Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

Священнодействие по-парфински

У всех нас есть свои святыни: нечто, что требует безусловного уважения, бережного отношения и защиты.
Для Галины Семеновны БОГДАНОВОЙ, заведующей Отделом образования Парфинского района Новгородской области, это конституционное право ребенка на образование. Хотя вряд ли она согласилась бы с подобной формулировкой: все ее управленческие решения четки, рациональны и продуманы, а система действий построена как геометрический рисунок в школьном учебнике. Впрочем, над воротами платоновской Академии было начертано: «Не знающему геометрии не входить!» Так что геометрия ценностного отношения к детскому образованию не отменяет.
Но Богданова, скорее всего, сделала бы акцент на другом принципе — во всем исходить из потребностей ребенка. Этот принцип с удивительной последовательностью и неизменностью воспроизводится на всех этажах подчиненной Богдановой управленческой структуры, в действиях всех членов психолого-педагогической команды района — от воспитателя до главы сельсовета.
В Парфинском районе ВСЕ дети, проживающие на этой территории и достигшие трехлетнего возраста, включены в систему дошкольного образования. Даже для лидирующей в этом отношении Новгородской области (85%-ный охват детей) это рекордные показатели: выше не бывает.
И цифры эти вряд ли изменятся в ближайшее время.

Платите за кашу — и только за кашу

В начале 90-х дошкольную систему Парфинского района, как и везде, начало лихорадить: привычные механизмы финансирования детских садов рухнули. Предприятия, раньше бравшие на себя значительную часть расходов по содержанию дошкольных учреждений, встали. Рождаемость упала. Детские сады стали закрываться. Бюджеты, поддерживающие их, кое-как формировались, но финансирование было лишь частичным и «прерывистым»: сегодня деньги дали, завтра — нет. Перебои с перечислением средств привели к тому, что один из самых больших детских садов на 120 мест вынужденно приостановил свою работу на две недели: катастрофическая ситуация для работающих родителей, неблагоприятная ситуация для детей. «Для решения проблемы надо было найти точку опоры, — вспоминает Анна Подосокорская, заместитель заведующей Отделом образования. — Одно негласное правило для нас всегда существовало: всегда и во всем исходить из существующей законодательной базы. Мы ведь — «государевы слуги». Другое правило — соблюдение конституционных прав детей. А по Конституции они должны получать бесплатное дошкольное образование».

Тогда Богданова предложила единственный приемлемый выход из ситуации: раз дошкольное образование должно быть бесплатным, но денег на него у государства в данный момент нет, детский садик будет работать в любом случае, независимо от бюджетных поступлений — при условии, что родители будут вносить плату за набор продуктов для своего ребенка. Только за набор продуктов, без учета стоимости работы пищеблоков, зарплаты поварам и обслуживания. Эти функции закрепляются за муниципалитетом, и проблемы финансирования тоже остаются за ним. Средства на это должны входить в расчетные показатели (что и существует на сегодняшний день).

На других территориях стоимость набора продуктов была фиксированной. Решение об этом принималось на уровне администрации районов. В Парфино от такого механизма отказались и, учитывая тяжелое материальное положение родителей, предложили им гибкую систему оплаты. Это значило, что родители, ознакомившись с меню и взвесив свои финансовые возможности, могли выбрать подходящий для себя режим питания ребенка в детском саду: одноразовое, двухразовое, трехразовое или четырехразовое.

К примеру, завтраком ребенка кормят дома и приводят его в детский сад к началу занятий. В детском саду он обедает, а потом уходит домой. Или его забирают сразу после сна, до полдника. И т.д.

Естественно, что плата за набор продуктов зависит от уровня цен на рынке и подвержена колебаниям. Однако родителям эти колебания понятны. Понятно им и то, за что именно они вносят деньги. (Кстати, плату можно вносить не только деньгами, но и «натурально» — продуктами.)

Все остальное — бесплатно. Выгоднее и удобнее кормить ребенка дома, можно вообще приводить его только на занятия. Или забирать его после занятий и снова приводить на прогулку — чтобы поиграл с другими детьми. Благо, сельские расстояния это позволяют. Формы гибкие, их можно выбирать. Все подробности, включая пребывание ребенка в пути по дороге из дома в детский сад и обратно, регулируются с помощью родительского договора.

