Аттестация
Сборник нормативных и методических
материалов по аттестации дошкольных
образовательных учреждений
Руководитель творческой группы:
Мальцева Т.Л., специалист по аттестации
образовательных учреждений и педагогических
кадров (психолог) ГУ ЯО «Центр оценки и контроля
качества образования».
Авторы:
Баханова О.Л., специалист Департамента
образования администрации Ярославской области,
Бухалова И.М., старший преподаватель
кафедры дошкольного и начального образования
государственного образовательного учреждения
Ярославской области Института развития
образования,
Волочанинова Л.Д., заведующая дошкольным
образовательным учреждением № 188 г. Ярославля,
Громова О.А., заведующая дошкольным
образовательным учреждением № 15 г. Ярославля,
Коптева В.Е., специалист по аттестации
учреждений дошкольного образования ГУ ЯО «Центр
оценки и контроля качества образования»,
Терещук М.Н., методист государственного
образовательного учреждения Ярославской
области Института развития образования.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Представляем вам нормативные и методические
материалы по аттестации и последующей
аккредитации дошкольных образовательных
учреждений.
Материалы разработаны группой специалистов,
которые являются опытными экспертами и
постоянно участвуют в экспертизах деятельности
учреждений, педагогических и руководящих кадров.
Это обстоятельство позволило обеспечить
глубокий всесторонний анализ нормативных и
методических материалов, аттестации, а также
обобщить и систематизировать личный опыт
экспертов, что дало возможность подготовить
материалы, максимально приближенные к реальной
педагогической практике, к практике проведения
внешних экспертиз.
Настоящие материалы апробировались в ходе
аттестации дошкольных образовательных
учреждений области.
Надеемся, что данные разработки помогут
педагогическим коллективам и руководителям
лучше подготовиться к Государственной
аттестации своих учреждений, а работу экспертов
сделать более определенной и объективной.
Авторский коллектив
Положение «Порядок и содержание
организации аттестации дошкольных
образовательных учреждений области»,
утвержденное приказом Департамента образования
администрации Ярославской области от 23.08.2000 г.
№ 01—03/331
1. Общие положения
«Порядок и содержание организации аттестации
дошкольных образовательных учреждений
Ярославской области» — нормативный документ,
разработанный на основании Приказа Министерства
образования Российской Федерации от 26.08.1996 г.
№ 448 «Об утверждении документов по проведению
аттестации и государственной аккредитации
дошкольных образовательных учреждений» и
«Положения об организации аттестации
образовательных учреждений Ярославской
области», утвержденного приказом Департамента
образования администрации Ярославской области
от 23.08.2000
№ 01—03/331, устанавливает содержание организации
аттестации и определяет процедуру ее проведения.
Аттестацию дошкольных образовательных
учреждений проводит государственное учреждение
Ярославской области «Центр оценки и контроля
качества образования».
2. Организация аттестации
2.1. Дошкольное образовательное учреждение
подает заявление на аттестацию до
25 мая текущего года.
2.2. Аттестация дошкольного образовательного
учреждения осуществляется в два этапа:
1-й этап — изучение документов, представленных
для аттестации учреждения, согласование
содержания и сроков экспертизы с администрацией
учреждения;
2-й этап — работа аттестационной комиссии в
дошкольном образовательном учреждении (не более
пяти дней).
3. Содержание аттестационной экспертизы
3.1. При аттестации устанавливается исполнение
дошкольным образовательным учреждением
государственных требований по следующим
аспектам его деятельности:
3.2. Обязательными для экспертизы являются
направления, оцененные при самоанализе самым
высоким коэффициентом (3 балла) и самым низким (1,5
балла), по той и другой позиции не более трех
направлений, заявленные дошкольным
образовательным учреждением как приоритетные,
согласно проекту стандартов дошкольного
образования.
3.3. Изучается кадровое обеспечение
педагогического процесса в ДОУ (подбор и
укомплектованность кадрами, уровень подготовки,
система повышения квалификации работников,
динамика образовательного и профессионального
уровня).
