Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2005

ГОРИЗОНТСКИЕ ОСТРОВА

Как обучают за границей

Обзор зарубежной прессы по проблемам дошкольного образования

Экономические изменения, грозящие в ближайшем будущем сильно изменить абрис российского дошкольного образования, заставляют нас в поиске новых путей оглядываться вокруг: какие пути развития возможны для наших детских садов, есть ли альтернативы?
Знакомство с опытом зарубежных коллег может сослужить хорошую службу в этом поиске.

 

В США не существует единой системы дошкольного образования. Образование организуется в рамках различного рода программ — краткосрочных или долгосрочных, — призванных решать определенные задачи. Слово «программа» в американском понимании отличается от привычного для нас значения «программы дошкольного образования». Это некоторая система содержательных мер, действующих для достижения той или иной цели.
Так, в США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития.
Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на полдня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный для себя режим дня.
В ряду программ существуют программы, рассчитанные на детей трех-четырех лет с особенностями в развитии. Как правило, это платные программы. Но они могут финансироваться и из других источников.
Ребенок может в первой половине дня заниматься по одной программе, а во второй половине дня — по другой. Участие в разнообразных программах поощряется, так как считается, что это позволяет детям получить разнообразный опыт и расширить круг общения за счет новых взрослых.
Программа может включать задачу предварительной подготовки дошкольников к будущей школьной жизни. Детям рассказывают о том, как устроена школа, об особенностях школьного обучения и школьных требованиях. Незадолго до поступления в первый класс могут организовываться экскурсии по зданию школы, в которой детям предстоит учиться. В рамках программы могут быть предусмотрены встречи учителей с работниками детского сада, в ходе которых происходит обмен информацией: работники детского сада рассказывают школьным учителям о детях, а учителя — о своих ожиданиях. Исходя из того, что ожидают учителя, педагоги дошкольных учреждений пытаются отбирать нужную им (учителям) информацию о детях.
Помимо обучающих программ, существуют программы, совмещающие обучение и уход за детьми. В них могут работать как специалисты по дошкольному возрасту, так и специально назначаемые школьные учителя.

Проблеме установления отношений с родителями педагоги дошкольного образования США посвятили четыре десятилетия. В 60-х годах уровень эффективности обучающих программ для дошкольников сильно вырос, потому что удалось наладить взаимодействие между сообществами профессионалов, разрабатывающих программы, и родителями детей, которым эти программы адресованы.
Сегодня актуальна задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых велика вероятность неуспешного школьного обучения. Родители таких детей вместе с педагогами участвуют в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

Американские исследователи выделяют шесть видов взаимодействия семьи и детского сада:

1. Детский сад помогает родителям организовать дома обстановку, адекватную для развития ребенка, обучает навыкам общения с малышом, дает информацию о здоровом питании и информацию, связанную с общественными службами.

2. Детский сад предоставляет родителям информацию о развитии ребенка. Периодически организуются встречи родителей и педагогов, поддерживается почтовое сообщение и действует сайт детского сада.

3. Родители привлекаются к работе детского сада, к участию во внеклассных занятиях. Они могут читать детям, учат их вязать или рисовать, помогают в организации занятий, а также участвуют в уборке и других мероприятиях, необходимых для жизни сада.

4. В детском саду родители могут получать информацию об учебном плане занятий с детьми и о возможностях реализации этого плана в домашней обстановке. В этом случае детский сад снабжает родителей необходимыми обучающими материалами.

5. Родители привлекаются к управлению детским садом. В этом случае возможно создание попечительского совета, планирующего бюджет и определяющего политику найма работников детского сада.

6. Детский сад и родители тесно сотрудничают с общественными организациями, обеспечивающими реализацию и поддержку обучающих программ для дошкольников.

Александр ВЕРАКСА,
студент пятого курса психологического факультета МГУ,
Николай ВЕРАКСА,
доктор психологических наук

 

Рейтинг@Mail.ru