Но посещение детского сада — обязательно. Сказать, чтобы на родителей сильно давили, вынуждали их к этому, нельзя. Однако пропаганда дошкольного образования поставлена так умно, что смысл посещения детского сада сомнений не вызывает. В воздухе Парфино растворено убеждение в том, что это полезно, правильно, способствует развитию малыша и его жизнеустройству в дальнейшем.

«Так было, есть и будет, — говорит Богданова. — В этом нет ничего сверхъестественного: мы всего лишь обеспечиваем право детей на дошкольное образование. Оно прописано и в нашей Конституции, и в Законе об образовании».

Нет ни эллина, ни иудея

Парфино — многонациональная территория. В последнее десятилетие, когда бывшие граждане развалившегося Союза: вынужденные переселенцы; люди, пропившие и проигравшие свои квартиры и ищущие жилья подешевле; родственники и знакомые родственников, мигрирующие в поисках лучшей жизни и просто искатели приключений — двинулись со своих мест, традиционный состав парфинских деревень сильно изменился.

Появилось много пьющих. Дети «новых» семей были приучены побираться. Кто-то в свои 14—15 лет имел только начальное образование и даже читал с трудом. Поток такого рода семей — в большинстве своем из Питера и Архангельска — слегка пошатнул устои района. Здесь даже когда-то беспокойные цыганские семьи вели уравновешенный образ жизни, и дети нескольких сменившихся поколений давно отучены были просить милостыню. «Это что за отговорка такая: раз цыган, то может и не учиться? — очень спокойно спрашивает Богданова. — Кто придумал градировать детей по принципу национальности? Ребенок — он прежде всего ребенок, а потом уже — татарин, грузин, цыган или русский. Можно, конечно, сделать вид, что у нас на территории, к примеру, нет цыган и нет цыганских детей. Но вряд ли это соответствует принципу честного исполнения своих функциональных обязанностей». Короче говоря, нет в Парфино ни эллина, ни иудея. Есть маленькие россияне с законными правами.

Кстати, говорит Галина Семеновна, «почта» переселенцев работает прекрасно. И все приезжающие знают: раз в Парфино попали, ребенок обязательно будет ходить в школу или в детский сад — хотят того родители или не хотят. (С приездом в Парфино все почему-то начинают «хотеть».)

Однако следование «принципу честного исполнения функциональных обязанностей» в отношениях с мигрантами потребовало немалых усилий и консолидации всех имеющихся в наличии сил. Представители образования, социальных служб, центра регистрации беженцев, милиции и главы сельсоветов должны были выработать единую программу действий: как получать и передавать информацию, как ее анализировать, кому какие действия и в каких случаях предпринимать.

Как только в районе появляется новая семья, службы регистрации тут же сообщают в органы образования и социальной защиты, есть ли в семье дети и какого возраста. Социальные педагоги и психологи «выходят» по новому адресу, знакомятся с родителями, рассказывают, какими образовательными возможностями располагает район, и по-дружески сообщают: мы хотели бы, чтобы дети посещали дошкольное учреждение. (Необходимость посещения ребенком школы не обсуждается. Это непреложный закон.) Остро нуждающимся и семьям, имеющим детей-инвалидов, оказывается материальная помощь. Преимущества «организованного» образа жизни для ребенка и его школьных перспектив доказываются вежливо, но настойчиво.

Раньше были случаи «пассивного сопротивления»: мы, мол, в другом месте жили, и к нам никто не приставал. Что хотели, то с детьми и делали. А вы — пристаете.

Но уклад Парфино свел подобное сопротивление на нет: все здесь оказавшиеся отдают ребенка в детский сад и записывают в школу.

Как проехать к школе?

Новая деревня Парфинского района — достаточно большой населенный пункт. Поэтому там есть школа и дошкольная группа при ней.

«Поначалу мы переживали, как родители в нынешних условиях справятся с оплатой за детский сад, — вспоминает Ирина Балуева, директор школы. — Доходов в деревнях практически никаких. В группе всего один ребенок из семьи, живущей на уровне прожиточного минимума. Все остальные — за чертой бедности. Для таких семей даже набор продуктов оплатить — и то сложно. Поэтому мы ищем возможности оказывать семьям материальную помощь — через сельсоветы, через центр социальной помощи. Они выделяют небольшие суммы. И мы передаем деньги нуждающимся. В оказании помощи установлена очередность. Каждая семья знает, что в определенный момент получит средства и сможет оплатить детский сад. Поэтому наша дошкольная группа не распадается. И дети, и родители, и педагоги очень довольны тем, что она существует».

