Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Идея и разработка проекта
Людмилы ПРИЛУЦКОЙ

По морям, по волнам

Проект для детей от пяти лет

Детский сад № 169 «Лесная сказка», г. Тольятти

Возраст: подготовительная группа.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Задачи проекта: познакомить детей с возникновением водного транспорта, необходимостью создания Российского флота и его основателем. Закреплять имеющиеся знания о морском и речном волжском транспорте, как средстве передвижения, перевозки грузов и использовании в других целях. Расширить представления детей о профессиях, связанных с этой отраслью. Формировать познавательный интерес к развитию водного транспорта в России, на Волге. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу — Россию, страну, в которой мы живем.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

— выставка детских работ «По морям, по волнам»;
— экспозиция изделий из батика в мини-музее «Парусники на Волге»;
— изделия из бросового материала «От колеса до космического корабля»;
— рисунки-пейзажи на камнях-голышах по теме «Красоты волжской природы»;
— изготовление атрибутов к игре «Мы идем по Волге»;
— альбом с детскими работами и рассказами по теме «Синее море».

Последовательность разворачивания проекта

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Вводная беседа с детьми на тему «Транспорт», рассматривание иллюстраций различных видов транспорта.

Цель: Повторить с детьми классификацию видов транспорта, обратить внимание на то, как совершенствовались машины. Игра: «От колеса до космического корабля».

1-й блок. Экскурсия в речной порт.

Цель: Познакомить детей с работой речного порта, обратить внимание на пассажирские теплоходы, «Омики», провести наблюдение за катерами, лодками, грузовыми баржами.

2-й блок. Рассматривание иллюстраций старинного и современного видов транспорта.

Цель: Познакомить с первыми кораблями-челнами, другими средствами передвижения по воде (надувные шкуры, плоты, бревна, ладьи и т.д.).

3-й блок. Чтение стихотворения М.В. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».

2-я неделя

Настольная игра (пазлы) «Парусник».

Цель: Вызвать у детей интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику, мышление.

1-й блок. Провести с детьми беседу на тему «Петр I — основатель Российского флота».

Цель: Познакомить детей с исторической личностью — царем Петром, с предпосылками создания флота.

2-й блок. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы по Волге идем» (морские бинокли, бескозырки).

Цель: Познакомить детей со службой на флоте; роли моряка и других членов команды; как называются комната отдыха для моряков, рабочее место капитана корабля, место дежурного матроса.

3-й блок. Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парусник».

3-я неделя

Рассматривание экспонатов группового музея.

Цель: Сравнить между собой представленные модели. В чем преимущество каждого вида? На каком из парусников дети хотели бы отправиться в путешествие? Развивать творчество, фантазию, мышление, связную речь.

1-й блок. Физкультурное занятие. Выполнение элементов физических упражнений, используемых на флоте (перетягивание каната, «подтянись» и т.д.).

2-й блок. Ручной труд: «Пароходы».

Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги (техника оригами). Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.

3-й блок. Разучивание танца на матросскую тематику «Яблочко».

4-я неделя

Отгадывание загадок по теме «Водный транспорт». Самостоятельное придумывание загадок.

Цель: Развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.

1-й блок. Познакомить детей с историей легендарного крейсера «Аврора». Разучивание песни В.Я. Шаинского «Крейсер “Аврора”».

2-й блок. Изготовление поделок из бросового материала (пробки) «Водный транспорт».

Цель: Развивать конструктивные навыки, умение разными способами закреплять детали плота, лодки. Воспитывать художественный вкус при украшении поделок.

3-й блок. Чтение отрывков из книг о морских путешественниках. Просмотр на видео сюжета на данную тему.

Взаимодействие с семьей

1. Беседа на тему: «Мини-проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе).

2. Привлечь родителей к оформлению мини-музея в группе (конструирование лодок, парусников, фрегатов из пластмассы, фанеры).

НОЯБРЬ

1-я неделя

Провести с детьми беседу на тему «Кем быть?» (морские профессии).

Цель: Закреплять и пополнять знания детей о существующих в настоящее время профессиях, связанных с морем (спорт, путешественники, аквалангисты, радисты, подводники и т.д.).

