Священнодействие
по-парфински
У всех нас есть свои святыни: нечто, что требует
безусловного уважения, бережного отношения и
защиты.
Для Галины Семеновны БОГДАНОВОЙ, заведующей
Отделом образования Парфинского района
Новгородской области, это конституционное право
ребенка на образование. Хотя вряд ли она
согласилась бы с подобной формулировкой: все ее
управленческие решения четки, рациональны и
продуманы, а система действий построена как
геометрический рисунок в школьном учебнике.
Впрочем, над воротами платоновской Академии было
начертано: «Не знающему геометрии не входить!»
Так что геометрия ценностного отношения к
детскому образованию не отменяет.
Но Богданова, скорее всего, сделала бы акцент на
другом принципе — во всем исходить из
потребностей ребенка. Этот принцип с
удивительной последовательностью и
неизменностью воспроизводится на всех этажах
подчиненной Богдановой управленческой
структуры, в действиях всех членов
психолого-педагогической команды района — от
воспитателя до главы сельсовета.
В Парфинском районе ВСЕ дети, проживающие на этой
территории и достигшие трехлетнего возраста,
включены в систему дошкольного образования. Даже
для лидирующей в этом отношении Новгородской
области (85%-ный охват детей) это рекордные
показатели: выше не бывает.
И цифры эти вряд ли изменятся в ближайшее время.
Платите за кашу — и только за кашу
В начале 90-х дошкольную систему
Парфинского района, как и везде, начало
лихорадить: привычные механизмы финансирования
детских садов рухнули. Предприятия, раньше
бравшие на себя значительную часть расходов по
содержанию дошкольных учреждений, встали.
Рождаемость упала. Детские сады стали
закрываться. Бюджеты, поддерживающие их, кое-как
формировались, но финансирование было лишь
частичным и «прерывистым»: сегодня деньги дали,
завтра — нет. Перебои с перечислением средств
привели к тому, что один из самых больших детских
садов на 120 мест вынужденно приостановил свою
работу на две недели: катастрофическая ситуация
для работающих родителей, неблагоприятная
ситуация для детей. «Для решения проблемы надо
было найти точку опоры, — вспоминает Анна
Подосокорская, заместитель заведующей Отделом
образования. — Одно негласное правило для нас
всегда существовало: всегда и во всем исходить из
существующей законодательной базы. Мы ведь —
«государевы слуги». Другое правило — соблюдение
конституционных прав детей. А по Конституции они
должны получать бесплатное дошкольное
образование».
Тогда Богданова предложила
единственный приемлемый выход из ситуации: раз
дошкольное образование должно быть бесплатным,
но денег на него у государства в данный момент
нет, детский садик будет работать в любом случае,
независимо от бюджетных поступлений — при
условии, что родители будут вносить плату за
набор продуктов для своего ребенка. Только за
набор продуктов, без учета стоимости работы
пищеблоков, зарплаты поварам и обслуживания. Эти
функции закрепляются за муниципалитетом, и
проблемы финансирования тоже остаются за ним.
Средства на это должны входить в расчетные
показатели (что и существует на сегодняшний
день).
На других территориях стоимость
набора продуктов была фиксированной. Решение об
этом принималось на уровне администрации
районов. В Парфино от такого механизма
отказались и, учитывая тяжелое материальное
положение родителей, предложили им гибкую
систему оплаты. Это значило, что родители,
ознакомившись с меню и взвесив свои финансовые
возможности, могли выбрать подходящий для себя
режим питания ребенка в детском саду:
одноразовое, двухразовое, трехразовое или
четырехразовое.
К примеру, завтраком ребенка кормят
дома и приводят его в детский сад к началу
занятий. В детском саду он обедает, а потом уходит
домой. Или его забирают сразу после сна, до
полдника. И т.д.
Естественно, что плата за набор
продуктов зависит от уровня цен на рынке и
подвержена колебаниям. Однако родителям эти
колебания понятны. Понятно им и то, за что именно
они вносят деньги. (Кстати, плату можно вносить не
только деньгами, но и «натурально» — продуктами.)
Все остальное — бесплатно. Выгоднее и
удобнее кормить ребенка дома, можно вообще
приводить его только на занятия. Или забирать его
после занятий и снова приводить на прогулку —
чтобы поиграл с другими детьми. Благо, сельские
расстояния это позволяют. Формы гибкие, их можно
выбирать. Все подробности, включая пребывание
ребенка в пути по дороге из дома в детский сад и
обратно, регулируются с помощью родительского
договора.