Однако ходят в школу и в группу не только дети Новой деревни, но и обитатели маленьких окрестных деревушек. В таких деревушках подчас живут два-три ребеночка. Как может реализоваться для них святой по парфинским меркам Закон об образовании? С помощью школьного автобуса. Автобус школе в Новой деревне «подарила» Галина Семеновна: что-то она такое делала, чтобы одна из президентских программ осенила своей благодатью и ее край.

Хороший автобус, на двадцать мест. Он и доставляет детей в школу из дальних деревень. В восемь часов автобус поджидает детей в условном месте. Школьники приходят самостоятельно. Малышей приводят родители или те же школьники — старшие братья, сестры, просто знакомые. Отправляются в путь под присмотром социального педагога. Эти поездки, по словам педагогов, дети очень любят: коллективное путешествие — да еще и на своем собственном автобусе!

Хождение в народ

Но подобное счастье достается не всем. Самой маленькой школе в Парфинском районе автобуса не хватило. Дали на один меньше, чем требовалось, и не повезло той школе, где меньше всего детского народа. Поэтому здесь проблема «охвата» решается по-другому.

Часть дошколят, живущих за 2—3 км от центральной усадьбы, приходят в дошкольную группу сами. Взрослым некогда туда-сюда их водить да еще три часа ждать окончания занятий. (Семьям из деревень вокруг самой маленькой школы нечем платить даже за набор продуктов, поэтому дети приходят в бесплатные группы кратковременного пребывания — без организации питания. Только чай с сухариками попьют — чтобы четыре часа выдержать.) Для пятилетних и даже четырехлетних деревенских малышей самостоятельное преодоление таких расстояний — не в новинку. Возьмутся за ручки и идут. (Хотя ограниченному городскому воображению это представляется с трудом.)

Но расстояние в 12 км уже непреодолимо — как в одиночку, так и в сопровождении взрослых. А ведь за 12 км от центральной усадьбы, в маленьких деревнях тоже живут дети, нуждающиеся, по мнению Богдановой, в спасительном влиянии дошкольного образования. Казалось бы, что тут поделаешь?

А вот что. Если гора в виде деревенских детей не идет к Магомету, роль которого исполняет педагог, остается лишь одно: отправить к горе педагога-Магомета. Поэтому в деревне покрупнее создали разновозрастную группу для семи человечков в возрасте от 3 до 6 лет. К этим детям педагог приезжает сам. Примерно так же, как ездит сельский доктор. Только в чемоданчике у него не инструменты и лекарства, а игры и пособия. Правда, машины у представителя этой «неотложной помощи» от образования нет, и ездит он рейсовым автобусом за свой счет.

Специального здания для занятий в деревне тоже нет. Временный «педагогический лагерь» разбивается в одной из комнат сельсовета. Комната под благое дело просвещения выделяется лучшая — большая и теплая, чтобы детям можно было подвигаться и поиграть. Глава сельсовета к приездам педагога относится очень серьезно, если надо, пошлет гонца к забывчивым родителям: присылайте детишек, учитель приехал! (XIX век, хождение в народ — да и только!) Для детей это настоящий праздник, и по своей воле они занятия никогда не пропустят. Только случается этот праздник не очень часто — всего раз в неделю. Финансовые клещи даже в Парфино накладывают свои ограничения.

Разные дети — разные группы

Есть «врачи без границ». При въезде в Парфинский район нужно было бы прибить табличку «Педагоги без границ».

Школа в деревне Сергеево, например, может служить интерактивным музеем, демонстрирующим все виды групп кратковременного пребывания, существующие на сегодняшний день. Кроме полноценных дошкольных групп при школе, здесь существуют: группа вливания, когда дети вливаются в работу дошкольной группы на 3—4 часа; группа занятий, когда родители приводят детей на 1 час — только на время занятий; подготовительная к школе группа; группа для малышей от 1 года до 3 лет, работающая по субботам. А еще здесь ведется надомная работа с детьми-инвалидами.

 Принципу «Образование для всех» служат везде и неукоснительно. Сам поселок Парфино, районный центр, довольно большой, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями городской жизни. Поэтому в отличие от деревень родители одних малышей на дальние расстояния не отпускают. Случается, что водить их в группы кратковременного пребывания некому: старшие дети заняты, родители работают в ночную смену или воспитывают детей без супруга. Здесь опять включается механизм надомных занятий. На этот раз в «квартирные» командировки отправляются педагоги самого большого поселкового детского сада.

