ведущих психологов по поводу надвигающейся
реформы, связанной со снижением возраста
обязательного образования.
Рабочие материалы Министерства
образования и науки РФ
Обеспечение доступности
качественного образования
Необходимость выравнивания стартовых
возможностей детей из разных социальных групп и
слоев населения свидетельствует о
целесообразности введения «предшкольного
образования»; создания условий для обеспечения
доступности дополнительного образования детей,
ориентированного на формирование успешности
ребенка, развитие его индивидуальных
способностей.
В настоящее время уровень охвата детей
дошкольными учреждениями составляет в среднем
59%. При этом только 55% детей 5-летнего возраста
посещают детские сады. Доля детей, обучающихся в
системе дополнительного образования, составляет
38,5% от общей численности детей школьного
возраста.
Исходя из проблемы выравнивания
стартовых возможностей детей их разных
социальных групп и слоев населения,
целесообразно апробировать следующую структуру
общего образования:
1. «Предшкольное образование» (1 год).
2. Начальная школа (4 года).
3. Основная школа (5 лет).
4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).
В течение всего периода организации
обучения в общеобразовательной школе учащимся
должны предоставляться услуги дополнительного
образования.
«Предшкольное образование» не носит
обязательного характера и может быть
рекомендовано гражданам как эффективный способ
выравнивания стартовых возможностей детей,
идущих в первый класс начальной школы. В основе
«предшкольного образования» должны лежать
игровые формы и методы обучения. При этом занятия
целесообразно проводить главным образом на базе
сети учреждений дошкольного образования.
Профильное обучение главным образом
должно быть сориентировано на расширение
возможностей выбора учащимися индивидуальных
образовательных траекторий. Предстоит
отработать механизмы, позволяющие учащимся
сочетать обучение в различных учебных
заведениях — не только общеобразовательных, но и
заочных, очно-заочных школах, учреждениях
дополнительного образования и пр.
С целью сохранения здоровья детей
следует рассмотреть различные варианты снижения
нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная
нагрузка учащихся в России выше, чем, например, в
европейских странах на 10—15%, целесообразно
апробировать снижение недельной нагрузки
учебного плана при соответствующем увеличении
уровня оплаты педагогического часа учителя (за
счет уменьшения нормы часов на ставку заработной
платы). При этом индивидуализация занятий
учащихся и расширение для них возможностей
выбора образовательных программ могут
финансироваться из дополнительных источников —
как бюджетных, так и внебюджетных.
Отдельным ориентиром в структуре
преобразования должен стать комплекс мер,
обеспечивающих заполнение высвобожденного
времени при сокращении учебной нагрузки для
учащихся малокомплектных сельских школ,
специализированных образовательных учреждений
и других учебных заведений, а также их
финансирование. Большее распространение должны
получить лучшие образцы организации работы школ
полного дня для нуждающихся в этом семей.
Процесс интеграции системы общего
образования с дополнительным и предшкольным
образованием позволит усилить воспитательную
составляющую образовательного процесса,
значительно повысить социальный и культурный
потенциал детей, у которых по разным причинам нет
условий для нормального развития в семье. Это
также позволит не навязывать обучающимся в
процессе воспитания определенные ценности и
нормы деятельности, а создать условия для
свободного самоопределения граждан
относительно разделяемых ими ценностных
ориентиров. При этом следует поддерживать
участие в воспитании обучающихся различных
общественных организаций и объединений.
Конструктивное сотрудничество образовательных
учреждений и общественных организаций должно
стать основой не только формирования
общечеловеческих ценностей у молодого
поколения, но и способом, обеспечивающим участие
образования в строительстве гражданского
общества.
Статья опубликована при поддержке завода металлоконструкций "ЛИДЕР-ДВЕРЬ". Металлические входные двери от фирмы LIDER-DVER, а также решётки на окна, козырьки, ставни, гаражные ворота. Большой выбор, гарантия качества, доступные цены, вызов замерщика и установка в Москве и Московской области. Посмотреть каталог дверей, цены, информацию об оплате и доставке, контакты Вы сможете на сайте компании: http://lider-dver.ru/.
Интеграция общего и дополнительного
образования должна позволить более эффективно
решать ряд серьезных социальных задач. В этой
связи также следует особое внимание уделить
развитию русского языка как языка
общенационального единения и консолидации
общества.
Для реализации этого направления
необходимо:
— разработать и внести
законодательные изменения по структуре
стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования;
— разработать и апробировать стандарты общего
образования на основе новой структуры;
— отработать различные механизмы
финансирования дополнительного образования
учащихся общеобразовательных учреждений;
— распространить методические рекомендации по
организации работы школ полного дня;
— апробировать различные модели организации
общего образования с учетом введения
«предшкольного образования» детей с 5—6 лет.
Обоснование предшкольного
образования
Стратегический план по переводу детей
на предшкольное образование с 5 лет (в рамках
изменения ФЗ РФ «Об образовании» с 01.01.2005 г.).