3.4. Устанавливается соответствие
материально-технических и медико-социальных
условий, условий требованиям реализуемой
программы:
4. Аттестационные технологии
4.1. При проведении аттестации дошкольного
образовательного учреждения члены комиссии:
изучают представленные дошкольным
образовательным учреждением материалы (Устав,
лицензию, информационную карту, результаты
самоанализа и прочее);
используют как метод включенное
наблюдение детской деятельности;
проводят собеседование с
руководителями и педагогами;
изучают результаты диагностики детей
(здоровья, психического развития, уровня
развития детей), документы, подтверждающие связь
дошкольного образовательного учреждения с
социальными институтами и др.;
используют другие аттестационные
технологии: технологическую карту экспертизы
деятельности, оценочные методики для проведения
внешней экспертизы.
5. Принятие решения по итогам аттестации
5.1. По итогам аттестации дошкольного
образовательного учреждения аттестационная
комиссия выносит заключение об использовании
дошкольным образовательным учреждением
требования государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, определяет
соответствие дошкольного образовательного
учреждения виду, категории.
Информационная карта (паспорт)
дошкольного образовательного учреждения
1. Общие сведения
1. Полное наименование дошкольного
образовательного учреждения в соответствии с
Уставом.
2. Дата последней аттестации (месяц, год из
приказа об итогах аттестации).
3. Дата аккредитации.
4. Юридический адрес.
5. Фактический адрес, телефон, факс.
6. Учредитель (учредители).
7. Сведения об администрации дошкольного
образовательного учреждения:
— заведующая, Ф.И.О. (полностью),
квалификационная категория по должности;
— заместители (те же сведения).
8. Режим функционирования.
9. Количество групп и их специфика, численность
воспитанников.
10. Условия функционирования дошкольного
образовательного учреждения:
10.1. Характеристика педагогического коллектива:
10.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая
деятельность ДОУ:
Устав ДОУ (дата регистрации),
Договор с учредителем (дата
заключения),
Локальные акты (перечислить).
10.3. Материально-техническое состояние и
медико-социальные условия пребывания детей в
ДОУ:
Соблюдение санитарно-гигиенического
режима,
Максимальный объем учебной нагрузки на
ребенка в организованных формах обучения,
Наличие условий для реализации
приоритетных направлений деятельности.
11. Организация и содержание
воспитательно-образовательного процесса:
11.1. Основные цели образовательной деятельности
ДОУ.
11.2. Реализуемые образовательные программы,
система работы по реализации программы.
11.3. Соответствие развивающей среды реализуемой
в ДОУ программе (программам) дошкольного
образования.
12. Результативность образовательной
деятельности ДОУ.
12.1. Психологический климат в ДОУ.
12.2. Здоровье детей:
Показатели физического развития за три
года (заболеваемость, индекс и группа здоровья),
Сформированность физических качеств
(обобщенные данные).
12.3. Качество и уровень работы по направлениям
(Приказ МО РФ от 22.08.1996
№ 488).
12.4. Оценка психолого-педагогического развития
детей подготовительной группы.
(В пункте 12.4 — I, II, III — предлагается сделать
один или несколько выборов ответов, и/или дать
свой ответ и комментарий.)
I. Познавательно-речевое: познавательная
активность, интерес, развитие психических
познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения), речь:
— проявляется у подавляющего большинства
воспитанников;
— значительная часть детей отстает в развитии;
— явное отставание проявляется у некоторых
детей;
— в связи со спецификой контингента отставание
отмечается у значительной части детей;
— свой ответ (комментарий).
