Уважаемые читатели!
Ввиду грозящих дошкольному образованию
необратимых перемен работники детских садов,
все, кому небезразлична судьба маленьких детей,
должны подать свой голос и высказать свое мнение.
Присылайте письма на адрес редакции с описанием
конкретной ситуации с детскими садами в своем
городе, в своем селе. Вносите конкретные
предложения. Все ваши обращения мы постараемся
передать в Государственную Думу и в Министерство
образования и науки РФ. Под письмом должны стоять
разборчивые подписи авторов и координаты для
связи.
Сегодня мы публикуем открытое письмо
премьер-министру Российской Федерации М.Е.
Фрадкову от участников Всероссийской
конференции «Дошкольное образование в ХХI веке».
Открытое письмо в Правительство РФ
Председателю Правительства
Российской Федерации
Фрадкову М.Е.
Уважаемый Михаил Ефимович!
Участники Всероссийской конференции «Дошкольное
образование в XXI веке», прошедшей 16 декабря
2004 г. (организована издательством «Школьная
пресса» совместно с кафедрой дошкольного
образования Московского государственного
педагогического университета), обращаются к Вам
по вопросу, от решения которого во многом зависит
будущее России. Речь идет о первой и очень важной
ступени образования — образовании детей
дошкольного возраста. В России, по признанию
мировой общественности, создана уникальная
система дошкольного образования, которая
обеспечивает всестороннее полноценное развитие
детей с первого года жизни до 7 лет. В детских
садах по научно обоснованным программам с детьми
на протяжении всего дошкольного возраста
систематически занимаются профессиональные
педагоги. В результате у детей формируются такие
фундаментальные психические качества и
способности, которые имеют непреходящее
значение для всего их дальнейшего развития, в том
числе и при подготовке к школьному обучению.
Вместо того чтобы укреплять давно
сложившуюся в стране и проверенную на практике
систему дошкольного образования, способствующую
всестороннему развитию детей, включая их
последовательную — в течение нескольких лет —
подготовку к школе, Министерство образования и
науки Российской Федерации предлагает ее
реформировать путем организации так называемого
«предшкольного образования» детей, начиная с
5-летнего возраста, что, по сути дела, означает
введение системы краткосрочного (год-два)
натаскивания детей чтению, письму и математике.
Вызывает крайнее недоумение, что
документ стратегического направления, в
котором предусматривается «предшкольное
образование» (имеется в виду «Стратегия
Российский Федерации в области развития
образования»), был принят без обсуждения
профессиональным сообществом и общественностью.
Хочется напомнить, что в нашей стране
уже есть отрицательный опыт обучения детей
6-летнего возраста в школе. В 80-е годы был проведен
широкий педагогический и
физиолого-гигиенический эксперимент, охвативший
около 50 000 детей
6 лет, обучавшихся в течение одного года и в
детском саду, и в школе. Он убедительно показал
преимущества организации обучения детей
шестилетнего возраста в условиях детского сада
по сравнению со школой и одновременно
физиологическую и психологическую неготовность
детей данного возраста к обучению именно в школе,
негативное влияние обучения в условиях школы на
их здоровье. Достаточно сказать, что 38% детей
6-летнего возраста было отчислено из школ из-за
психоневрологических отклонений. Таким образом,
эксперимент 80-х годов по обучению шестилеток в
школе имел отрицательные результаты и оказался
нежизнеспособным.
Сегодняшнее состояние здоровья детей
дошкольного возраста от рождения до 7 лет (по
данным медицинских обследований только 10%
считаются практически здоровыми), а также
сложная социально-экономическая ситуация
большинства российских семей диктуют
недопустимость принятия решения о переходе на
раннее обучение в школе.
Обычные ссылки на международную
практику раннего школьного обучения в данном
случае некорректны. В США, Великобритании и
других странах, где не существует развитой
системы дошкольного образования, условия,
формы и методы обучения детей 5—7 лет в школах как
раз аналогичны именно тем, которые имеются в
российских детских садах, а не в школах. В тех же
странах, где подобная система есть (Франция,
Швеция и др.), 95% детей посещают детские сады и
идут в школу в 7 лет.