И ни один ребенок дошкольного возраста, невзирая на свой диагноз и семейные проблемы, не выпадает из системы, не оказывается вне поля зрения.

 Раз ступенька, два ступенька — будет лесенка

Однако диагнозы и семейные проблемы имеются. Случаи их не единичны, и расхлебывать последствия, как правило, приходится сначала учителям, а потом и более широкому кругу окружающих.

Поэтому Богданова со свойственной ей ясностью и четкостью поставила вопрос о психологическом обеспечении образования.

Почему появляются второгодники? Почему подростки прогуливают занятия, попадают в неприятные истории? Воспринимая детей как аморфную массу, невозможно ответить на эти вопросы. Надо знать каждого ребенка, уметь разглядеть его в детской толпе и найти первопричину его сложностей.

В 1993 году в Парфинском районе была создана психологическая служба. В большинстве школ и детских садов есть так называемые «психологи-дефектологи» — специалисты, способные работать и с нормой, и с патологией.

В самой маленькой парфинской школе психолог-дефектолог не предусмотрен штатным расписанием. Поэтому соответствующую квалификацию получила директор школы. Галина Семеновна настаивает на том, чтобы управленцы, курирующие вопросы дифференцированного обучения, диагностики и коррекции, работу с семьями группы риска, обязательно получали психологическое образование. Сама Богданова — не исключение. Два и даже три высших образования у кадровиков Богдановской команды — не исключение, а правило.

Наверное, поэтому в Парфино никому не приходится объяснять значение ранней диагностики и коррекции для нормального развития ребенка. «Раньше мы бросались решать проблему, когда она превращалась в нарыв, — рассказывает заведующая Центром психолого-педагогической реабилитации Лидия Родионова, — в старших классах школы. Со временем поняли, что это неправильно: надо начинать раньше. И наши психологи «спустились» ниже — в начальную школу, потом в детский сад. Но и этого оказалось недостаточно. Многие проблемы надо было решать, когда ребеночек был еще совсем маленьким. То есть только тогда их и можно было решить. Но никто из нас с детьми раннего возраста работать не умел. Психологов обучают работать с малышами, уже достигшими трехлетнего возраста».

Это могло бы стать серьезной проблемой где угодно, только не в Парфино. Что за аргумент такой — «нас этому не учили»? Вчера не учили, а сегодня — научат. И несколько парфинских психологов на деньги честно добытого гранта отправились в Питер учиться работать с новой для себя возрастной категорией*. Теперь в Центре функционирует комната по работе с детьми от 0 до 3 лет. Сюда за советом и консультацией приходят родители, здесь находится картотека с именами малышей группы риска, находящихся под постоянным контролем. Здесь же теперь обучают школьных психологов тонкостям работы с маленькими детьми — чтобы расширить их профессиональные возможности и возможности района по столь необходимой коррекции проблем в развитии на ранних этапах их возникновения.

Чем еще занимаются парфинские психологи? Выезжают «на дом», беседуют с родителями, обследуют будущих первоклассников из дальних деревень, в случае надобности психологически готовят родителей к тому, что ребенку придется обучаться по программе школы VII или VIII вида. Даром что специализированного интерната в Парфино нет: это, по мнению Богдановой, учреждение искусственное, мешающее адаптации проблемного ребенка в социум. Все дети с особенностями в развитии интегрированы в общеобразовательные учебные заведения. Организация и режим функционирования малокомплектных сельских школ это позволяет.

Но учителя, получающие в класс такого ученика, обязательно проходят соответствующую подготовку. И ребенок, и педагог на протяжении всего обучения получают психологическое сопровождение. И отказов среди родителей дать разрешение на обучение по специальной программе сегодня уже почти не бывает.

Как-то так вышло, что парфинские жители абсолютно уверены: все, что им предлагается, пойдет на благо ребенку.

Может ли быть иначе, если право детей на образование в Парфино священно?

Марина АРОМШТАМ

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала педагогам и психологам Парфинского района Новгородской области: Анне Подосокорской, Ирине Балуевой, Надежде Герасимовой, Лидии Родионовой, Людмиле Ланцовой, Наталье Фаличевой и Галине Богдановой.


* Грант на обучение специалистов методам ранней диагностики и коррекции проблем в развитии малышей от 0 до 3 лет был получен от Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России».

 

Рейтинг@Mail.ru