Переселение литературных
персонажей в педагогическую реальность —
процесс закономерный и благодатный. Герой
начинает жить рядом с ребенком, вместе с ребенком
— в качестве игрушки, в виде участника
театрального спектакля или праздника, в виде
гостя, советчика и вопрошающего. Несмотря на
новые приключения и новые обстоятельства
«жизни», образ его, трансформируясь в деталях,
остается неизменно узнаваемым в главном. Выход
за пределы «родной» сказки — показатель
действительной удачи героя, его подлинной
«детскости» и психологической верности ребенку. |
Мастер Самоделкин
— умелый, сообразительный и в то же время
трогательный герой сказки Юрия Дружкова
«Приключения Карандаша и Самоделкина» — из
числа замечательно удачных героев. Дружковская
сказка была написана в шестидесятых — в эпоху
появления первых «умных» машин, первых роботов.
Самоделкин всем своим «прямоугольным» видом, с
винтиком вместо носа и вечным гаечным ключом, был
точь-в-точь робот. Его родство с техническим
миром угадывается в способности решить любую
техническую задачу. Но здесь он далеко обошел
поколение современных роботов, действующих
строго в соответствии своим программам. Образы
их демонстрируют не только достижения
технического прогресса, но и его ограниченность,
даже ущербность в области эмоциональной,
чувственной стороны жизни. |
Самоделкин же —
абсолютный человечек, чуждый механицизма в какой
бы то ни было степени — и в области поведения, и в
области чувств. Он по-человечески обаятелен, и
потому «педагогические» его возможности
достаточно велики. |