Как обучают за
границей
Обзор зарубежной прессы по проблемам
дошкольного образования
Экономические
изменения, грозящие в ближайшем будущем сильно
изменить абрис российского дошкольного
образования, заставляют нас в поиске новых путей
оглядываться вокруг: какие пути развития
возможны для наших детских садов, есть ли
альтернативы?
Знакомство с опытом зарубежных коллег может
сослужить хорошую службу в этом поиске.
В США не существует единой системы
дошкольного образования. Образование
организуется в рамках различного рода программ
— краткосрочных или долгосрочных, — призванных
решать определенные задачи. Слово «программа» в
американском понимании отличается от привычного
для нас значения «программы дошкольного
образования». Это некоторая система
содержательных мер, действующих для достижения
той или иной цели.
Так, в США существуют самые разные программы,
рассчитанные на дошкольников. Как правило, это
программы, ставящие своей задачей снижение
стрессогенных факторов на детей и обеспечение их
развития.
Одни программы рассчитаны на полный день, другие
— на полдня. Существуют программы с гибким
графиком, позволяющие родителям выбирать
удобный для себя режим дня.
В ряду программ существуют программы,
рассчитанные на детей трех-четырех лет с
особенностями в развитии. Как правило, это
платные программы. Но они могут финансироваться
и из других источников.
Ребенок может в первой половине дня заниматься
по одной программе, а во второй половине дня — по
другой. Участие в разнообразных программах
поощряется, так как считается, что это позволяет
детям получить разнообразный опыт и расширить
круг общения за счет новых взрослых.
Программа может включать задачу предварительной
подготовки дошкольников к будущей школьной
жизни. Детям рассказывают о том, как устроена
школа, об особенностях школьного обучения и
школьных требованиях. Незадолго до поступления в
первый класс могут организовываться экскурсии
по зданию школы, в которой детям предстоит
учиться. В рамках программы могут быть
предусмотрены встречи учителей с работниками
детского сада, в ходе которых происходит обмен
информацией: работники детского сада
рассказывают школьным учителям о детях, а
учителя — о своих ожиданиях. Исходя из того, что
ожидают учителя, педагоги дошкольных учреждений
пытаются отбирать нужную им (учителям)
информацию о детях.
Помимо обучающих программ, существуют программы,
совмещающие обучение и уход за детьми. В них
могут работать как специалисты по дошкольному
возрасту, так и специально назначаемые школьные
учителя.
Проблеме установления отношений с
родителями педагоги дошкольного образования США
посвятили четыре десятилетия. В 60-х годах уровень
эффективности обучающих программ для
дошкольников сильно вырос, потому что удалось
наладить взаимодействие между сообществами
профессионалов, разрабатывающих программы, и
родителями детей, которым эти программы
адресованы.
Сегодня актуальна задача организации
взаимодействия с родителями детей, имеющих
особые нужды, и детей, для которых велика
вероятность неуспешного школьного обучения.
Родители таких детей вместе с педагогами
участвуют в разработке индивидуальных планов
развития ребенка, оценивают и утверждают его.
Американские исследователи выделяют
шесть видов взаимодействия семьи и детского
сада:
1. Детский сад помогает родителям
организовать дома обстановку, адекватную для
развития ребенка, обучает навыкам общения с
малышом, дает информацию о здоровом питании и
информацию, связанную с общественными службами.
2. Детский сад предоставляет родителям
информацию о развитии ребенка. Периодически
организуются встречи родителей и педагогов,
поддерживается почтовое сообщение и действует
сайт детского сада.
3. Родители привлекаются к работе
детского сада, к участию во внеклассных занятиях.
Они могут читать детям, учат их вязать или
рисовать, помогают в организации занятий, а также
участвуют в уборке и других мероприятиях,
необходимых для жизни сада.
4. В детском саду родители могут
получать информацию об учебном плане занятий с
детьми и о возможностях реализации этого плана в
домашней обстановке. В этом случае детский сад
снабжает родителей необходимыми обучающими
материалами.
5. Родители привлекаются к управлению
детским садом. В этом случае возможно создание
попечительского совета, планирующего бюджет и
определяющего политику найма работников
детского сада.
6. Детский сад и родители тесно
сотрудничают с общественными организациями,
обеспечивающими реализацию и поддержку
обучающих программ для дошкольников.
Александр ВЕРАКСА,
студент пятого курса психологического
факультета МГУ,
Николай ВЕРАКСА,
доктор психологических наук
|