II. Социально-личностное развитие:
Эмоционально-волевое (адекватность
эмоциональных реакций, эмоциональная
стабильность, отсутствие тревожных и/или
депрессивных состояний, преобладающее
позитивное настроение, умение контролировать
свое поведение):
— проявляется у подавляющего большинства
воспитанников;
— у значительной части детей имеются отклонения
в эмоциональной сфере;
— незначительные отклонения у некоторых детей;
— отклонение у большинства в связи со спецификой
контингента;
— свой ответ (комментарий);
Коммуникативные качества
(коммуникативные навыки поведения, умение
самостоятельно устанавливать и поддерживать
контакты, конструктивно разрешать конфликты,
кооперироваться и сотрудничать):
— развиты у подавляющего большинства
воспитанников;
— значительная часть детей не включена в
общение;
— некоторые дети замкнуты и необщительны;
— есть дети, которым комфортно в привычной
обстановке, но они избегают новых контактов;
— свой ответ (комментарий);
Поведенческий компонент (освоение
детьми этически ценных форм и способов
поведения, доброжелательность и открытость,
отсутствие асоциальных поступков, негативных
реакций):
— проявляется у подавляющего большинства
воспитанников;
— часть детей с трудом вписывается в социальную
структуру группы;
— некоторые дети демонстрируют асоциальное
поведение;
— свой ответ (комментарий).
III. Уровень компетентности («знаниевая
компетентность», осведомленность, кругозор):
— подавляющее большинство детей успешно
осваивают содержание программы;
— часть детей недостаточно справляется с
программным материалом;
— некоторые дети частично справляются с
программой;
— есть дети, которые усваивают отдельные знания
и умения (например, изодеятельность);
— свой ответ (комментарий).
Примечание: данную часть информационной
карты (п. 12.4) по желанию образовательного
учреждения можно дополнить обобщенными данными
результатов диагностики.
12.5. Взаимодействие с семьей:
Педагогическое просвещение;
Консультационная помощь семье;
Партнерство во взаимодействии ДОУ и
родителей;
Помощь неорганизованным детям.
13. Управление качеством образования:
Информационно-методическое
обеспечение реализуемых задач ДОУ;
Система планирования деятельности ДОУ;
Сотрудничество с социальными
институтами.
14. Перспективы развития ДОУ.
Концептуальные подходы к внешней
экспертизе деятельности дошкольного
образовательного учреждения в ходе аттестации и
последующей аккредитации
Аттестация является основной формой
государственного контроля за образовательной
деятельностью учреждения. Цель аттестации —
установление соответствия содержания, уровня и
качества образования государственным
требованиям и определение на этой основе вида и
категории образовательного учреждения.
Процесс аттестации дошкольных образовательных
учреждений до настоящего времени регулируется
пакетом документов, утвержденным Приказом МО РФ
от 22.08.1996 № 448, а также региональным Положением об
организации аттестации образовательных
учреждений Ярославской области от 23.08.2000 №
01—03/331.
Аттестация дошкольного образовательного
учреждения проводится в два этапа: самоанализ и
внешняя экспертиза деятельности.
В Приложении к Приказу МО РФ от 22.08.1996 № 448
описаны формы и содержание самоанализа
(самообследования) в процессе аттестации, а также
критерии оценки деятельности ДОУ, т.е. фактически
предложен инструментарий для проведения
самоанализа.
В методических рекомендациях отмечается, что
тот же инструментарий может использоваться для
проведения внешней экспертизы.
Однако, как показала практика аттестации,
использование методики самоанализа крайне
затруднено и неэффективно при внешней
экспертизе. На наш взгляд, содержание
самоанализа и внешней экспертизы должно
оставаться неизменным (образовательная
деятельность ДОУ), а методы и средства
экспертизы — иметь определенную специфику.
Это связано с разными причинами, главными из
которых являются следующие:
— критерии, предназначенные для длительного
лонгитюдного наблюдения в разных видах
деятельности, не подходят для разовой
экспертизы. На наш взгляд, они должны быть
обобщены в более крупные, результирующие блоки,
просматриваемые в ходе экспертизы;
— критерии самоанализа характеризуют
педагогический процесс и его условия, но
практически не выходят на «результат»
деятельности ДОУ, что актуально для аттестации
учреждения;
— низкая технологичность, «громоздкость»
методики не позволяет использовать ее целиком, а
выделение наиболее «западающих» или
«выдающихся» направлений представляется
слишком искусственным и с необходимостью влечет
за собой анализ деятельности ДОУ в целом.