Но посещение детского сада —
обязательно. Сказать, чтобы на родителей сильно
давили, вынуждали их к этому, нельзя. Однако
пропаганда дошкольного образования поставлена
так умно, что смысл посещения детского сада
сомнений не вызывает. В воздухе Парфино
растворено убеждение в том, что это полезно,
правильно, способствует развитию малыша и его
жизнеустройству в дальнейшем.
«Так было, есть и будет, — говорит
Богданова. — В этом нет ничего
сверхъестественного: мы всего лишь обеспечиваем
право детей на дошкольное образование. Оно
прописано и в нашей Конституции, и в Законе об
образовании».
Нет ни эллина, ни иудея
Парфино — многонациональная
территория. В последнее десятилетие, когда
бывшие граждане развалившегося Союза:
вынужденные переселенцы; люди, пропившие и
проигравшие свои квартиры и ищущие жилья
подешевле; родственники и знакомые
родственников, мигрирующие в поисках лучшей
жизни и просто искатели приключений — двинулись
со своих мест, традиционный состав парфинских
деревень сильно изменился.
Появилось много пьющих. Дети «новых»
семей были приучены побираться. Кто-то в свои 14—15
лет имел только начальное образование и даже
читал с трудом. Поток такого рода семей — в
большинстве своем из Питера и Архангельска —
слегка пошатнул устои района. Здесь даже когда-то
беспокойные цыганские семьи вели уравновешенный
образ жизни, и дети нескольких сменившихся
поколений давно отучены были просить милостыню.
«Это что за отговорка такая: раз цыган, то может и
не учиться? — очень спокойно спрашивает
Богданова. — Кто придумал градировать детей по
принципу национальности? Ребенок — он прежде
всего ребенок, а потом уже — татарин, грузин,
цыган или русский. Можно, конечно, сделать вид,
что у нас на территории, к примеру, нет цыган и нет
цыганских детей. Но вряд ли это соответствует
принципу честного исполнения своих
функциональных обязанностей». Короче говоря, нет
в Парфино ни эллина, ни иудея. Есть маленькие
россияне с законными правами.
Кстати, говорит Галина Семеновна,
«почта» переселенцев работает прекрасно. И все
приезжающие знают: раз в Парфино попали, ребенок
обязательно будет ходить в школу или в детский
сад — хотят того родители или не хотят. (С
приездом в Парфино все почему-то начинают
«хотеть».)
Однако следование «принципу честного
исполнения функциональных обязанностей» в
отношениях с мигрантами потребовало немалых
усилий и консолидации всех имеющихся в наличии
сил. Представители образования, социальных
служб, центра регистрации беженцев, милиции и
главы сельсоветов должны были выработать единую
программу действий: как получать и передавать
информацию, как ее анализировать, кому какие
действия и в каких случаях предпринимать.
Как только в районе появляется новая
семья, службы регистрации тут же сообщают в
органы образования и социальной защиты, есть ли в
семье дети и какого возраста. Социальные
педагоги и психологи «выходят» по новому адресу,
знакомятся с родителями, рассказывают, какими
образовательными возможностями располагает
район, и по-дружески сообщают: мы хотели бы, чтобы
дети посещали дошкольное учреждение.
(Необходимость посещения ребенком школы не
обсуждается. Это непреложный закон.) Остро
нуждающимся и семьям, имеющим детей-инвалидов,
оказывается материальная помощь. Преимущества
«организованного» образа жизни для ребенка и его
школьных перспектив доказываются вежливо, но
настойчиво.
Раньше были случаи «пассивного
сопротивления»: мы, мол, в другом месте жили, и к
нам никто не приставал. Что хотели, то с детьми и
делали. А вы — пристаете.
Но уклад Парфино свел подобное
сопротивление на нет: все здесь оказавшиеся
отдают ребенка в детский сад и записывают в
школу.
Как проехать к школе?
Новая деревня Парфинского района —
достаточно большой населенный пункт. Поэтому там
есть школа и дошкольная группа при ней.
«Поначалу мы переживали, как родители
в нынешних условиях справятся с оплатой за
детский сад, — вспоминает Ирина Балуева,
директор школы. — Доходов в деревнях практически
никаких. В группе всего один ребенок из семьи,
живущей на уровне прожиточного минимума. Все
остальные — за чертой бедности. Для таких семей
даже набор продуктов оплатить — и то сложно.
Поэтому мы ищем возможности оказывать семьям
материальную помощь — через сельсоветы, через
центр социальной помощи. Они выделяют небольшие
суммы. И мы передаем деньги нуждающимся. В
оказании помощи установлена очередность. Каждая
семья знает, что в определенный момент получит
средства и сможет оплатить детский сад. Поэтому
наша дошкольная группа не распадается. И дети, и
родители, и педагоги очень довольны тем, что она
существует».