Главная цель предшкольной
подготовки — выравнивание стартовых
возможностей будущих школьников, чтобы у них не
возникало стрессов, комплексов, чувства
унижения, которые могут отбить желание учиться
на все последующие годы (А.Фурсенко, декабрь
2004 г.).
Реализация ФЗ № 122 в области
образования возможна в уже существующих сегодня
образовательных учреждениях, имеющих дошкольные
подразделения, таких, как Центр развития ребенка,
ГОУ — начальная школа — детский сад, прогимназия
и Центр образования.
Данные образовательные учреждения
способны обеспечить оптимальный путь
предшкольной подготовки детей с минимальными
затратами, так как в них:
— сконцентрированы специалисты
психолого-педагогического и медицинского
профиля (с минимальным введением дополнительных
штатов);
— уровень подготовленности специалистов в
наибольшей степени соответствует требованиям,
предъявляемым к обучению детей с 5 лет, и они
нуждаются лишь в курсовой подготовке;
— имеющаяся материально-техническая база
требует незначительного пополнения.
ПЕРВЫЙ блок
Примерные модели школьных
образовательных учреждений
1. Центр развития ребенка (ЦРР) —
организация на его базе предшкольных групп с 5 до
7 лет.
2. Предшкольное образование на базе ДОУ, как вид
группы кратковременного пребывания для
получения базисного компонента со школьным
учителем (на основании договора со школой).
3. Предшкольное образование: на базе школы — (4
часа) + на базе ДОУ как вид группы
кратковременного пребывания (для реализации
воспитательно-образовательных целей).
4. УВК — начальная школа — детский сад,
прогимназии.
5. Центры образования.
6. Общеобразовательные школы.
7. Домашнее образование (система гувернерской
службы на базе ЦРР).
8. Семейное образование по существующим
стандартам (под патронатом ДОУ или органов
образования, осуществляющих эту деятельность
(Школа матерей).
9. На базе учреждений дополнительного
образования.
10. Открытие Лекотек и Центров игровой поддержки
ребенка.
Лекотеки, которые будут создаваться в
дошкольных образовательных учреждениях,
призваны обеспечить психолого-педагогическое
сопровождение детей с ослабленным здоровьем и
особыми образовательными потребностями и их
семей с использованием игро— и
арттерапевтических методов для социализации,
поддержки развития личности детей и
формирования предпосылок учебной деятельности,
а Центры игровой поддержки ребенка —
психопрофилактику и психокоррекцию нарушений
развития личности ребенка на основе
использования в практике выравнивания
стартовых возможностей будущих школьников.
В связи с предложенными моделями
необходимо проработать новые модели и виды
образовательных учреждений, реализующих
предшкольное образование в рамках
экспериментальной деятельности.
ВТОРОЙ блок
Создание соответствующей
нормативно-правовой базы по предложенному
видовому разнообразию учреждений предшкольного
образования
1. Внесение изменений в Закон РФ «Об
образовании»
Ст. 18. «Дошкольное образование» в п.
3 добавить:
«На базе дошкольных образовательных
учреждений может осуществляться предшкольное
образование с пяти лет шести месяцев».
Ст. 19. «Предшкольное, начальное
общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование.
п. 1. Добавить: общее образование
включает в себя ступени: предшкольное, начальное
общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование.
п. 2. Обучение детей в образовательных
учреждениях, реализующих целостные комплексные
образовательные программы предшкольного и
начального общего образования, начинается с
достижения ими возраста пяти лет шести месяцев,
при отсутствии противопоказаний по состоянию
здоровья и при наличии в образовательном
учреждении необходимых условий для
осуществления предшкольного образования (для
особых условий сельских местностей, где
отсутствуют дошкольные образовательные
учреждения).
Ст. 17. «Реализация
общеобразовательных программ».
п. 1. Целостные комплексные
образовательные программы (от 3 до 11 лет)
реализуются в дошкольных, предшкольных
образовательных учреждениях, образовательных
учреждениях начального общего образования.
Ст. 15. «Общие требования к
организации образовательного процесса».
Организация образовательного
процесса в предшкольном образовании
регламентируется учебным планом, годовым
календарным учебным графиком и расписаниями
занятий в строгом соответствии с требованиями
СанПиН: для детей от 5 лет 6 месяцев до 7 лет.
2. Включить в Перечень типов и видов
образовательных учреждений новый вид:
«образовательное учреждение, осуществляющее
комплексное дошкольное и предшкольное
образование».
3. Разработать Положения об
учреждениях нового вида, перечисленных в блоке 1.
4. Внести необходимые дополнения и
изменения в СанПиН для ДОУ (от 20.06.2003 г.) и
разработать Новые санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных
учреждений, осуществляющих предшкольную
подготовку детей с 5 лет 6 месяцев.