Отсутствие надежного инструментария для
проведения внешней экспертизы значительно
осложняет работы экспертов. Качественные
описательные оценки отдельных направлений
деятельности, зафиксированные в экспертных
заключениях, затрудняют объективное
представление целостной картины деятельности
учреждения. Проблема усугубляется также тем, что
в ходе аттестации экспертам предстоит решить
вопрос не только о соответствии деятельности
государственным требованиям, но и о их
превышении, а также выдаче рекомендаций комиссии
по аккредитации о присвоении учреждению
соответствующей категории.
Решение столь важных вопросов требует
применения надежного инструментария для анализа
и оценки деятельности учреждения. Причем
принципиальным соображением, на наш взгляд,
является отказ от проведения дополнительных
диагностических процедур. Деятельность
экспертов должна быть сосредоточена на анализе и
оценке условий образовательного процесса и
материалов отслеживания результативности
образовательного процесса, имеющихся в
учреждении.
В процессе аттестации экспертам предстоит
оценить успешность деятельности учреждения,
ответив на ряд вопросов.
1. Как обеспечивается обязательный минимум
содержания образования с точки зрения
программного наполнения (полнота охвата
выделенных направлений развития; целостность
программы, уровень реализации; направленность на
достижение целей физического и психического
развития, а также профилактику и коррекцию
возможных отклонений в развитии детей)?
2. Какими методами и средствами реализуется
программа, как осуществляется индивидуальный
подход к детям, обеспечивается ли благоприятный
эмоциональный фон и психологическая
комфортность взаимоотношений участников
образовательного процесса?
3. Является ли физическая среда учреждения
безопасной и психологически комфортной,
обеспечивает ли она реализацию программ по
основным направлениям развития ребенка
(физическому, познавательно-речевому,
социально-личностному, художественному,
художественно-эстетическому)?
4. Как осуществляется руководство и управление
учреждением, какова роль руководителя в
результативности деятельности учреждения?
5. Каков результат деятельности учреждения,
выраженный в основном «продукте» деятельности —
детях подготовительной группы?
Таким образом, сложности проведения
экспертиз деятельности ДОУ в ходе аттестации
привели к необходимости разработки методики
(технологии) для анализа и оценки деятельности
ДОУ внешними экспертами, что и явилось целью
нашей работы.
Методика разработана в полном соответствии с
проектом государственного стандарта
дошкольного образования.
Экспертиза деятельности по данной технологии
позволяет решить следующие задачи:
— более четко определить содержание (предмет) и
методы внешней экспертизы в соответствии с
проектом государственного стандарта по
дошкольному образованию;
— обеспечить единый подход в оценке
деятельности учреждения разными экспертами;
— упорядочить и привнести к единым требованиям
деятельность экспертов, повысить объективность
оценки;
— составить объективную, целостную картину
деятельности учреждения через единство
качественных и количественных показателей;
— унифицировать экспертные заключения, что
ведет к снижению затрат сил и средств в условиях
массовой аттестации;
— дать обоснованные рекомендации для
аккредитации учреждения на ту или иную
категорию;
— сориентировать деятельность педагогического
коллектива и руководителей учреждений в
подготовке к аттестации.
Следует отметить, что процедура внешней
экспертизы проходит в условиях открытости,
объективности, коллегиальности, с соблюдением
этических норм и принципов работы. Эксперты
обязаны:
— быть тактичными, корректными и внимательными
к коллективу ДОУ, проходящему аттестацию;
— проявлять точность и четкость в работе;
— быть объективными в оценке, избегать поспешных
выводов.
Далее в помощь эксперту мы приводим
технологическую карту и методики внешней
экспертизы деятельности ДОУ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСПЕРТИЗЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ХОДЕ
АТТЕСТАЦИИ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ АККРЕДИТАЦИИ
Критерии оценки деятельности
дошкольного образовательного учреждения в ходе
аттестации и последующей аккредитации
1. Соответствие образовательной деятельности
учреждения современным целям дошкольного
образования.
2. Адекватность методов и средств
образовательной деятельности поставленным
целям.
3. Грамотность и действенность имеющихся
документов, материалов.
4. Стабильность или положительная динамика
показателей здоровья. Соответствие показателей
здоровья статистическим региональным
показателям.
5. Положительная динамика в
психолого-педагогическом развитии ребенка.