1-й блок. Бассейн. Тема: «Спасатели».

Цель: Расширить представления детей о работе спасателей. Совершенствовать навыки плавания «кролем», ныряние со скольжением под водой.

2-й блок. Просмотр видеофильма «Современный Военно-морской флот».

Цель: Познакомить детей с достижениями в военной технике. Воспитывать чувство гордости за нашу страну, людей.

3-й блок. Продолжить изготовление поделок из бросового материала на тему «Водный транспорт».

2-я неделя

Игра «Аквалангисты».

Цель: Развивать познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

1-й блок. Экскурсия в школу юнг.

Цель: Знакомство с юнгами-моряками, офицерами-преподавателями. Рассказать о традициях, познакомить с правилами и уставом школы. Закрепить знания о геральдике, Андреевском флаге, гимне России, пробудить в детях желание заниматься в школе, подражать юнгам.

2-й блок. Предложить детям игру: «Распутай путаницу».

Цель: Умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.

3-я неделя

Беседа-игра: «Кого бы ты взял с собой на корабль?», «Вещи и предметы, нужные в плавании».

1-й блок. Игра «Знатоки».

Цель: Формировать у детей смекалку, сообразительность, умение за короткое время найти правильный ответ.

2-й блок. Знакомство с преданиями и легендами о Степане Разине. Прослушивание песни «Из-за острова на стрежень», слова Д.Садовникова.

Цель: Формировать познавательный интерес к истории родного края и его народным героям.

3-й блок. Продолжать изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы по Волге идем» (руль, бинокль, подзорная труба, компас).

4-я неделя

Рассматривание иллюстраций на тему: «Водные виды спорта».

Цель: Познакомить детей с водными видами спорта (гребля на байдарках и каноэ, рафтинг, серфинг, парусная регата).

1-й блок. Занятие по изобразительному искусству по теме «Парусники на Волге». Практическая работа в технике «батик».

Цель: Формировать умение у детей передавать контурное изображение парусников, познакомить с техникой заливки; развивать творчество, эстетический вкус.

2-й блок. Разучивание с детьми песни о моряках.

3-й блок. Игра: «Вопрос — ответ».

Цель: Повторить с детьми морскую терминологию, названия судов и кораблей (ял, танкер, барка, якорь, кок, штурвал, кают-компания и т.д.).

Взаимодействие с семьей

1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы по Волге идем».

2. Совместное оформление сюжетной картины на тему «Парусники на Волге».

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

Разгадывание кроссвордов на тему: «По синему морю, бегущей волне».

1-й блок. Экскурсия в школу юнг. Практические занятия с преподавателями школы (спортивные соревнования, теория).

Цель: Познакомить с различными видами морских узлов, объяснить, где применяются, и т.д.

2-й блок. Игра «Школа моряков».

Цель: Закреплять представления детей о профессии моряков, суровой и тяжелой службе на корабле. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

3-й блок. Разучивание песни о дружбе.

2-я неделя

Подвижная игра «Море волнуется раз...».

Цель: Развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.

1-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами на тему «Синее море».

2-й блок. Рассмотреть знаки и символы на парусах древних кораблей, познакомить с древнегреческой легендой о Тесее.

Цель: Познакомить детей с символикой, существовавшей в древности на купеческих, торговых, пиратских судах. Развивать умение придумывать свои знаки, символы, выражать их в рисунках. Развивать творчество, художественный вкус.

3-й блок. Просмотр мультфильма «Кораблик» (песня «Чунга-Чанга»).

4-я неделя

Продолжить оформление альбома на тему «Синее море».

1-й блок. «Азбука голубых дорог».

Цель: Углублять представления детей о водном транспорте, его использовании, назначении, о водных трассах и правилах регулирования движения. Подвести детей к обобщению — движение всех видов транспорта регулируют специальные знаки. Познакомить детей с азбукой Морзе (книга Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»).

2-й блок. Рисование на тему «Транспорт будущего».

Цель: Развивать фантазию, творчество, конструктивные способности, образную речь.

4-я неделя

Разучивание песни «Жил отважный капитан» (И.О. Дунаевский).

