Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2005

УЧИСЬ ИГРАЯ

Продолжение. Начало см. №1, 2/2005г.

Квадрат-трансформер

Мини-занятия для малышей

В предыдущих номерах мы знакомили читателей со сказками и превращениями необыкновенного Квадрата — квадрата из игрового арсенала Вячеслава Воскобовича.
Теперь пришло время подводить итоги: снова знакомиться с необыкновенным Квадратом — но уже в качестве обучающего пособия, в качестве Квадрата-трансформера.

«Давай познакомимся»

Прислушайся, квадрат хочет тебе что-то сказать:
— Меня зовут Квадрат-трансформер.
Я — необычный квадрат. А как тебя зовут и сколько тебе лет? Четыре, пять, а может быть, даже семь? Надеюсь, тебе будет интересно играть со мной. Я буду раскрывать свои секреты — почему я необычный. В играх со мной тебе будут помогать глаза и пальцы...
...Обведи меня пальчиком. Лучше это делать указательным пальцем правой руки, а глаза пусть внимательно следят за пальчиком.
Побежал пальчик направо, обогнул уголок, опустился вниз, снова обогнул уголок, побежал влево, обогнул уголок, поднялся наверх.
Уф! Устал, весь квадрат обежал.
Отдохнул? А теперь попробуй сам, без подсказки, обежать квадрат, но в другую сторону, вслух пересказывая свой путь.
С честью справился с заданием? Молодец!

Взрослый: «Зачем нужны такие упражнения?»

Педагог: «Упражнения, подобные этим, помогают ребенку совершенствовать процессы восприятия, вырабатывают координацию руки, глаза, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, форме, пространственном положении».

«Играем в прятки»

— Ты уже догадался, почему я необычный квадрат? Да, во мне, как в матрешке, прячется еще один квадрат, но поменьше, а в нем еще четыре. Можешь найти еще четыре квадрата? Покажи мне их, пожалуйста.

А теперь обведи все квадраты фломастером. Если ты нашел 5 квадратов — хорошо, если 6 — замечательно, если все 10 квадратов — великолепно! Да, это была очень трудная игра. Возможно, в ней тебе помогала мама, и вы вместе конечно же справились с заданием.

«Знакомство продолжается»

А сейчас попробуй сложить квадрат пополам. Да, это можно сделать по-разному. Есть 4 способа.
Какие фигуры у тебя получились?
Обведи треугольник указательным пальцем (ты уже умеешь это делать). А теперь внимательно рассмотри треугольник. Сколько в нем прячется квадратов? Сколько в нем спрятано треугольников? Ты нашел 8 — хорошо, 10 — замечательно, 16 — великолепно!
Маленькая подсказка: обведи два маленьких треугольника, и у тебя получится «средний» треугольник. В этом загадочном большом треугольнике прячется еще одна фигура. Ты догадался, какая?

Взрослый: «Эти задания оказались очень сложными для ребенка. Пришлось ему помогать».

Педагог: «Надеюсь, что вы сами выполняли это задание с увлечением, а увлеченность взрослых всегда способствует развитию интереса у детей».

«Знакомство с квадратом продолжается»

— Ты уже многое обо мне знаешь, — начал свой рассказ Квадрат,— сегодня я расскажу тебе о своих линиях-дорогах.
Проведи пальчиком по линии, которая соединяет углы квадрата, — это диагональ. А есть ли еще одна диагональ, которая соединяет противоположные углы? Только давай договоримся: когда ты показываешь диагональ, проведи пальчиком по всей ее длине, от начала до конца.
Согни квадрат по диагонали. Какая фигура получилась? Правильно — треугольник. А, может быть, ты догадаешься, какая фигура получится, если согнуть квадрат по второй диагонали?
Если хочешь, обведи диагонали большого квадрата синим цветом, квадрата поменьше — зеленым цветом, диагонали маленьких квадратов — красным цветом.

«Путешествие в квадрате»

— Знаешь, что я тебе хочу предложить? — сказал Квадрат, — давай покатаемся по моим дорогам-диагоналям. Что будет у нас машиной? Конечно, пальчик. Путешественники должны все знать о тех местах, где они путешествуют.
Покажи мне самый большой квадрат, квадрат поменьше, маленькие квадраты и, наконец, самые маленькие квадратики.
А теперь еще раз погуляем по всем дорогам-диагоналям. Ты обратил внимание, что все диагонали пересекаются в одной точке? Это — центр. Из центра мы и начнем наше путешествие.

Да, я забыл тебе сказать одно правило: нельзя ездить по диагоналям маленьких квадратов. Давай цифрами обозначим начало и конец дороги. Какие же дороги для нас запретны: 0—1, 2—8, 0—3, 2—4, 4—6, 0—5, 0—7, 6—8, неправда ли?
Из центра «0» мы едем в город «1». По какой дороге поедем? Какие у тебя варианты? Можно выбирать и объездные дороги. Итак, начали: 0—8, 8—1...
Ты нашел два варианта дорог — хорошо, четыре — замечательно, шесть — великолепно! Какие дороги получились у тебя самые короткие?

«Загадка»

А сейчас маленькая загадка. Чем отличается мышка от ежика? А чем они похожи?

«Загадки продолжаются»

— Я придумал для тебя очень интересную игру, — сказал Квадрат. — Закрой глаза и на ощупь определи, какая фигура или какой предмет перед тобой.
Загадай такие же загадки маме.

«Философия Квадрата»

— Ты любишь чудесные превращения? — спросил Квадрат. — А знаешь, они очень часто начинают происходить, когда мы по-разному смотрим на один и тот же предмет.
Посмотри, что это? Туфелька, башмачок. Чуть-чуть поверни — дятел. А во что может превратиться дятел?

По вопросам проведения семинара и приобретения игр и пособий обращаться по адресу: 197371, г. Санкт-Петербург, а/я 95, Воскобовичу В.В. или по тел.: (812) 348-5315.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru