Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2005

ДОКУМЕНТЫ

Уважаемые читатели!
Ввиду грозящих дошкольному образованию необратимых перемен работники детских садов, все, кому небезразлична судьба маленьких детей, должны подать свой голос и высказать свое мнение. Присылайте письма на адрес редакции с описанием конкретной ситуации с детскими садами в своем городе, в своем селе. Вносите конкретные предложения. Все ваши обращения мы постараемся передать в Государственную Думу и в Министерство образования и науки РФ. Под письмом должны стоять разборчивые подписи авторов и координаты для связи.
Сегодня мы публикуем открытое письмо премьер-министру Российской Федерации М.Е. Фрадкову от участников Всероссийской конференции «Дошкольное образование в ХХI веке».

Открытое письмо в Правительство РФ

Председателю Правительства
Российской Федерации
Фрадкову М.Е.

Уважаемый Михаил Ефимович!

Участники Всероссийской конференции «Дошкольное образование в XXI веке», прошедшей 16 декабря 2004 г. (организована издательством «Школьная пресса» совместно с кафедрой дошкольного образования Московского государственного педагогического университета), обращаются к Вам по вопросу, от решения которого во многом зависит будущее России. Речь идет о первой и очень важной ступени образования — образовании детей дошкольного возраста. В России, по признанию мировой общественности, создана уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное развитие детей с первого года жизни до 7 лет. В детских садах по научно обоснованным программам с детьми на протяжении всего дошкольного возраста систематически занимаются профессиональные педагоги. В результате у детей формируются такие фундаментальные психические качества и способности, которые имеют непреходящее значение для всего их дальнейшего развития, в том числе и при подготовке к школьному обучению.

Вместо того чтобы укреплять давно сложившуюся в стране и проверенную на практике систему дошкольного образования, способствующую всестороннему развитию детей, включая их последовательную — в течение нескольких лет — подготовку к школе, Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает ее реформировать путем организации так называемого «предшкольного образования» детей, начиная с 5-летнего возраста, что, по сути дела, означает введение системы краткосрочного (год-два) натаскивания детей чтению, письму и математике.

Вызывает крайнее недоумение, что документ стратегического направления, в котором предусматривается «предшкольное образование» (имеется в виду «Стратегия Российский Федерации в области развития образования»), был принят без обсуждения профессиональным сообществом и общественностью.

Хочется напомнить, что в нашей стране уже есть отрицательный опыт обучения детей 6-летнего возраста в школе. В 80-е годы был проведен широкий педагогический и физиолого-гигиенический эксперимент, охвативший около 50 000 детей
6 лет, обучавшихся в течение одного года и в детском саду, и в школе. Он убедительно показал преимущества организации обучения детей шестилетнего возраста в условиях детского сада по сравнению со школой и одновременно физиологическую и психологическую неготовность детей данного возраста к обучению именно в школе, негативное влияние обучения в условиях школы на их здоровье. Достаточно сказать, что 38% детей 6-летнего возраста было отчислено из школ из-за психоневрологических отклонений. Таким образом, эксперимент 80-х годов по обучению шестилеток в школе имел отрицательные результаты и оказался нежизнеспособным.

Сегодняшнее состояние здоровья детей дошкольного возраста от рождения до 7 лет (по данным медицинских обследований только 10% считаются практически здоровыми), а также сложная социально-экономическая ситуация большинства российских семей диктуют недопустимость принятия решения о переходе на раннее обучение в школе.

Обычные ссылки на международную практику раннего школьного обучения в данном случае некорректны. В США, Великобритании и других странах, где не существует развитой системы дошкольного образования, условия, формы и методы обучения детей 5—7 лет в школах как раз аналогичны именно тем, которые имеются в российских детских садах, а не в школах. В тех же странах, где подобная система есть (Франция, Швеция и др.), 95% детей посещают детские сады и идут в школу в 7 лет.

Мы, участники конференции, имеем самое непосредственное отношение к воспитанию и обучению детей в детском саду и, как никто другой, понимаем, что у детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад. Разноподготовленность детей приносит школьному учителю (1-го класса) массу неудобств и проблем в организации образовательного процесса.

Единственный выход из сложившейся ситуации — создание наиболее благоприятных условий для полного охвата детей старшего дошкольного возраста образовательной работой. Однако организовать такую образовательную работу только в дошкольных образовательных учреждениях сегодня не представляется возможным, так как массовое закрытие, продажа, перепрофилирование детских садов в 90-е годы прошлого века привели к тому, что в ряде российских территорий (особенно в сельской местности) детских садов вообще не стало. По всей вероятности, для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста придется использовать не только детские сады, но и другие типы образовательных учреждений (школы, учреждения дополнительного образования и др.), предварительно предусмотрев создание в них необходимых условий (предметно-развивающей среды, учебно-материальной базы, игровой зоны и др.).

Учитывая ситуацию, сложившуюся в сфере дошкольного образования, мы предлагаем:

1. Признать дошкольное образование первой ступенью образования (внести соответствующие поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании»).

2. Считать недопустимым использование термина «предшкольное образование», так как в этом случае нарушается целостность дошкольного образования.

3. В случае введения обязательной системы подготовки детей 5—7 лет к школьному обучению разработать единую государственную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей, реализуемую в образовательных учреждениях всех типов, где будут обучаться и воспитываться дети за год-два до поступления в 1-й класс школы. Программа должна предусматривать наряду с обучением ребенка грамоте специфические для дошкольников виды деятельности (игру, конструирование, музыкальное воспитание, двигательную активность и др.), которые являются важной основой успешного обучения в школе. Такая единая программа должна стать базовой для использования разнообразных вариативных педагогических технологий.

4. Сохранять и развивать сложившуюся в стране уникальную систему дошкольного образования, в том числе и для воспитания, обучения детей 5—7-летнего возраста. Это означает в первую очередь всестороннюю поддержку действующих ныне дошкольных образовательных учреждений на государственном уровне. С этой целью необходимо прежде всего внести изменения в статью 29 п. 61 Федерального закона
№ 122 от 22.08.2004 г. — в части «обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования» не только в общеобразовательных (как читается в статье), но и в дошкольных образовательных учреждениях (в названную статью после слов «дополнительного образования в...» следует вставить слова «дошкольных образовательных и...», далее по тексту; после слов «оплату труда работников» вставить слова «дошкольных образовательных и...», далее по тексту).

Очень надеемся, уважаемый Михаил Ефимович, что наши предложения будут рассмотрены и, по возможности, учтены.


Примечание от редакции

В целом разделяя позицию участников конференции, мы принципиально не согласны с предложением разработать единую обязательную программу подготовки детей к школе. Одним из величайших достижений предшествующего десятилетия стала вариативность образования. Как минимум десять полноценных дошкольных образовательных программ имеют гриф Министерства, не считая программ порционных и региональных. В России существует несколько крупных научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами дошкольного детства. Каждый из них может похвастаться обоснованной и проверенной программой воспитания малышей. Принятие единой (то есть единственной) программы привело бы не только к столкновению и открытой войне между научными школами, но и к «уравниванию» детей, игнорированию их особенностей, неравномерности психофизического развития ребенка-дошкольника и индивидуальных темпов развития. Мы также категорически возражаем против обязательного обучения чтению с пяти лет. В этом, по мнению редакции, нет никакого смысла. Это гибельная уступка обывательскому мнению, за которую нам всем придется тяжело расплачиваться.

 

Рейтинг@Mail.ru