Однако ходят в школу и в группу не
только дети Новой деревни, но и обитатели
маленьких окрестных деревушек. В таких
деревушках подчас живут два-три ребеночка. Как
может реализоваться для них святой по парфинским
меркам Закон об образовании? С помощью школьного
автобуса. Автобус школе в Новой деревне
«подарила» Галина Семеновна: что-то она такое
делала, чтобы одна из президентских программ
осенила своей благодатью и ее край.
Хороший автобус, на двадцать мест. Он и
доставляет детей в школу из дальних деревень. В
восемь часов автобус поджидает детей в условном
месте. Школьники приходят самостоятельно.
Малышей приводят родители или те же школьники —
старшие братья, сестры, просто знакомые.
Отправляются в путь под присмотром социального
педагога. Эти поездки, по словам педагогов, дети
очень любят: коллективное путешествие — да еще и
на своем собственном автобусе!
Хождение в народ
Но подобное счастье достается не всем.
Самой маленькой школе в Парфинском районе
автобуса не хватило. Дали на один меньше, чем
требовалось, и не повезло той школе, где меньше
всего детского народа. Поэтому здесь проблема
«охвата» решается по-другому.
Часть дошколят, живущих за 2—3 км от
центральной усадьбы, приходят в дошкольную
группу сами. Взрослым некогда туда-сюда их водить
да еще три часа ждать окончания занятий. (Семьям
из деревень вокруг самой маленькой школы нечем
платить даже за набор продуктов, поэтому дети
приходят в бесплатные группы кратковременного
пребывания — без организации питания. Только чай
с сухариками попьют — чтобы четыре часа
выдержать.) Для пятилетних и даже четырехлетних
деревенских малышей самостоятельное
преодоление таких расстояний — не в новинку.
Возьмутся за ручки и идут. (Хотя ограниченному
городскому воображению это представляется с
трудом.)
Но расстояние в 12 км уже непреодолимо
— как в одиночку, так и в сопровождении взрослых.
А ведь за 12 км от центральной усадьбы, в маленьких
деревнях тоже живут дети, нуждающиеся, по мнению
Богдановой, в спасительном влиянии дошкольного
образования. Казалось бы, что тут поделаешь?
А вот что. Если гора в виде деревенских
детей не идет к Магомету, роль которого исполняет
педагог, остается лишь одно: отправить к горе
педагога-Магомета. Поэтому в деревне покрупнее
создали разновозрастную группу для семи
человечков в возрасте от 3 до 6 лет. К этим детям
педагог приезжает сам. Примерно так же, как ездит
сельский доктор. Только в чемоданчике у него не
инструменты и лекарства, а игры и пособия. Правда,
машины у представителя этой «неотложной помощи»
от образования нет, и ездит он рейсовым автобусом
за свой счет.
Специального здания для занятий в
деревне тоже нет. Временный «педагогический
лагерь» разбивается в одной из комнат
сельсовета. Комната под благое дело просвещения
выделяется лучшая — большая и теплая, чтобы
детям можно было подвигаться и поиграть. Глава
сельсовета к приездам педагога относится очень
серьезно, если надо, пошлет гонца к забывчивым
родителям: присылайте детишек, учитель приехал!
(XIX век, хождение в народ — да и только!) Для детей
это настоящий праздник, и по своей воле они
занятия никогда не пропустят. Только случается
этот праздник не очень часто — всего раз в
неделю. Финансовые клещи даже в Парфино
накладывают свои ограничения.
Разные дети — разные группы
Есть «врачи без границ». При въезде в
Парфинский район нужно было бы прибить табличку
«Педагоги без границ».
Школа в деревне Сергеево, например,
может служить интерактивным музеем,
демонстрирующим все виды групп кратковременного
пребывания, существующие на сегодняшний день.
Кроме полноценных дошкольных групп при школе,
здесь существуют: группа вливания, когда дети
вливаются в работу дошкольной группы на 3—4 часа;
группа занятий, когда родители приводят детей на
1 час — только на время занятий; подготовительная
к школе группа; группа для малышей от 1 года до 3
лет, работающая по субботам. А еще здесь ведется
надомная работа с детьми-инвалидами.
Принципу «Образование для всех»
служат везде и неукоснительно. Сам поселок
Парфино, районный центр, довольно большой, со
всеми вытекающими отсюда негативными
последствиями городской жизни. Поэтому в отличие
от деревень родители одних малышей на дальние
расстояния не отпускают. Случается, что водить их
в группы кратковременного пребывания некому:
старшие дети заняты, родители работают в ночную
смену или воспитывают детей без супруга. Здесь
опять включается механизм надомных занятий. На
этот раз в «квартирные» командировки
отправляются педагоги самого большого
поселкового детского сада.