1-й блок. Беседа на тему «Джентльмены удачи».

Цель: Познакомить детей с финикийцами, которые в древности занимались грабежом торговых судов. Познакомить с новыми словами «абордаж», «корсары». Рассказать про Генри Моргана — знаменитого пирата. Вызвать познавательный интерес к истории мореплавания.

2-й блок. Игра-путешествие: «Подводники».

Цель: Познакомить детей с современными подводными лодками, лодками-«невидимками»; их назначение; почему работа подводников считается опасной, кто может работать на подводных лодках.

3-й блок. Работа с соленым тестом: изготовить с детьми талисманы, обереги на счастье и удачу.

Взаимодействие с семьей

1. Привлечь родителей к оформлению иллюстрированного альбома «Синее море».
2. Разучивание стихов с детьми на морскую тему.
3. Разучивание элементов танца «Яблочко». Совместное исполнение танца на празднике.

ЯНВАРЬ

1-я неделя

Дидактическая игра «Узнай профессию».

Цель: Закрепить название профессий, знакомить со спецификой работы людей различных специальностей. Умение подобрать предметы, помогающие и облегчающие труд в данной профессии.

1-й блок. Занятие по кулинарии.

Приготовление блюда «Макароны по-флотски».

Цель: Познакомить детей с рационом питания моряков, учить последовательности приготовления блюда.

2-й блок. Роспись на камнях-голышах «Парусная регата».

3-й блок. Знакомство детей с древнегреческой легендой о мореплавателях-аргонавтах и их предводителе Ясоне. Просмотр иллюстраций.

2-я неделя

Пословицы и поговорки о Родине, труде, дружбе.

Цель: Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

1-й блок. Занятие. Тема: «Герои Великой Отечественной войны. Подвиги, совершаемые на фронте и в тылу врага».

Цель: Познакомить детей с героями Великой Отечественной войны, моряками, совершившими подвиг, перевозя хлеб, боевую технику, горючее для танков, помогая фронту в борьбе с фашистами. Воспитывать чувство гордости за смелость и самоотверженность моряков, желание подражать им.

2-й блок. Аппликация на тему «По морям, по волнам».

Цель: Закреплять умение вырезать из сложенной пополам бумаги силуэты кораблей-парусников.

3-й блок. Сюжетно-ролевая игра «Мы по Волге идем».

Цель: Привлечь детей группы к организации игры, побуждать их к самостоятельному распределению ролей, развитию сюжета. Закреплять полученные знания о кораблях, мореходстве. 

3-я неделя

Чтение художественной литературы. Рассказ «Летит высоко, а видит глубоко».

Цель: Познакомить детей с видами транспорта, помогающими рыболовным траулерам выслеживать и ловить рыбу, другие морепродукты.

1-й блок. Беседа с детьми на тему «Семейный альбом».

Цель: Побуждать детей к составлению творческих рассказов о своих родных, которые служили на флоте, в речном пароходстве. Учить детей отбирать соответственно по теме факты, рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

2-й блок. Прослушивание русской народной песни «Волга». Рассматривание картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

Цель: Закреплять знания детей о Волге. Почему ее называют матушкой, кормилицей? Вспомнить, чем занимались бурлаки, какая у них была доля?

3-й блок. Просмотр мультфильма «Капитан Врунгель».

4-я неделя

Рассматривание портретов русских полководцев: Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, В.И. Истомина. Рассказ воспитателя о том, чем прославились эти флотоводцы, как усовершенствовали тактику морского боя.

1-й блок. Рассматривание картин И.К. Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Чесменский бой». Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовался художник, передавая сюжет. Какие цвета были использованы художником.

2-й блок. Разучивание стихотворений о кораблях.

Взаимодействие с семьей

1. Оформление семейного альбома «Наша армия сильна».

2. Экскурсия в технический музей ВАЗа (подводная лодка).

Познавательные занятия для детей от пяти лет

Нет на свете Родины красивей

Цель: Познакомить детей с историей возникновения Российского флота и его основателем — царем Петром I, великими флотоводцами и героями флота, с историей Андреевского флага. Дать сведения о первом военном корабле «Орел», плавающем по Волге. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.

