Оглянемся на
собственный опыт
Попытка снизить
планку школьного образования уже имела место в
нашей стране. Тогда речь шла об обучении в школах
детей шестилетнего возраста. Некоторые педагоги
и по сей день помнят спальные блоки, отгороженные
от основного школьного коридора фанерными
перегородками, где дети спали под сопровождение
школьных звонков, особый режим питания в
школьной столовой, волокиту с выводом шестилеток
на прогулку из общей школьной раздевалки… Но все
это — только хозяйственные хлопоты, с которыми
можно было смириться. Психологические
последствия эксперимента оказались плачевными.
В начале 80-х годов в связи с проектом
изменения начального возраста приема детей в
школу (с 7 лет на 6) были проведены массовые
медико-психологические обследования детей 6 лет
по всей стране. Данные о состоянии здоровья и о
психологической готовности детей 6 лет к школе
носили столь угрожающий характер, что явились
основанием для отмены этого проекта.
Изменения, произошедшие за последние
15—20 лет, говорят, скорее, о резком обострении
ситуации, чем о каком бы то ни было ее улучшении.
Результаты серьезных исследований
свидетельствуют, во-первых, об общем ухудшении
состояния здоровья детей и, во-вторых, о том, что
психологическая устойчивость и общий уровень
тревожности современных детей в возрасте 5—7 лет
также не изменился в лучшую сторону.
Дети шестилетнего и даже пятилетнего
возраста нередко проявляют высокую
познавательную активность, которая может быть
основой для успешного обучения. Однако по данным
физиологических и психологических исследований
обучение маленьких детей должно быть жестко
связано с соблюдением ряда определенных условий.
В общих чертах эти условия состоят в
следующем:
1. Квалифицированные педагогические
кадры, знающие возможности и особенности детей
дошкольного возраста. Дети 5—6 лет существенно
отличаются от семилеток. Они требуют других
способов общения, другого отношения, другого
типа личности. Нет ничего печальнее, чем учитель
начальной школы, работающий с дошкольниками, —
как показывает практика, и учитель, и ученики
получают от такой встречи серьезные
психологические травмы.
2. Содержание, методы и формы
образования, адекватные возрасту. Образовательный
процесс должен быть сориентирован не столько на
предметное содержание образования, сколько на
интересы и склонности самого ребенка.
Эмоциональное и социально-личностное развитие в
этом возрасте значительно важнее, чем усвоение
знаний и навыков. Образование должно проходить
преимущественно в игровых формах и не может быть
связано рамками привычной для школы дисциплины.
3. Материально-технические и
медико-социальныне условия, ориентированные
на возрастные особенности этих детей. Детям
необходимы дневной сон, пространство для игр,
игрушки, место для прогулок с игровым
оборудованием. Должны быть созданы условия для
проведения общеукрепляющих и оздоровительных
процедур и многое другое.
Все эти условия были многократно
прописаны в официальных документах Министерства
образования при переходе к обучению с 6 лет. В
частности, предполагалось, что школа, в которой
обучаются шестилетки, должна располагаться в
отдельном
помещении или в крайнем случае на отдельном
этаже, должны быть снижены продолжительность и
количество уроков для детей 6-летнего возраста,
изменен режим перерывов в занятиях, введены
динамические паузы, увеличена доля гуманитарных
предметов и т.п.
Но жизнь показала, что современная
начальная школа в массе своей не в состоянии
обеспечить такие условия детям 6 лет. Для этого
отсутствуют и материальные, и организационные
основания; классно-урочные формы обучения
остаются доминирующими; педагоги не имеют
специальной квалификации для работы с детьми
этого возраста.
Некоторые тревожные последствия этого
очевидны уже сейчас.
В подавляющем большинстве школ
учителя применяют традиционные методы и формы
работы с шестилетками, рассчитанные на 7—8-летних
детей. В результате дети испытывают острые
отрицательные эмоции и переживания неуспеха,
несмотря на искреннее стремление и усилия
соответствовать требованиям учителя. Ребенок, не
понимая этих требований, начинает бояться
учителя. Очень многие дети 6—6,5 лет засыпают
после первого же урока, не выдерживая
минимальной учебной нагрузки в классе.
Шестилетки на уроках пытаются играть «под
партой», втайне от учителя.
Многие учителя не знают, как себя вести
с маленькими детьми. Привычные действия не
срабатывают; опытный учитель видит, что дети
совсем другие, чем те, к которым он привык, но
понятия не имеет, что с ними делать. Часто
растерянность учителей находит выход в
неадекватных действиях. Например, детям
запрещают играть даже на переменах, иногда — в
качестве наказания за невнимательность и
отсутствие работоспособности на уроке.
Все это отрицательно отражается не
только на психологическом состоянии детей, но и
на их здоровье. У шестилеток в школе в два раза
чаще, чем в детском саду, наблюдаются
невротические реакции, различные
психосоматические расстройства (бронхиальная
астма, нейродермит, энурез, заболевания
пищеварительной системы и т.п.).
Эти и многие другие наблюдаемые факты
с высокой вероятностью могут привести к весьма
печальным итогам.
Весь комплекс условий в современной
массовой школе направлен на возникновение у
маленького ребенка отрицательного отношения —
сначала к себе как к ученику, а потом и вообще к
школе, да и ко всему процессу обучения. Ребенок
перестает верить в свои способности и уже не
хочет учиться. Родители таких детей и психологи
очень хорошо знают, как трудно (порой почти
невозможно) преодолеть такую установку, когда
она уже возникла. Высокий уровень школьной
тревожности не только приводит к трудностям в
обучении шестилетних детей, но и разрушает их
здоровье. Совершенно очевидно, что современные
шестилетки платят высокую цену за поспешность
своих родителей, поторопившихся отдать их в
школу.
По статье Елены СМИРНОВОЙ,
доктора психологических наук,
профессора, заведующей
Центра игры и игрушки
Московского городского
психолого-педагогического университета
|