Психологические исследования
показывают, что ребенок пяти-шести лет не может
целенаправленно и полноценно учиться в школе. У
него еще не сформированы необходимые для этого
физиологические и психологические качества.
Периодизация развития, принятая в отечественной
психологии, убедительно доказывает: дошкольное
детство длится до семи лет. Процесс созревания
дошкольника невозможно подстегнуть никакими
специальными занятиями, потому что невозможно
изменить законы психического развития. Они не
зависят от политических или
социально-экономических резонов.
Интервью с сотрудниками
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
Дело государства — признать и принять
образование в качестве действительной реальной
цели и ценности. Принять не вербально, а со всеми
вытекающими из этого социальными и
экономическими последствиями. Система
образования уже пресыщена многочисленными
демонстрациями властей предержащих (и
претендентов на власть) своей приверженности
социальным приоритетам. На Западе подобные
действа получили точное наименование
«театрализации социального долга».
Долг правительства перед образованием России —
это долг чести. Ведь именно образование и наука
пока еще дают основания Президенту говорить о
Великой России. Государственная поддержка
образования и науки — это последний шанс для
России не стать сырьевым придатком и ядерной
помойкой для цивилизованного мира. Образование и
наука нуждаются не во вспомоществовании, а в
экономической поддержке, формы которой могут
быть весьма различны. Но сейчас они, пожалуй, в
еще большей степени нуждаются в духовной и
психологической поддержке со стороны
государства. Российские педагоги и российские
ученые имеют на это право.
Владимир ЗИНЧЕНКО,
доктор психологических наук, действительный
член РАО, профессор
В оформлении использованы фото
А.Степанова и Г.Соловьевой
|