Лексика: ботик, кораблестроение.

Материал к занятию: книга «Российский флот», энциклопедия «История России», репродукция картины И.К. Айвазовского «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями», иллюстрация первого русского военного корабля «Орел». Портреты: Петра I, Нахимова, Ушакова; Андреевский флаг; стихотворение «Военная служба кораблей».

Структура занятия:

1. Чтение стихотворения «Военная служба кораблей».
2. Воображаемая экскурсия в исторический музей «Российского Военно-морского флота»; рассказ воспитателя об основателе флота Петре I, его личностных качествах, целеустремленности, воле; его первом увлечении (корабле-ботике), причинах построения военных кораблей и торговых судов.
3. Использование рабочих листов активности; выполнение задания «Помоги кораблю пройти через лабиринт, и ты узнаешь, какое название носит морской флаг России»; рассматривание Андреевского флага; рассказ о том, почему Петр сделал его символом российского флота.
4. Решение кроссворда с зашифрованным названием корабля русского флота.
5. Рассказ воспитателя о судьбе корабля.
6. Работа с контурной (или зашумованной) картинкой. В результате работы с картинкой нужно ответить на вопрос: «Какое оружие в бою использовали моряки русского флота?».
7. Создание из бросового материала макета военного корабля.

Совместная деятельность:

1. Предварительная работа:

а) рассматривание иллюстраций на тему «Военные корабли»;
б) рассматривание экипировки моряков, военной формы офицеров и солдат.

2. Последующая работа:

а) рисование на тему «Морской бой»;
б) закончить поделки из бросового материала военных кораблей.

Взаимодействие с семьей:

а) оформить выставку поделок парусников и военных кораблей, моделей из дерева;
б) совместная работа детей и родителей: сшить из ткани образец Андреевского флага (пополнить экспонатом групповой музей).

Волжские просторы

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством художников И.Е. Репина, Ф.А. Васильева, А.М. Грицая. Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему. Умение выделять основные выразительные средства художниками. Показать роль волжской природы в культурном наследии русского народа. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, чувство прекрасного.

Лексика: пейзаж, барки, баржи, бурлаки, масло, акварель, холст.

Материал к занятию: репродукции картин И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», А.М. Грицая «Жигули. Бурный день», Ф.А. Васильева «Вид на Волге. Барки». Стихотворение Алферовой «Главная улица России», пазлы по теме «Пейзаж», рабочие листы по теме.

Структура занятия:

1. Чтение стихотворений о России.
2. Приглашение на выставку репродукций художников (дети рассматривают репродукции).
3. Беседа воспитателя с детьми (примерные вопросы: «Чему посвящены картины художников? Что общего в этих картинах? Что главное на картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»? Как выглядят бурлаки? Можно ли сказать, что у бурлаков «сладкая» жизнь? Какие суда использовал художник?» — и т.д.).
4. Составление детьми описательных рассказов по теме с использованием плана.
5. Индивидуальное составление детьми картинки из пазлов.
6. Работа с листами активности, выполнение задания: «Соедини стрелками названия картин с фамилиями художников, которые их нарисовали».

Совместная деятельность:

Предварительная работа:

1. Экскурсия в речной порт. Наблюдение за местными пейзажами.
2. Рисование на камнях-голышах волжской природы.

Последующая работа:

1. Рассматривание иллюстраций других художников-пейзажистов.
2. Составление альбома с рисунками и рассказами детей.

Взаимодействие с семьей: предложить родителям пополнить новыми экспонатами групповой мини-музей.

Издалека долго течет река Волга

Цель: Пополнить знания детей о реке Волге, как главной реке России. Раскрыть роль Волги в жизни человека в прошлом и в наши дни. Дать сведения о способах передвижения по реке, видах речного транспорта.

Лексика: подводная лодка, речной транспорт, Волга-кормилица, промыслы.

Материал к занятию: видеофильм «Волга», аудиозапись песни «Издалека долго течет река Волга».

