Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
МЫ ОБЩАЕМСЯ ДРУГ С ДРУГОМ

Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3/2005

Ребенок внутри общения

Как дети дошкольного возраста общаются друг с другом

Фото из архива «Школы самоопределения», г. Москва

Фото из архива «Школы самоопределения», г. Москва

Для детей разных возрастов характерны различные формы общения друг с другом: в предметной деятельности, в игре, в учении, может иметь место сочетание различных форм совместной деятельности и общения.

Говоря об общении детей раннего возраста, нельзя не сказать о трудностях, которые могут давать тяжелые последствия в психическом развитии ребенка. Малыш может не принимать активного участия в общении. Все общение строится взрослым. Тем не менее ребенок впитывает в себя поступающую информацию как губка. В этом возрасте для обеспечения полноценного общения необходим тесный физический контакт ребенка со взрослым, эмоциональная окрашенность его. В этом возрастном периоде трудно говорить об общении между детьми, хотя, наверное, многие из нас наблюдали, как оживляются два малыша, завидев друг друга в стоящих рядом колясках, или как 2—3-летний малыш сосредоточенно наблюдает за младшим ребенком в коляске или кроватке и несет ему пустышку, погремушку. Все это можно считать первыми шагами во взаимодействии, первым сотрудничеством, первыми формами общения.

Характерно, что дети младшего дошкольного возраста общаются в ходе предметной деятельности и в первоначальных видах игры. Для них общение является непроизвольным и в основном невербальным. При этом они занимают позиции «рядом», то есть каждый из них играет в свои игрушки, делает свои куличики, однако в одной и той же песочнице, рядом друг с другом. Поводом для общения может быть любой предмет или любой вид деятельности, являющийся интересным для малыша. Для общения с таким малышом взрослый или старшие дети должны встроиться в контекст его деятельности. Только в этом случае удается выстроить подлинное общение. При общении со старшими детьми малыш чаще всего принимает пассивное участие в их играх и занятиях, занимает позицию «рядом», позицию наблюдателя, впитывая впечатления.

Впоследствии, когда общение становится более вербальным, более индивидуальным и более коллективным, появляются начала многопозиционного диалога, возникают возможности совместной деятельности «на равных». Дети уже могут проникать в чужой контекст и развивать его самостоятельно дальше, формировать из своих личностных контекстов общий смысл в рамках совместной деятельности.

У старших дошкольников возможности общения со сверстниками расширяются. У пятилеток развивается и совершенствуется коллективная деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры. В ходе ее дети произвольно занимают дополнительные позиции в отношении друг к другу. Высший результат в этом направлении — добровольное согласие принять «неинтересную» роль, чтобы сохранить целостность игры. При этом организуют деятельность старшие дети или взрослый.

Шестилетние дети начинают осваивать новые виды общения в рамках игры с правилами, развиваются и уже освоенные формы.

Дети семилетнего возраста, попадая в школу, оказываются в новой социальной ситуации. Они начинают учиться. Главный результат развития в младшем школьном возрасте — формирование учебной деятельности, что накладывает отпечаток на общение между детьми этого возраста и на особенности его организации взрослыми.

Сформировать учебную деятельность у ребенка — значит научить его учиться.
Л.С. Выготский говорил, что только через общение с другими людьми мы становимся самими собой. Относительно учебной деятельности младших школьников можно сказать, что только после того, как ребенок сможет учить другого, он сможет научить себя. Для того чтобы учить другого, иными словами, общаться с другим по поводу совместных действий и учебного материала, ребенок должен владеть всеми «общенческими» позициями. Овладение такими позициями начинается в играх: образных, режиссерских, сюжетно-ролевых, в играх с правилами. Игры с правилами становятся базой, на которой строится развитие наиболее сложных и формализованных видов общения.

Часто, отделяя младших школьников от дошкольников, мы забываем, что дети этих возрастов относятся к одной и той же эпохе детства. Д.Б. Эльконин писал, что человек, относящийся к этой эпохе, это человек играющий. Для дошкольника игра — ведущая деятельность. Для младшего школьника ведущая деятельность — учение, однако игра при этом не теряет своей актуальности, а становится формой, с помощью которой развивается и формируется к концу младшего школьного возраста учебная деятельность. Преемственность в организации жизни дошкольников и младших школьников существенно зависит от того, как организовано общение детей этих возрастов и не в меньшей степени от того, как общаются взрослые — учителя, воспитатели и родители.

В общении друг с другом дети легче всего выбирают позиции «под» и «над». К началу школьного обучения нормально развивающийся ребенок умеет удерживать эти позиции и даже стремится к тому, чтобы быть учеником, и одновременно он любит играть в школу, где пытается в игровых ролях утвердиться в позиции «над». А позиция «на равных» предполагает постоянный переход из одной общенческой позиции — «над» в другую — «под». Именно таким образом у детей возникает умение подстраиваться друг под друга, находить общий язык, отождествляться в общении и со-деятельности, а главное — приблизиться к тому, чтобы обрести собственное «Я».

Текст подготовлен под руководством
доктора психологических наук
Елены КРАВЦОВОЙ
и старшего преподавателя Института психологии
им. Л.С. Выготского
Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ

 

Рейтинг@Mail.ru