И ни один ребенок дошкольного
возраста, невзирая на свой диагноз и семейные
проблемы, не выпадает из системы, не оказывается
вне поля зрения.
Раз ступенька, два ступенька —
будет лесенка
Однако диагнозы и семейные проблемы
имеются. Случаи их не единичны, и расхлебывать
последствия, как правило, приходится сначала
учителям, а потом и более широкому кругу
окружающих.
Поэтому Богданова со свойственной ей
ясностью и четкостью поставила вопрос о
психологическом обеспечении образования.
Почему появляются второгодники?
Почему подростки прогуливают занятия, попадают в
неприятные истории? Воспринимая детей как
аморфную массу, невозможно ответить на эти
вопросы. Надо знать каждого ребенка, уметь
разглядеть его в детской толпе и найти
первопричину его сложностей.
В 1993 году в Парфинском районе была
создана психологическая служба. В большинстве
школ и детских садов есть так называемые
«психологи-дефектологи» — специалисты,
способные работать и с нормой, и с патологией.
В самой маленькой парфинской школе
психолог-дефектолог не предусмотрен штатным
расписанием. Поэтому соответствующую
квалификацию получила директор школы. Галина
Семеновна настаивает на том, чтобы управленцы,
курирующие вопросы дифференцированного
обучения, диагностики и коррекции, работу с
семьями группы риска, обязательно получали
психологическое образование. Сама Богданова —
не исключение. Два и даже три высших образования
у кадровиков Богдановской команды — не
исключение, а правило.
Наверное, поэтому в Парфино никому не
приходится объяснять значение ранней
диагностики и коррекции для нормального
развития ребенка. «Раньше мы бросались решать
проблему, когда она превращалась в нарыв, —
рассказывает заведующая Центром
психолого-педагогической реабилитации Лидия
Родионова, — в старших классах школы. Со временем
поняли, что это неправильно: надо начинать
раньше. И наши психологи «спустились» ниже — в
начальную школу, потом в детский сад. Но и этого
оказалось недостаточно. Многие проблемы надо
было решать, когда ребеночек был еще совсем
маленьким. То есть только тогда их и можно было
решить. Но никто из нас с детьми раннего возраста
работать не умел. Психологов обучают работать с
малышами, уже достигшими трехлетнего возраста».
Это могло бы стать серьезной
проблемой где угодно, только не в Парфино. Что за
аргумент такой — «нас этому не учили»? Вчера не
учили, а сегодня — научат. И несколько парфинских
психологов на деньги честно добытого гранта
отправились в Питер учиться работать с новой для
себя возрастной категорией*.
Теперь в Центре функционирует комната по работе
с детьми от 0 до 3 лет. Сюда за советом и
консультацией приходят родители, здесь
находится картотека с именами малышей группы
риска, находящихся под постоянным контролем.
Здесь же теперь обучают школьных психологов
тонкостям работы с маленькими детьми — чтобы
расширить их профессиональные возможности и
возможности района по столь необходимой
коррекции проблем в развитии на ранних этапах их
возникновения.
Чем еще занимаются парфинские
психологи? Выезжают «на дом», беседуют с
родителями, обследуют будущих первоклассников
из дальних деревень, в случае надобности
психологически готовят родителей к тому, что
ребенку придется обучаться по программе школы VII
или VIII вида. Даром что специализированного
интерната в Парфино нет: это, по мнению
Богдановой, учреждение искусственное, мешающее
адаптации проблемного ребенка в социум. Все дети
с особенностями в развитии интегрированы в
общеобразовательные учебные заведения.
Организация и режим функционирования
малокомплектных сельских школ это позволяет.
Но учителя, получающие в класс такого
ученика, обязательно проходят соответствующую
подготовку. И ребенок, и педагог на протяжении
всего обучения получают психологическое
сопровождение. И отказов среди родителей дать
разрешение на обучение по специальной программе
сегодня уже почти не бывает.
Как-то так вышло, что парфинские жители
абсолютно уверены: все, что им предлагается,
пойдет на благо ребенку.
Может ли быть иначе, если право детей
на образование в Парфино священно?
Марина АРОМШТАМ
Редакция выражает благодарность за
помощь в подготовке материала педагогам и
психологам Парфинского района Новгородской
области: Анне Подосокорской, Ирине Балуевой,
Надежде Герасимовой, Лидии Родионовой, Людмиле
Ланцовой, Наталье Фаличевой и Галине Богдановой.
* Грант на обучение
специалистов методам ранней диагностики и
коррекции проблем в развитии малышей от 0 до 3 лет
был получен от Программы АРО «Помощь
детям-сиротам в России».
|