Смотрим в лето
Летний парк на территории детского
сада
Воспитанники детского сада № 198 —
«проблемные» дети. Среди них есть часто болеющие
и те, кто с малолетства страдает хроническими
заболеваниями. Есть дети с неврологическими
нарушениями, с физическими недостатками и с
поведенческими проблемами.
Работа с ними не прекращается в
течение всего года. Если в других детских садиках
малыши на летний период, как правило,
разъезжаются, и в это время года наступает
«мертвый» воспитательный сезон, в сто девяносто
восьмом по-прежнему кипит работа. Но теплая
погода позволяет большую ее часть перенести под
открытое небо. Все дела и основные события лета
проводятся в рамках проекта «Солнечный город».
Для этого территория детского сада
оборудована специальным образом.
Пространственно-предметная
среда участковой территории садика максимально
приближена к условиям детского летнего парка и
имеет все присущие парку атрибуты: фонтаны,
бассейны, спортивные и игровые аттракционы,
уголки отдыха, скульптуры сказочных персонажей,
летний театр.
На свежем воздухе организуются все виды
детской деятельности:
физкультурно-оздоровительная работа
(физкультурные занятия, спортивные праздники и
развлечения, закаливающие процедуры,
лечебно-оздоровительные мероприятия);
студийная работа (детские студии:
музыкальная студия «Веселая нотка», спортивная
секция «Спортландия», детский театр «Театр очень
юного зрителя», изостудия «Волшебный карандаш»,
студия по ПДД «Светофорик», экологическая студия
«Зеленая страничка», конструктивная — «Юный
конструктор» и др.);
совместная деятельность детей и
взрослых (экспериментально-исследовательская
деятельность, трудовая деятельность,
индивидуальная логопедическая и коррекционная
работа);
экологическая работа (занятия на
экологической тропинке).
В теории и на практике существует два
принципиально отличных подхода к проектированию
предметно-пространственной среды для детей.
Одни исследования в области
психологии доказывают, что дети стремятся к
активному взаимодействию со своим окружением,
предпочитают строить свой мир, а не получать его
готовым. Большинство специалистов этого
направления считают, что дети должны иметь
собственную среду, отличающуюся от предметной
среды взрослых.
Другие специалисты считают, что детям
присуще желание иметь все «как настоящее»:
отсюда их усиленное подражание миру взрослых.
Поэтому ребенка должны окружать вещи,
воспроизводящие настоящий предметный мир
взрослых. Такая среда способствует их правильной
социализации и формированию готовых понятий.
При проектировании и формировании
предметного наполнения развивающей среды нашего
детского сада учитывалось гармоничное сочетание
двух подходов. На территории была создана
предметная среда, сомасштабная ребенку, в
которой органично сочетаются сказочные и
реальные объекты, в совокупности своей
удовлетворяющие потребности в новизне и
одновременно дающие ощущение стабильности и
устойчивости окружающего мира. Согласно
тематическому принципу организации вся
территория детского сада разделена на несколько
основных пространств (зон):
1) участки групп,
2) тематические площадки для занятий детских
летних студий,
3) мини-центры и экологической тропинки.
В процессе деятельности в этих зонах
дети реализуют свои потребности в игре, общении,
двигательной активности, исследовательской
деятельности. Например, зона для моторных и
спортивных игр (тематическая площадка
«Спортландия») оборудована лабиринтами,
лестницами, сетками — всем, что помогает
овладеть основными видами движений, побуждает к
самостоятельной двигательной активности.
Тематический комплекс «Город
мастеров» включает трансформируемые модули,
разные виды конструктивных материалов, бассейн и
песочный городок.
Для ознакомления детей с правилами
дорожного движения, привития им навыков
безопасного поведения в условиях современного
города спроектирована тематическая площадка
«Страна дорожных знаков», имитирующая часть
города с тротуарами, магистральными дорогами,
перекрестками. Площадка оборудована элементами
дорожного движения — дорожными знаками,
светофорами, транспортными средствами и т.д.
Пребывание в
коммуникативно-тренинговых зонах «Азбука
общения» и «Лабиринт эмоций» обеспечивает
развитие у детей коммуникативных навыков,
создает благоприятный психологический
микроклимат для общения детей с родителями,
взрослыми, друг с другом.
С целью реализации задач экологического
воспитания оборудована экологическая тропинка.
Для удобства проведения занятий, повышения их
познавательной и коррекционной ценности все
объекты объединены в мини-центры с учетом
видовой принадлежности, условий обитания,
требований ландшафтного дизайна (мини-центр «Дом
Боровичка» — отправной пункт экологической
тропинки, «Экзотика», «Сельский уголок»,
«Эко-дом», «Метеоплощадка», «Привал», «Бабушкино
подворье», «Поле», «Огород», «Уголок леса» и т.д.).
Работа в каждом тематическом центре
строится в игровой форме с привлечением знакомых
детям персонажей. К примеру, на занятия по ПДД
детей приглашает Светофорик, в изостудии детей
учит рисовать Карандаш, в «Городе мастеров» дети
превращаются в конструкторов, а студию по
ручному труду проводит сам Мастер Самоделкин.
Почитать интересные книги дети вместе с
воспитателем могут на «Поляне сказок», провести
наблюдения — в «Сельском уголке» или на
«Болоте», поухаживать за животными на
«Бабушкином подворье». Хозяин экологической
тропинки Боровичок приглашает ребят в уголок
леса, на рябиновую аллею, в вишневый садик или в
сиреневый сквер, на мини-огород или на луг и т.д.
Большое внимание при организации
работы в летний оздоровительный период в нашем
детском саду уделяется проектированию
территории в свете новых тенденций и требований
ландшафтного дизайна. Наряду с традиционно
используемыми на территории дошкольного
учреждения элементами (функциональные МАФы:
беседки, навесы, сад, мебель, заборы, арки и т.д.),
мы используем декоративно-функциональные
объекты: садовые скульптуры, металлоконструкции,
полифункциональные модульные элементы,
контейнеры, фонтаны. Продумывая, чем насытить
игровое пространство, мы стремились не столько к
тому, чтобы создать индивидуальный образ
территории нашего сада, сколько к тому, чтобы
ребенок здесь мог выплеснуть свою неуемную
энергию, развиваться физически, психически и
духовно.
Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». На сайте техцентра, расположенном по адресу http://www.volkswagen-kuntsevo.ru/shop/golf-plus, Вы узнаете все о новом Volkswagen Golf Plus: доступные комплектации и цены, базовые характеристики модели и многое другое. Техцентр «Кунцево» занимается не только продажей автомобилей марки Volkswagen, но также производит сервисное обслуживание, ремонт и ТО.
В.Д. ЕРМАКОВИЧ,
заведующая детским садом № 198,
г. Тольятти
|