Продолжение. Начало
см. №1, 2/2005г.
Квадрат-трансформер
Мини-занятия для малышей
В
предыдущих номерах мы знакомили читателей со
сказками и превращениями необыкновенного
Квадрата — квадрата из игрового арсенала
Вячеслава Воскобовича.
Теперь пришло время подводить итоги: снова
знакомиться с необыкновенным Квадратом — но уже
в качестве обучающего пособия, в качестве
Квадрата-трансформера.
«Давай познакомимся»
Прислушайся, квадрат хочет тебе что-то
сказать:
— Меня зовут Квадрат-трансформер.
Я — необычный квадрат. А как тебя зовут и сколько
тебе лет? Четыре, пять, а может быть, даже семь?
Надеюсь, тебе будет интересно играть со мной. Я
буду раскрывать свои секреты — почему я
необычный. В играх со мной тебе будут помогать
глаза и пальцы...
...Обведи меня пальчиком. Лучше это делать
указательным пальцем правой руки, а глаза пусть
внимательно следят за пальчиком.
Побежал пальчик направо, обогнул уголок,
опустился вниз, снова обогнул уголок, побежал
влево, обогнул уголок, поднялся наверх.
Уф! Устал, весь квадрат обежал.
Отдохнул? А теперь попробуй сам, без подсказки,
обежать квадрат, но в другую сторону, вслух
пересказывая свой путь.
С честью справился с заданием? Молодец!
Взрослый: «Зачем нужны такие
упражнения?»
Педагог: «Упражнения, подобные этим,
помогают ребенку совершенствовать процессы
восприятия, вырабатывают координацию руки,
глаза, что обеспечивает максимальное накопление
информации о величине, форме, пространственном
положении».
«Играем в прятки»
— Ты уже догадался, почему я необычный
квадрат? Да, во мне, как в матрешке, прячется еще
один квадрат, но поменьше, а в нем еще четыре.
Можешь найти еще четыре квадрата? Покажи мне их,
пожалуйста.
А теперь обведи все квадраты
фломастером. Если ты нашел 5 квадратов — хорошо,
если 6 — замечательно, если все 10 квадратов —
великолепно! Да, это была очень трудная игра.
Возможно, в ней тебе помогала мама, и вы вместе
конечно же справились с заданием.
«Знакомство продолжается»
А сейчас попробуй сложить квадрат
пополам. Да, это можно сделать по-разному. Есть 4
способа.
Какие фигуры у тебя получились?
Обведи треугольник указательным пальцем (ты уже
умеешь это делать). А теперь внимательно
рассмотри треугольник. Сколько в нем прячется
квадратов? Сколько в нем спрятано треугольников?
Ты нашел 8 — хорошо, 10 — замечательно, 16 —
великолепно!
Маленькая подсказка: обведи два маленьких
треугольника, и у тебя получится «средний»
треугольник. В этом загадочном большом
треугольнике прячется еще одна фигура. Ты
догадался, какая?
Взрослый: «Эти задания оказались очень
сложными для ребенка. Пришлось ему помогать».
Педагог: «Надеюсь, что вы сами
выполняли это задание с увлечением, а
увлеченность взрослых всегда способствует
развитию интереса у детей».
«Знакомство с квадратом продолжается»
— Ты уже многое обо мне знаешь, — начал
свой рассказ Квадрат,— сегодня я расскажу тебе о
своих линиях-дорогах.
Проведи пальчиком по линии, которая соединяет
углы квадрата, — это диагональ. А есть ли еще одна
диагональ, которая соединяет противоположные
углы? Только давай договоримся: когда ты
показываешь диагональ, проведи пальчиком по всей
ее длине, от начала до конца.
Согни квадрат по диагонали. Какая фигура
получилась? Правильно — треугольник. А, может
быть, ты догадаешься, какая фигура получится,
если согнуть квадрат по второй диагонали?
Если хочешь, обведи диагонали большого квадрата
синим цветом, квадрата поменьше — зеленым
цветом, диагонали маленьких квадратов — красным
цветом.
«Путешествие в квадрате»
— Знаешь, что я тебе хочу предложить? —
сказал Квадрат, — давай покатаемся по моим
дорогам-диагоналям. Что будет у нас машиной?
Конечно, пальчик. Путешественники должны все
знать о тех местах, где они путешествуют.
Покажи мне самый большой квадрат, квадрат
поменьше, маленькие квадраты и, наконец, самые
маленькие квадратики.
А теперь еще раз погуляем по всем
дорогам-диагоналям. Ты обратил внимание, что все
диагонали пересекаются в одной точке? Это —
центр. Из центра мы и начнем наше путешествие.
Да, я забыл тебе сказать одно правило:
нельзя ездить по диагоналям маленьких квадратов.
Давай цифрами обозначим начало и конец дороги.
Какие же дороги для нас запретны: 0—1, 2—8, 0—3, 2—4,
4—6, 0—5, 0—7, 6—8, неправда ли?
Из центра «0» мы едем в город «1». По какой дороге
поедем? Какие у тебя варианты? Можно выбирать и
объездные дороги. Итак, начали: 0—8, 8—1...
Ты нашел два варианта дорог — хорошо, четыре —
замечательно, шесть — великолепно! Какие дороги
получились у тебя самые короткие?
«Загадка»
А сейчас маленькая загадка. Чем
отличается мышка от ежика? А чем они похожи?
«Загадки продолжаются»
— Я придумал для тебя очень интересную
игру, — сказал Квадрат. — Закрой глаза и на ощупь
определи, какая фигура или какой предмет перед
тобой.
Загадай такие же загадки маме.
«Философия Квадрата»
— Ты любишь чудесные превращения? —
спросил Квадрат. — А знаешь, они очень часто
начинают происходить, когда мы по-разному
смотрим на один и тот же предмет.
Посмотри, что это? Туфелька, башмачок. Чуть-чуть
поверни — дятел. А во что может превратиться
дятел?
По вопросам проведения семинара и
приобретения игр и пособий обращаться по адресу:
197371, г. Санкт-Петербург, а/я 95, Воскобовичу В.В. или
по тел.: (812) 348-5315.
Продолжение следует
|