Структура занятия:

1. Прослушивание отрывка из песни «Издалека долго...». Беседа о прослушанном отрывке из песни. (Вопросы к детям: «Почему Волгу называют бескрайней, матушкой, кормилицей? Какие суда ходят по нашей реке?» — и т.д.)
2. Просматривание видеофильма «Волга».
3. Классификация картинок в ходе дидактической игры «Разложи карточки по видам транспорта».
4. Выполнение задания по картинкам: «Выбери самый старинный вид транспорта, ходивший по реке».
5. Решение кроссворда на тему «Водный транспорт». Ответ: «Ладья».
6. Обсуждение на тему «Где можно в современной жизни увидеть ладью?».
7. Рассказ воспитателя о Техническом музее ВАЗа, о новом экспонате — дизельной подводной лодке.

Совместная деятельность:

1. Предварительная работа:

а) Знакомство с работой речного порта. Экскурсия.
б) Дидактическая игра «От колеса до космического корабля».
в) Рассматривание иллюстраций надводного и подводного транспорта.

2. Последующая работа:

а) Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
б) Просмотр видеофильма «Современный Военно-морской флот».

Взаимодействие с семьей:

1. Организация экскурсии в Технический музей ВАЗа.
2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Спасатели».

Морские путешественники

Цель: Познакомить детей с моряками-путешественниками разных времен (викинги, Христофор Колумб, Джеймс Кук, капитан Блай, Робинзон Крузо).

С какой целью организовывались путешествия, какими чертами характера должны обладать эти люди? Вызвать у детей познавательный интерес к истории путешествий.

Лексика: шхуна, викинги, Фаросский маяк, мореходы, корсары, абордаж.

Материал к занятию: Книга «Мир кораблей», CD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», кроссворды, иллюстрации, географическая карта.

Структура занятия:

1. Предложение детям отправиться в морское путешествие. Игра «Собери рюкзак».
2. Чтение стихотворений о кораблях. Предложить детям помечтать, закрыв глаза: какими они себе представляют моряков — мореплавателей прошлого (характер, внешний вид, корабли, на которых отправлялись в путешествия).
3. Появление игрового персонажа — пирата. Его рассказ о первых мореходах — викингах, показать их родину на географической карте: Дания, Швеция, Норвегия. Рассматривание экипировки воина-викинга, боевого убранства корабля. Обсуждение на тему «Чем украшали суда викинги?». (Викинги украшали нос судна изображением головы дракона. Отсюда и название их кораблей — «драконы», или «дракарры». Вильгельм Завоеватель — отважный правитель викингов.)
4. Видеофайл «Фаросский маяк». Рассуждения детей, для чего нужны маяки.
5. Работа с листами активности; выполнение задания «Соедини последовательно цифры, и ты узнаешь, на каком корабле отправился в путешествие Х.Колумб».
6. Иллюстрированный рассказ воспитателя об открытии Америки.
7. Разгадывание кроссвордов на тему: «Моряки-путешественники».
8. Лепка дорожных оберегов из соленого теста.

Совместная деятельность:

Предварительная работа.

а) Экскурсия в школу юнг. Тема «Корабли прошлого».
б) Рисование на тему «Яхты, корабли, шхуны».
в) Оформление альбома-папки «По морям, по волнам».

Последующая работа.

Рисование по ткани в технике «батик».

Взаимодействие с семьей: оформить папку с фотографиями «Школа юнг» (по мотивам экскурсии).

Школа юнг

Это задание на внимательность. Перед тобой изображение парусника. У него должно быть десять парусов. Каждый парус имеет свой номер. В чем ошибка художника?

Литература

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 2001.
2. Артемова П.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Просвещение, 1992.
3. Аксенова Ж.В. Кому помогает ледокол. М.: Малыш, 1991.
4. Гальперштейн Л. Мы едем, едем, едем. М.: Детская литература, 1985.
5. Дыгало В.Л. Мир кораблей. М.: Росмен, 2002.
6. Калинов В.И. Российский флот. М.: Белый город, 2002.
7. Клудас А. Корабли. М.: Слово, 1994.
8. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. М.: Просвещение, 1992.
9. Мельников И. Пальмовый вор. М.: Детская литература, 1981.
10. Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
11. Орлов В. По морям и океанам. М.: Малыш, 1979.
12. Сахарнов С. История корабля. М.: Малыш, 1992.

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru