Ян Амос КОМЕНСКИЙ
Каким образом родители должны
готовить своих детей к школе
Из книги «Материнская школа, или О
заботливом воспитании юношества в первые шесть
лет»
1. Все человеческие дела, если ими
заниматься с пользой, требуют осмотрительности и
должной подготовки. На это указывает Сирах (18, 18),
требуя подготовки и перед молитвой, и перед
судом, и перед тем, как произнести какое-либо
слово, хотя бы вопрос оказался особенно ясным (33,
4). И, во всяком случае, естественно, чтобы
создание, владеющее разумом, ничего не делало без
обдумывания, почему это делать и какое должно или
может быть следствие, если поступить так или
иначе. Итак, родители должны отдавать своих детей
для образования в школу обдуманно, и прежде всего
сами должны подумать, что предстоит здесь делать,
и открыть глаза детям, чтобы они поразмыслили о
том же самом.
2. Итак, неразумно поступают те
родители, которые без всякой подготовки ведут
своих детей в школы, точно телят на бойню или
скотину в стадо; пусть потом школьный учитель
мучится с ними, терзает их, как хочет. Но еще более
безумны те, кто сделали из учителя пугало, а из
школы застенок и все-таки ведут туда детей. Это
происходит в том случае, если родители или
прислуга в присутствии детей неосторожно
болтают о школьных наказаниях, о строгости
учителей, о том, что больше дети не будут играть, и
т.п. «Пошлю тебя в школу, — говорят, —
успокоишься, выпорют тебя, подожди только» и пр.
Этим способом в детях развивается не кротость, но
еще большее одичание, отчаяние и рабский страх по
отношению к родителям и учителям.
3. Итак, разумные и благочестивые
родители, воспитатели и попечители будут
поступать так. Во-первых, когда приближается
время посылать детей в школу, они будут ободрять
их, точно наступает ярмарка или собирание
винограда, говоря, что они пойдут в школу вместе с
другими детьми и вместе с ними будут учиться и
будут играть. Может также отец или мать пообещать
ребенку красивую одежду, изящную шляпу, красивую
дощечку для письма, книжку и что-либо подобное, а
иногда и показать то, что уже приготовлено для
ребенка (ко дню отправления в школу). Однако
давать этого не будут (чтобы дети все более и
более воспламенялись желанием), но будут только
обещать, что дадут. Об этом будут говорить такими
и следующими словами: «Ну, дорогой сын, усердно
молись, чтобы поскорее наступило то время, будь
благочестивым и послушным» и пр.
4. Хорошо будет также разъяснить
детям, какое это прекрасное дело — посещать
школу и учиться. Ведь из таких детей выходят
важные люди, начальники, доктора, проповедники
слова Божия, сенаторы и пр., все выдающиеся,
славные, богатые и мудрые люди, к которым
остальные должны относиться с почтением. Таким
образом, гораздо лучше посещать школу, чем дома
томиться от безделья, или бегать по улицам, или
изучать ремесло и пр. Затем учение не есть труд,
но забава с книгами и пером, и гораздо приятнее
сахара. А чтобы они заранее до некоторой степени
познакомились с этими занятиями, не мешает дать
им в руки мел, которым бы они могли рисовать на
скамейках, на столе или на данной доске проводить
линии, рисовать, что только хотят: чашки, кресты,
круги, звездочки, лошадей, деревья и пр., передают
ли они это верно или нет — неважно, лишь бы только
они получали от этого удовольствие. Невозможно,
чтобы это осталось без результата; ведь они таким
образом легче будут привыкать чертить буквы и
различать их, и вообще не следует упускать из
виду ничего, что сверх того можно придумать для
возбуждения в детях любви к школе.
5. Кроме того, родители должны будут
внедрять детям любовь и доверие к будущим
преподавателям. Этого одним способом достигнуть
нельзя. Иногда нужно любовно упоминать об
учителе, называя его дядей по отцу или по матери,
крестным отцом, соседом и вообще расхваливая его
ученость и мудрость, его любезность и доброту,
указывая, что он человек выдающийся, многое
знает, ласков к детям и их любит. И хотя и правда,
что некоторых он наказывает, но только
безнравственных и непослушных, кто заслуживает
того, чтобы его наказывали, а послушных он не
наказывает никогда. При всем этом он показывает,
каким образом что-либо нужно писать или читать и
пр. Говоря с детьми так и каким-нибудь иным
подобным образом, по-детски, родители должны
устранить у детей всякий страх перед школой.
Затем также нужно спрашивать: будешь ли ты
послушен? Если ребенок скажет, что он будет
послушен, ему нужно сказать: итак, знай наверно,
что учитель тебя полюбит. А чтобы у ребенка
завязалось какое-либо знакомство с его будущим
учителем и чтобы он правильно понял сказанное
ему и укрепился в этой надежде, мать или отец
иногда (отправив его одного или со служанкой)
может послать учителю какой-нибудь подарок.
Тогда учитель (помня о своем долге) ласково с ним
поговорит, покажет ему что-нибудь, чего тот не
видел (книжку, рисунок, какой-нибудь музыкальный
или математический инструмент и то, что ребенку
может доставить удовольствие). Иногда также
учитель что-либо подарит ребенку: дощечку для
письма, флакончик чернил, маленькую монету,
какой-нибудь фрукт или что-либо подобное. А чтобы
учителю не было от этого ущерба, родители (ради
которых это происходит) могут и должны это
как-нибудь возместить или вперед что-либо
послать. Таким образом, ребенок будет относиться
к школе и к учителям бодро и с расположением,
особенно если у него будет проявляться
благородная натура. Здесь уже половину дела
сделает тот, кто так хорошо начнет: ведь сама
школа будет для него только забава, и дети будут
делать успехи с радостью.
В оформлении использованы гравюры
Альбрехта Дюрера
|