Мы, участники конференции, имеем самое
непосредственное отношение к воспитанию и
обучению детей в детском саду и, как никто другой,
понимаем, что у детей, приходящих сегодня в школу,
разные стартовые возможности, поскольку
почти половина из них не посещала детский сад.
Разноподготовленность детей приносит школьному
учителю (1-го класса) массу неудобств и проблем в
организации образовательного процесса.
Единственный выход из сложившейся
ситуации — создание наиболее благоприятных
условий для полного охвата детей старшего
дошкольного возраста образовательной работой.
Однако организовать такую образовательную
работу только в дошкольных образовательных
учреждениях сегодня не представляется
возможным, так как массовое закрытие, продажа,
перепрофилирование детских садов в 90-е годы
прошлого века привели к тому, что в ряде
российских территорий (особенно в сельской
местности) детских садов вообще не стало. По всей
вероятности, для обучения и воспитания детей
старшего дошкольного возраста придется
использовать не только детские сады, но и другие
типы образовательных учреждений (школы,
учреждения дополнительного образования и др.),
предварительно предусмотрев создание в них
необходимых условий (предметно-развивающей
среды, учебно-материальной базы, игровой зоны и
др.).
Учитывая ситуацию, сложившуюся в сфере
дошкольного образования, мы предлагаем:
1. Признать дошкольное образование
первой ступенью образования (внести
соответствующие поправки в Закон Российской
Федерации «Об образовании»).
2. Считать недопустимым
использование термина «предшкольное
образование», так как в этом случае нарушается
целостность дошкольного образования.
3. В случае введения обязательной
системы подготовки детей 5—7 лет к школьному
обучению разработать единую государственную
общеобразовательную программу воспитания,
обучения и развития детей, реализуемую в
образовательных учреждениях всех типов, где
будут обучаться и воспитываться дети за год-два
до поступления в 1-й класс школы. Программа должна
предусматривать наряду с обучением ребенка
грамоте специфические для дошкольников виды
деятельности (игру, конструирование, музыкальное
воспитание, двигательную активность и др.),
которые являются важной основой успешного
обучения в школе. Такая единая программа должна
стать базовой для использования разнообразных
вариативных педагогических технологий.
4. Сохранять и развивать
сложившуюся в стране уникальную систему
дошкольного образования, в том числе и для
воспитания, обучения детей 5—7-летнего возраста.
Это означает в первую очередь всестороннюю
поддержку действующих ныне дошкольных
образовательных учреждений на государственном
уровне. С этой целью необходимо прежде всего
внести изменения в статью 29 п. 61 Федерального
закона
№ 122 от 22.08.2004 г. — в части «обеспечения
государственных гарантий прав граждан на
получение общедоступного и бесплатного
дошкольного образования» не только в
общеобразовательных (как читается в статье), но и
в дошкольных образовательных учреждениях (в
названную статью после слов «дополнительного
образования в...» следует вставить слова
«дошкольных образовательных и...», далее по
тексту; после слов «оплату труда работников»
вставить слова «дошкольных образовательных и...»,
далее по тексту).
Очень надеемся, уважаемый Михаил
Ефимович, что наши предложения будут рассмотрены
и, по возможности, учтены.
Примечание от редакции
В целом разделяя позицию участников
конференции, мы принципиально не согласны с
предложением разработать единую обязательную
программу подготовки детей к школе. Одним из
величайших достижений предшествующего
десятилетия стала вариативность образования.
Как минимум десять полноценных дошкольных
образовательных программ имеют гриф
Министерства, не считая программ порционных и
региональных. В России существует несколько
крупных научно-исследовательских институтов,
занимающихся вопросами дошкольного детства.
Каждый из них может похвастаться обоснованной и
проверенной программой воспитания малышей.
Принятие единой (то есть единственной) программы
привело бы не только к столкновению и открытой
войне между научными школами, но и к
«уравниванию» детей, игнорированию их
особенностей, неравномерности психофизического
развития ребенка-дошкольника и индивидуальных
темпов развития. Мы также категорически
возражаем против обязательного обучения чтению
с пяти лет. В этом, по мнению редакции, нет
никакого смысла. Это гибельная уступка
обывательскому мнению, за которую нам всем
придется тяжело расплачиваться.
|