ИЗ АНАЛИЗА ПЛАНОВ
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обозначены в докладе Министерства
образования и науки РФ
«О приоритетных направлениях развития
образовательной системы Российской Федерации»
на заседании Правительства РФ, январь 2005 г.
Уважаемые читатели!
Мы продолжаем знакомить вас с планами
Правительства по реформированию образования.
Публикуемые сегодня материалы предоставлены
редакции Программой АРО «Помощь детям-сиротам в
России».
Системные цели и задачи
Формирование современной системы
непрерывного профессионального образования:
переход от управления
образовательными учреждениями к управлению
образовательными программами;
переход к профильному обучению в
старших классах;
модульные программы
профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации;
единая система зачетных единиц
(накопление данных о результатах образования и
профессиональной подготовки в целом);
общенациональная система оценки
качества образования.
Предполагаемые мероприятия в
дошкольном образовании
Состояние сферы
Сеть дошкольных учреждений с 1995 по 2004
г. в среднем по России сократилась на 27%, в
некоторых субъектах до 35%. Вместе с тем, начиная с
2000 г. начался медленный рост детей до 6 лет. К 2004 г.
в большинстве крупных городов проблема
обеспечения работающих матерей с детьми
услугами ДОУ вновь стала актуальной. В настоящее
время уровень охвата детей дошкольными
учреждениями составляет 59%. При этом только 55%
детей 5-летнего возраста посещают ДОУ. В период
2002—2004 гг. размер бюджетного финансирования из
расчета на 1 воспитанника в ДОУ увеличился на 31%,
соответственно, возрос и размер родительской
платы, что способствует дальнейшему снижению
доступности услуг ДОУ для малообеспеченных
семей.
Институциональные преобразования
В целях обеспечения равенства
стартовых возможностей детей из разных
социальных групп при приеме в школу
предполагается введение обязательных
образовательных программ «предшкольного
образования» (классы «раннего развития»,
подготовительные классы, специальные
образовательные услуги в ДОУ). Предшкольное
образование не носит обязательного характера.
Министерство в своей концепции не
задает жесткий формат реализации этой
образовательной услуги. Отмечается лишь, что она
должна осуществляться преимущественно в игровой
форме. Реализоваться же может либо в «нулевых
классах» ОУ, либо в ДОУ.
В целях снижения рисков недополучения
услуг ДОУ для детей из малоимущих семей
предлагается внедрить следующий подход к их
финансированию:
финансирование дошкольных
образовательных программ должно осуществляться
субъектом РФ по утвержденным им нормативам,
путем предоставления целевой субсидии
муниципальным образованиям;
содержание ребенка в ДОУ —
социальные услуги должны финансироваться на
долевой основе муниципальным образованием и
родителями. Причем родительская плата должна
осуществляться в зависимости от доходов семьи;
будет ли она дифференцированной от доходов семьи
или будет установлена, как всегда, нижняя планка
— прожиточный минимум, пока не установлено.
!Мнение эксперта
Риски:
Если Минобразования РФ не примет как
обязательную методику расчета нормативов
финансирования образовательных услуг ДОУ из
средств субъектов РФ, при введении программ
предшкольного образования возрастет риск
внутриотраслевого перераспределения средств,
связанного с разграничением полномочий по
финансированию отрасли. В ряде субъектов РФ
данная образовательная услуга для удобства
распределения финансовых средств и контроля за
их расходованием может быть закреплена за
общеобразовательными учреждениями. Конкуренция
за деньги по осуществлению образовательных
услуг вызовет дальнейшее сокращение сети
учреждений ДОУ, которые в этих субъектах будут
финансироваться только из средств местных
бюджетов.
Правильный с точки зрения обеспечения
доступности граждан к образовательным услугам
посыл по выравниванию стартовых возможностей
детей при поступлении в школу может быть
нивелирован неудачным внедрением: предшкольное
образование в ОУ — дополнительные затраты
(специальные педагоги, организация
дополнительного питания, послеобеденного сна и
т.п.). Вместе с тем предшкольные классы не
являются обязательными и не несут задачи
социализации детей, поэтому они не достигнут для
детей из семей социального риска тех
результатов, которые аналогичные программы
достигли бы в учреждениях ДОУ.
Для ДОУ в подобных программах подготовки к
школе нет новизны, но проблема заключается в том,
что надо восстановить сеть ДОУ и сделать эту
услугу более доступной. Предоставление
социальной поддержки малообеспеченным семьям и
детям из семей социального риска в виде целевого
дифференцированного пособия или ваучера для
посещения ДОУ может стать выходом. Но и развитие
сети, и осуществление программ социальной
поддержки детей доступны только для
самодостаточных муниципальных образований.
Скорее всего в дотационных регионах с
дотационными муниципальными образованиями
пойдут по первому пути организации
предшкольного образования со всеми вытекающими
отсюда рисками. |
Предполагаемые мероприятияв
общем школьном образовании
— Повышение гибкости системы
образования в расчете на потребности отдельных
потребителей (индивидуализация образования);
— Свободный выбор старшеклассниками набора
необходимых предметов (профильные модули).
Снижение недельной нагрузки
учебного плана и индивидуализация занятий
учащихся и расширение для них возможности выбора
образовательных программ даст возможность
развитию официальных дополнительных платных
услуг.
Интеграция системы общего
образования с дополнительным и
предшкольным в целях усиления воспитательной
составляющей и повышения социального и
культурного потенциала у детей с ослабленными
внутрисемейными отношениями. Для этого
предполагается:
внесение изменений в стандарты
начального, основного общего и среднего (полного)
общего образования; изменения в стандарте
связаны, во-первых, с уменьшением Базисного
учебного плана; во-вторых, с позицией, что будут
подлежать стандартизации только условия
обучения;
азвитие модели «школы полного дня»;
отработка различных механизмов
финансирования дополнительного образования
учащихся ОУ.
!Мнение эксперта
Риски:
Снижение нагрузки в школе на 25% приведет к
увеличению платных образовательных услуг в
рамках обязательной образовательной программы;
это снизит доступность к качественному
универсальному образованию детей из
малообеспеченных семей, детей из семей
социального риска, детей-сирот и увеличит разрыв
в стартовых возможностях выпускников школ,
что будет поддерживать дальнейшее расслоение
общества. |
|