СанПиН для образовательных
учреждений, осуществляющих предшкольное
обучение детей с 5 лет 6 месяцев (в условиях ДОУ и в
условиях общеобразовательной школы), должен
содержать:
— требования к набору помещения
(раздел 2.4);
— учебный класс с необходимым набором мебели в
соответствии с ростом и возрастом детей;
— игровая комната с набором мягких модулей, игр и
игрушек и физкультурный уголок с
мини-спорткомплексом и тренажерами;
— комната отдыха — релаксации (с набором
релаксантов);
— требования по гигиеническому содержанию
помещений должны приближаться к требованиям
«Экодома»: бактерицидные лампы или люстры
Чижевского, увлажнители воздуха, специальные
щелочные ингаляторы (для профилактики у детей
перенапряжения речевого аппарата), цикличность
применения кислородных коктейлей для
профилактики нарушений сердечно-сосудистой
системы;
— наличие спортивных площадок на пришкольном
участке с ориентировкой на возраст детей от 5 лет
6 месяцев до 7 лет.
Требования к организации режима дня и
учебных занятий (п. 2.12):
— максимально допустимый объем
недельной образовательной нагрузки для детей от
5 лет 6 месяцев до 6 лет составляет 15 занятий (+ 2
занятия плаванием при наличии бассейна),
продолжительность 1 занятия — 25 мин., перерывы
между занятиями — не менее 10 мин. (но не более 3
занятий в первую половину дня);
— максимально допустимый объем недельной
образовательной нагрузки для детей от 6 до 7 лет
составляет 17 занятий в неделю (+ 2 занятия —
плавание при наличии бассейна),
продолжительность одного занятия — 30 мин.,
перерыв между занятиями — не менее 10 мин. (не
более 3 занятий в первую половину дня).
5. Внести в «Квалификационный
справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих» и в
«Тарифно-квалификационные характеристики
(требования) по должности работников учреждения
образования», утвержденных приказом
Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31.08.95 г. №
463/1268 дополнительно должность «учитель
предшкольного образования».
На базе ЦРР ввести должность
учителя-воспитателя, замдиректора по учебной
работе.
Внести новый вид учреждения в перечень
учреждений в «Пенсионном законодательстве по
предоставлению льготной пенсии по выслуге лет»
— «образовательное учреждение, осуществляющее
дошкольное и предшкольное образование», а
также дополнительно должность «учитель
предшкольного образования».
ТРЕТИЙ блок
Практико-ориентированные
дополнительные исследования
Разработка стартовых возможностей
готовности ребенка к обучению в школе
предполагает:
— разработку и апробацию целостных
комплексов образовательных программ (для детей
до 11 лет), унифицированных и разработанных на
основе здоровьесберегающих технологий, с учетом
оздоровительных компонентов, ставших
государственным стандартом и направленных на
систему интенсивного развития, но во имя ребенка
с ориентировкой на пик интеллектуального
развития;
— разработку критериев уровней степени
готовности к дальнейшему школьному обучению (с 7
лет): готов, в стадии готовности, условно готов, не
готов;
— отработку дифференцированного содержания
обучения с учетом динамики развития детей;
— проведение исследования психических
процессов в ходе учебной деятельности у детей от
5 лет 6 месяцев до 7 лет: восприятие, осмысление,
усвоение и др., так как недостаточно изучена их
специфика;
— комплексные исследования степени
утомляемости детей в условиях длительного
пребывания в коллективе сверстников для каждого
из видов образовательных учреждений, с целью
правильного отбора содержания и
структурирования образовательного процесса;
— научно-психологическое обоснование
дидактической структуры учебных занятий (мотив
— цель — деятельность);
— разработка уровней личностного развития
(физическая зрелость, психологическая
готовность к восприятию);
— переосмысление пространства развития ребенка
с ориентировкой на новую образовательную
ситуацию; внедрение интерактивных средств
обучения на основе инновационных технологий с
обязательным включением технического
обеспечения и ориентировкой на микросоциум,
включающий в себя оздоровительную, развивающую и
совместно-организационную среду;
— методические рекомендации для родителей
детей, не посещающих образовательные учреждения;
— методические рекомендации для педагогов,
осуществляющих предшкольную подготовку.
ЧЕТВЕРТЫЙ блок
Кадровое обеспечение
Переподготовка имеющихся кадров в
ДОУ по предшкольной подготовке детей (на базе
АПКиПРО и ведущих университетов с объемом до 500
час.);
Подготовка специалистов по
предшкольному образованию на базе
среднеспециальных и высших педагогических
учебных заведений;
Курсовая переподготовка
преподавателей педколледжей для раскрытия
дополнительных факультетов;
Создание на базе ЦРР филиалов вуза по
курсовой переподготовке;
Разработка и апробация учебных
программ и учебников для студентов по
специальности «предшкольное образование» и
программ курсов учебной переподготовки.
|