6. Распределение детей подготовительной группы
по уровням развития в соответствии с законом
распределения (средний уровень 60—70%; выше и ниже
среднего 10—13%; высокий и низкий — 2—4%).
Примечание: это справедливо для «обычного»,
не сформированного специально контингента
детей.
7. Взаимодействие специалистов по
индивидуальному сопровождению ребенка в
образовательном процессе.
8. Уровень управленческой деятельности по
организации образовательного процесса.
Методика проведения внешней
экспертизы «Лист оценки деятельности ДОУ в ходе
аттестации»
«Лист оценки деятельности ДОУ» — оценочная
методика, применяемая при аттестации любого
дошкольного образовательного учреждения. Она
содержит параметры и показатели, обозначенные в
технологической карте, и шкалу оценки,
основанием которой служит соответствие
показателей государственным требованиям.
Оценочный лист является основанием для
экспертного заключения, в котором эксперт вправе
выразить собственное мнение, дать рекомендации,
что-то добавить или скорректировать.
Задача эксперта состоит в изучении и оценке
образовательной деятельности учреждения по
заданным параметрам и показателям, а также в
формулировании заключения о соответствии
(несоответствии, превышении) деятельности
государственным требованиям.
Как правило, в аттестации учреждения принимают
участие несколько экспертов. Поэтому результаты
обобщаются председателем комиссии и
сравниваются с оценочной шкалой. На основании
экспертных заключений готовится аттестационное
заключение.
Шкала оценки результатов разработана в ходе
апробирования данной аттестационной технологии.
Шкала не является догмой. Она — лишь
главный ориентир, позволяющий вынести
обоснованное решение о результатах аттестации
учреждения, а также определить потенциал его
развития.
Шкала оценки
менее 35 баллов — недопустимый
уровень;
учреждение признается
неаттестованным;
от 36 до 65 баллов — критический
уровень: ДОУ может быть аттестованным, при
условии совершенствования деятельности;
от 66 до 110 баллов — средний уровень;
деятельность учреждения соответствует
государственным требованиям, и оно признается
аттестованным на 3-ю категорию;
от 100 до 135 баллов — уровень выше
среднего;
деятельность учреждения превышает
государственные требования по одному или
нескольким направлениям деятельности (в
соответствии с проектом стандарта) и аттестуется
на 2-ю категорию;
Примечание: 100—110 баллов — интервал
оценок, при котором учреждение может быть
аттестовано на 2-ю категорию. Решение принимается
на основании субъективных (особых) мнений
экспертов.
ДОУ _____________
_____________
ЛИСТ ОЦЕНКИ
деятельности дошкольного образовательного
учреждения в ходе аттестации
Шкала оценки:
1 балл — данный показатель присутствует в
ограниченном или схематичном виде, недопустимый
уровень, несоответствие государственным
требованиям;
2 балла — данный показатель присутствует, но
в его реализации имеются недостатки, критический
уровень;
3 балла — оцениваемый показатель
соответствует государственным требованиям,
средний уровень;
4 балла — данный показатель проявляется
весьма ярко, имеет выраженное превышение
государственных требований;
5 баллов — по данному показателю
деятельность ДОУ является приоритетной,
реализуется с ярко выраженным результатом.
Результат
I + II + III + IV + V
Заключение по результатам экспертной
оценки
1. Сумма баллов экспертной оценки составляет
________ баллов, что в целом соответствует
(пониженному, среднему, повышенному) уровню и
означает _______________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Деятельность ДОУ превышает государственные
требования по следующим направлениям:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Деятельность ДОУ требует совершенствования
по следующим направлениям:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Особое мнение эксперта:
____________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Эксперт:
Дата проведения экспертизы:
Методики проведения углубленной
экспертизы деятельности дошкольного
образовательного учреждения по приоритетным
направлениям
В ходе аттестации может сложиться ситуация,
когда применение общей оценочной методики
(«Листа оценки...») будет недостаточно. Это может
быть в следующих случаях, если:
— учреждение претендует на первую категорию —
Центр развития ребенка;
— учреждение претендует на повышенную
категорию, а у экспертов возникла потребность
подробнее изучить приоритетные направления
деятельности;
— оценки экспертов существенно расходятся.
