Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2005

ДОКУМЕНТЫ

ИЗ АНАЛИЗА ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО,  НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обозначены в докладе Министерства образования и науки РФ
«О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»
на заседании Правительства РФ, январь 2005 г.

Уважаемые читатели!
Мы продолжаем знакомить вас с планами Правительства по реформированию образования. Публикуемые сегодня материалы предоставлены редакции Программой АРО «Помощь детям-сиротам в России».

Системные цели и задачи

Формирование современной системы непрерывного профессионального образования:

  • переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;

  • переход к профильному обучению в старших классах;

  • модульные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

  • единая система зачетных единиц (накопление данных о результатах образования и профессиональной подготовки в целом);

  • общенациональная система оценки качества образования.

Предполагаемые мероприятия в дошкольном образовании

Состояние сферы

Сеть дошкольных учреждений с 1995 по 2004 г. в среднем по России сократилась на 27%, в некоторых субъектах до 35%. Вместе с тем, начиная с 2000 г. начался медленный рост детей до 6 лет. К 2004 г. в большинстве крупных городов проблема обеспечения работающих матерей с детьми услугами ДОУ вновь стала актуальной. В настоящее время уровень охвата детей дошкольными учреждениями составляет 59%. При этом только 55% детей 5-летнего возраста посещают ДОУ. В период 2002—2004 гг. размер бюджетного финансирования из расчета на 1 воспитанника в ДОУ увеличился на 31%, соответственно, возрос и размер родительской платы, что способствует дальнейшему снижению доступности услуг ДОУ для малообеспеченных семей.

Институциональные преобразования

В целях обеспечения равенства стартовых возможностей детей из разных социальных групп при приеме в школу предполагается введение обязательных образовательных программ «предшкольного образования» (классы «раннего развития», подготовительные классы, специальные образовательные услуги в ДОУ). Предшкольное образование не носит обязательного характера.

Министерство в своей концепции не задает жесткий формат реализации этой образовательной услуги. Отмечается лишь, что она должна осуществляться преимущественно в игровой форме. Реализоваться же может либо в «нулевых классах» ОУ, либо в ДОУ.

В целях снижения рисков недополучения услуг ДОУ для детей из малоимущих семей предлагается внедрить следующий подход к их финансированию:

  • финансирование дошкольных образовательных программ должно осуществляться субъектом РФ по утвержденным им нормативам, путем предоставления целевой субсидии муниципальным образованиям;

  • содержание ребенка в ДОУ — социальные услуги должны финансироваться на долевой основе муниципальным образованием и родителями. Причем родительская плата должна осуществляться в зависимости от доходов семьи; будет ли она дифференцированной от доходов семьи или будет установлена, как всегда, нижняя планка — прожиточный минимум, пока не установлено.

!Мнение эксперта

Риски:

Если Минобразования РФ не примет как обязательную методику расчета нормативов финансирования образовательных услуг ДОУ из средств субъектов РФ, при введении программ предшкольного образования возрастет риск внутриотраслевого перераспределения средств, связанного с разграничением полномочий по финансированию отрасли. В ряде субъектов РФ данная образовательная услуга для удобства распределения финансовых средств и контроля за их расходованием может быть закреплена за общеобразовательными учреждениями. Конкуренция за деньги по осуществлению образовательных услуг вызовет дальнейшее сокращение сети учреждений ДОУ, которые в этих субъектах будут финансироваться только из средств местных бюджетов.

Правильный с точки зрения обеспечения доступности граждан к образовательным услугам посыл по выравниванию стартовых возможностей детей при поступлении в школу может быть нивелирован неудачным внедрением: предшкольное образование в ОУ — дополнительные затраты (специальные педагоги, организация дополнительного питания, послеобеденного сна и т.п.). Вместе с тем предшкольные классы не являются обязательными и не несут задачи социализации детей, поэтому они не достигнут для детей из семей социального риска тех результатов, которые аналогичные программы достигли бы в учреждениях ДОУ.

Для ДОУ в подобных программах подготовки к школе нет новизны, но проблема заключается в том, что надо восстановить сеть ДОУ и сделать эту услугу более доступной. Предоставление социальной поддержки малообеспеченным семьям и детям из семей социального риска в виде целевого дифференцированного пособия или ваучера для посещения ДОУ может стать выходом. Но и развитие сети, и осуществление программ социальной поддержки детей доступны только для самодостаточных муниципальных образований. Скорее всего в дотационных регионах с дотационными муниципальными образованиями пойдут по первому пути организации предшкольного образования со всеми вытекающими отсюда рисками.

Предполагаемые мероприятияв общем школьном образовании

  • Введение профильного образования:

— Повышение гибкости системы образования в расчете на потребности отдельных потребителей (индивидуализация образования);
— Свободный выбор старшеклассниками набора необходимых предметов (профильные модули).

  • Снижение недельной нагрузки учебного плана и индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможности выбора образовательных программ даст возможность развитию официальных дополнительных платных услуг.

  • Интеграция системы общего образования с дополнительным и предшкольным в целях усиления воспитательной составляющей и повышения социального и культурного потенциала у детей с ослабленными внутрисемейными отношениями. Для этого предполагается:

    • внесение изменений в стандарты начального, основного общего и среднего (полного) общего образования; изменения в стандарте связаны, во-первых, с уменьшением Базисного учебного плана; во-вторых, с позицией, что будут подлежать стандартизации только условия обучения;

    • азвитие модели «школы полного дня»;

    • отработка различных механизмов финансирования дополнительного образования учащихся ОУ.

!Мнение эксперта

Риски:

Снижение нагрузки в школе на 25% приведет к увеличению платных образовательных услуг в рамках обязательной образовательной программы; это снизит доступность к качественному универсальному образованию детей из малообеспеченных семей, детей из семей социального риска, детей-сирот и увеличит разрыв в стартовых возможностях выпускников школ, что будет поддерживать дальнейшее расслоение общества.

 

Рейтинг@Mail.ru