В этих случаях целесообразно провести
углубленную экспертизу по предлагаемым нами
методикам «Экспертные оценки деятельности ДОУ
по приоритетным направлениям» (физическое
развитие, познавательно-речевое,
социально-личностное,
художественно-эстетическое). Экспертная оценка
по этим методикам предполагает дихотомическую
шкалу: «да — нет», «есть — нет» или более
развернутый комментарий.
Экспертная оценка деятельности ДОУ по
приоритетному направлению «Физическое развитие,
здоровье и основы безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
ДОУ _____________
__________________
№ п/п |
Оцениваемые
параметры, показатели |
Экспертная оценка
(комментарий) |
1 |
Программно-методическое
обеспечение приоритетного направления |
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5 |
Реализация парциальных
программ, обеспечивающих превышение
государственных требований
Валеологическая направленность вариативных
программ
Планы, программы взаимодействия с
организациями (институтами) по охране и
укреплению детей
Взаимодействие с семьей по сохранению и
укреплению здоровья детей, формированию
здорового образа жизни
Методические материалы, обеспечивающие
реализацию повышенного уровня методической
работы по приоритетному направлению |
|
2 |
Условия |
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9 |
Наличие:
физкультурного зала
тренажерного зала
сауны, бассейна и прочее ____________
Насыщенность и разнообразие спортивного
оборудования, использование нетрадиционного
оборудования
Безопасность, психологическая комфортность и
эстетическая привлекательность
физкультурно-оздоровительной среды
Наличие условий для проведения лечебных и
профилактических процедур (тубус-кварц,
оборудование для фитотерапии, фитобар и др.)
Специально выделенные кабинеты, оснащенные
медицинским оборудованием (зубоврачебный,
изолятор и др.)
Наличие действующей адаптивной модели
организации образовательного процесса,
ориентированной на индивидуальные особенности
ребенка
Работа по профилактике и снижению
заболеваемости, медико-педагогический контроль
за организацией двигательного режима в д/с
Условия, обеспечивающие оказание платных
образовательных услуг (в т.ч. неорганизованным
детям)
Наличие и квалификация специалистов |
|
3 |
Требования к
личностно-ориентированному взаимодействию
педагога с детьми |
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8 |
Обеспечение развития
эмоциональной сферы и психологической
комфортности в образовательном процессе
Владение способами общения, этика и эстетика
поведения
Взаимодействие в сфере личной
заинтересованности ребенка
Побуждение детей к разнообразной двигательной
деятельности
Обеспечение индивидуального
оздоровительно-образовательного маршрута
развития каждого ребенка
Учет половых особенностей дошкольников в
процессе занятий физической культурой
Совместная деятельность педагогов с детьми,
отношения партнерства и взаимоуважения во
взаимодействии участников образовательного
процесса
Соблюдения требований к максимальному объему
физической нагрузки |
|
4 |
Знания, умения, навыки,
приобретенные ребенком на этапе завершения
дошкольного образования |
|
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9 |
Ребенок сознательно
относится к собственному здоровью и использует
доступные способы его укрепления
Знает основы безопасности жизнедеятельности,
имеет элементарные представления о действии
некоторых профилактических процедур
Самостоятельно выполняет гигиенические
процедуры, владеет навыками самообслуживания
Осуществляет контроль за своим самочувствием в
процессе физической нагрузки в соответствии со
своими возможностями
Владеет «азбукой движения», элементами техники
всех видов жизненно важных движений, базовыми
умениями и навыками в спортивных играх
Прилагает волевые усилия (выдержку,
настойчивость, смелость, решительность) при
достижении цели
Подчиняет свои желания общим требованиям и
правилам при выполнении физических упражнений
Стремится к расширению своего двигательного
опыта и проявляет заинтересованность в занятиях
определенными видами физических упражнений
Проявляет инициативу при придумывании
вариантов знакомых игр и распределении ролей |
|
Заключение:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«___» __________ 200_ г. Эксперты: ________________
Экспертная оценка деятельности ДОУ по
приоритетному направлению
«Социально-личностное развитие детей
дошкольного возраста»
ДОУ _____________
__________________
№ п/п |
Оцениваемые
параметры, показатели |
Экспертная
оценка (комментарий) |
1 |
Программно-методическое
обеспечение приоритетного направления
деятельности |
|
1.1
1.2
1.3
1.4 |
Реализация
парциальных программ, обеспечивающих превышение
государственных требований
Обоснованность выбора и интерпретации
(комплексной и парциальных) программ,
реализующих цели социально-личностного развития
Методические материалы, обеспечивающие
повышенный уровень методической работы по
приоритетному направлению
Взаимодействие специалистов в осуществлении
приоритетного направления деятельности
Психологическое обеспечение реализуемых
программ |
|
2 |
Условия |
|
2.1
2.2
2.3
2.4
|
Наличие и
квалификационный уровень педагогов и
специалистов, реализующих данное направление
Насыщенность и разнообразие предметной
развивающей среды, обеспечивающей
социально-личностное развитие
Наличие и использование специализированных
помещений для ведения работы по приоритетному
направлению (кабинеты психолога, социального
педагога, комнаты психологической разгрузки и
прочее)
Проведение специфических видов работ
(тренинга, семинаров, консультаций и т.д.) с
участниками образовательного процесса |
|
3 |
Особенности
организации жизнедеятельности ДОУ |
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5 |
Эмоциональное
благополучие и психологическая комфортность
образовательной среды
Проявление социальной и национальной
терпимости (толерантности) во взаимоотношениях
участников образовательного процесса
Совместная деятельность педагогов и детей,
разнообразие видов общения в процессе
взаимодействия
Побуждение детей к сотрудничеству, совместным
играм, общению, формирование важнейших
социальных навыков, способствующих успешной
социальной адаптации
Расширение границ образовательной среды через
взаимодействие с другими социальными
инструментами и семьей |
|
4 |
Система
индивидуального сопровождения
социально-психологического развития ребенка |
|
4.1
4.2
4.3 |
Определение
параметров социально-личностного развития в
системе педагогического наблюдения и
психолого-педагогической диагностике
Адекватность диагностических процедур
изучаемым параметрам социально-личностного
развития
Использование результатов наблюдения и
социально-психологической диагностики для
построения индивидуального маршрута развития
ребенка и корректировки образовательного
процесса в целом |
|
Заключение:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«___» __________ 200_ г. Эксперты: ________________
Экспертная оценка деятельности ДОУ по
приоритетному направлению
«Познавательно-речевое развитие детей
дошкольного возраста»
ДОУ _____________
__________________
№ п/п |
Оцениваемые
параметры, показатели |
Экспертная
оценка (комментарий) |
1 |
Программно-методическое
обеспечение приоритетного направления
деятельности |
|
1.1
1.2
1.3
1.4 |
Реализация
парциальных программ, обеспечивающих превышение
государственных требований
Обоснованность выбора и комплектования
(комплексной и парциальных) программ,
реализующих цели познавательно-речевого
развития
Методические материалы, обеспечивающие
повышенный уровень методической работы по
приоритетному направлению
Психологическое обеспечение реализуемых
программ |
|
2 |
Условия |
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
|
Насыщенность и
разнообразие предметной развивающей среды,
обеспечивающей познавательно-речевое развитие
детей
Содержание предметной развивающей среды,
учитывающее неравномерность психологического
развития детей одной группы
Содержание предметной развивающей среды,
обеспечивающее развитие различных сенсорных
каналов взаимодействия с внешним миром
(зрительного, слухового, тактильного и т.д.)
Наличие и использование специально
оборудованных помещений для ведения работы по
приоритетному направлению
Наличие и квалификационный уровень педагогов и
специалистов, реализующих данное направление
Работа психолога, логопеда (с детьми,
педагогами, родителями) по реализации целей
познавательно-речевого развития
Взаимодействие специалистов в осуществлении
приоритетного направления деятельности |
|
3 |
Особенности
организации образовательного процесса |
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5 |
Приоритет
проблемно-поисковых методов в образовательной
деятельности, обеспечивающих познавательную
активность детей
Совместная деятельность педагогов и детей,
разнообразие видов общения в процессе
взаимодействия
Обеспечение эмоционального благополучия и
психологической комфортности в
познавательно-речевой деятельности
Побуждение детей к разнообразной деятельности,
активности и самостоятельности, поощрение
выражения собственного мнения
Использование приемов оценки, создающих
ситуацию успеха каждому ребенку |
|
4 |
Система
индивидуального сопровождения
психолого-педагогического развития ребенка |
|
4.1
4.2
4.3 |
Определение
параметров познавательно-речевого развития в
системе педагогического наблюдения и
психолого-педагогической диагностике
Системность педагогического наблюдения,
адекватность диагностических средств изучаемым
параметрам
Профессиональная грамотность интерпретации
результатов диагностики и использование их для
построения индивидуальной траектории развития
каждого ребенка, а также корректировки
образовательного процесса в целом |
|
Заключение:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«___» __________ 200_ г. Эксперты: ________________
_______________
Экспертная оценка деятельности ДОУ по
приоритетному направлению
«Художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста»
ДОУ _____________
__________________
№ п/п |
Оцениваемые параметры,
показатели |
Экспертная оценка
(комментарий) |
1 |
Программно-методическое
обеспечение приоритетного направления
деятельности |
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5 |
Реализация парциальных
программ, обеспечивающих превышение
государственных требований
Программы художественно-эстетического
образования детей (комплексная, сквозная,
парциальная и т.д.)
Планы, программы по взаимодействию с
социальными институтами (музеями, библиотеками,
худ. школами и т.д.)
Взаимодействие специалистов по эстетическому
развитию детей (планы, программы, совместные
занятия и т.д.)
Методические материалы, обеспечивающие
реализацию повышенного уровня методической
работы по приоритетному направлению |
|
2 |
Условия |
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9 |
Наличие:
— Изостудии
— Театральной студии
— Комнаты русского быта
— Мини-музея
— Вернисажа
— Прочее ______________
Наличие и квалификация специалистов
Создание условий для самостоятельной художественно-творческой
деятельности детей (центры)
Наличие разнообразного материала для
художественно-творческой деятельности,
использование различных техник в изотворчестве
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
(освещенность, безопасные материалы, соблюдение
требований к максимальному объему учебной
нагрузки)
Специально организованное обучение детей
(разнообразные формы занятий)
Совместная деятельность педагогов с детьми по
формированию художественно-творческих
способностей
Присутствие регионального подхода к отбору
содержания изобразительной, музыкальной,
игровой и других видов
художественно-эстетической деятельности
Условия, обеспечивающие оказание
дополнительных платных образовательных услуг |
|
3 |
Требования к
личностно-ориентированному взаимодействию |
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
|
Обеспечение развития
эмоциональной сферы и психологической
комфортности в образовательном процессе
Владение способами общения, этика и эстетика
поведения педагога
Взаимодействие в сфере личной
заинтересованности ребенка
Побуждение детей к разнообразной
художественно-эстетической деятельности
Отношения партнерства и взаимоуважения во
взаимодействии участников образовательного
процесса
Учет половых особенностей дошкольников в
процессе занятий художественно-творческой
деятельностью
Использование проблемных, творческих,
поисковых заданий, элементов
экспериментирования
Использование приемов оценки, создающих
ситуацию успеха каждому ребенку |
|
4 |
В результате
знакомства с искусством (театральным,
музыкальным, изобразительным) к концу
дошкольного возраста дети: |
|
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5 |
Знают: Виды искусств,
средства выразительности, материалы,
оборудование, произведения и авторов
разнообразных произведений
Различные виды художественной, творческой
деятельности, основной род занятий (профессии)
Умеют:
Работать с различными материалами
Самостоятельно подбирать и/или использовать
средства выразительности для создания
художественного образа в творческой
деятельности
Выражать эмоции и чувства в различных видах
художественно-творческой деятельности, в речи |
|
Заключение:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«___» __________ 200_ г. Эксперты: ________________
_______________
|