Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Людмила САМОХОДКИНА

В мире природы

Цикл психологических занятий для детей 5—6 лет

Детский сад № 13 «Теремок», г. Нижний Тагил, пос. Свободный

ВВЕДЕНИЕ

Цикл состоит из семи занятий.

На занятиях используется метод рисования, но не ставится цель «научить рисовать», а ставится цель «передать с помощью цвета, направления линий, силы мазка свое восприятие мира, передать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе».

На таких занятиях неправильных ответов не бывает. Бывает более подходящий или характерный для объекта или явления. Целесообразно использовать метод, предложенный Ш.Амонашвили, когда дети говорят педагогу на ухо или очень тихо, при этом каждый ребенок имеет возможность высказаться, не боится, что его ответ вызовет смех или осуждение у других детей, а главное в данных занятиях — это не мешает восприятию музыки.

Структура занятий:

1. Организационный момент (погружение в музыку и путешествие) — 2 минуты.
2. Прослушивание музыки — 3 минуты.
3. Игра-превращение (психогимнастика) — 5—7 минут.
4. Игра «Узнай на ощупь» — 5 минут.
5. Рисование (под музыку) — 10—12 минут.
6. Обсуждение (анализ рисунков, подведение итога занятия) — 4 минуты.

Общее время проведения занятия — 25—30 минут.

Предварительная работа: детей знакомят со сказочным персонажем — Бабой Ягой — доброй хранительницей леса, оберегающей и защищающей обитателей леса.

Оборудование:

1. 16 карточек размером 20 x 20 см с использованием различных природных материалов:

— камни острые и округлые разной величины;
— листья разного цвета и формы;
— ветки разной толщины;
— семена разных растений;
— перья разных птиц;
— кора различных деревьев;
— песок морской и речной.

Содержание карточек:

№ 1 — с камушками острыми мелкими — «дождик».
№ 2 — с камушками округлыми средней величины — «волны».
№ 3 — с листочками в форме бабочек и птички.
№ 4 — с листочками в форме цветка и лица.
№ 5 — с ракушками в форме смешной рожицы.
№ 6 — с ракушками в форме растений.
№ 7 — с морским песком в форме завитков.
№ 8 — с речным песком в форме тумана на реке.
№ 9 — с семенами арбуза и дыни в форме капелек дождя.
№ 10 — с семенами ясеня и клена в форме растений.
№ 11 — с тонкими ветками в форме инструментов.
№ 12 — с ветками средней толщины в форме незавершенных образов.
№ 13 — с корой в форме незавершенных образов.
№ 14 — с корой в форме животного.
№ 15 — с пухом в форме цветов.
№ 16 — с перьями в форме птицы.

2. Музыкальные записи: ручеек, море, ветер, дождь, лес (серия «Звуки природы», «Одинокий пастух», серия RELAX на CD — музыка для релаксации).

3. Для рисования: альбомы, краски, кисти (№ 5), палитра, салфетки, подставки под кисти, ножницы (для шестого занятия «Облака»).

Карточки с использованием различных природных материалов не только обогащают тактильный опыт детей, но и благодаря композиционному размещению объектов на карточках развивают воображение. Количество используемых карточек с каждым занятием увеличивается, и с каждым разом педагог стремится побуждать детей к фантазированию и придумыванию других объектов в зависимости от темы занятия, но отталкиваясь от тех же карточек.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие I. Тема «РУЧЕЕК»

1. Организационный момент

Приходит Баба Яга и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.

2. Прослушивание музыки

Баба Яга (после прослушивания): «Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?»

Примерные ответы детей: льется вода, поют птицы, квакают лягушки, стрекочет кузнечик, брызги...

«Мы оказались у лесного ручейка (опять включается музыка). Какой ручеек: быстрый или спокойный, шумный или тихий, слабый или сильный, добрый или сердитый?»

3. Игра-превращение (под музыку)

Баба Яга: «Я превращаю вас...»

— в текущую воду ручейка;
— в камушки на дне ручейка;
— в травинки и цветы, плывущие по воде;
— в рыбок, плещущихся в воде (во время превращения разложить рыбок между детьми на полу);
— в то, что увидел ручеек, протекая по лесной полянке (растения, животные, насекомые — по желанию детей);
— в детей (садятся за столы).

4. Игра «Угадай на ощупь»

Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками:

  • с камушками острыми мелкими — «дождик» (№ 1);

  • с листочками в форме бабочек и птички (№ 3).

Предлагаю детям, сидящим в первом ряду, приложить под платочком ладошку к карточке № 1 и определить на ощупь:

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» Дети отвечают: «Камушки».

Открываю карточку, показываю камушки, предлагаю детям, сидящим во втором ряду, проверить ощущения детей первого ряда.

«На что это похоже?»

Предлагаю детям, сидящим во втором ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 3 и определить на ощупь:

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» Дети отвечают: «Листочки».

Открываю карточку, показываю камушки, предлагаю детям в первом ряду проверить ощущения второго ряда и пофантазировать:

«На что это похоже?»

5. Рисование

Баба Яга: «Мы рассмотрели камушки, которые лежат на дне, а теперь закроем глаза (включается музыка) и превратимся в ручеек, который бежит по камушкам, смотрит по сторонам, встречает разных обитателей. Представьте, кого или что увидел ваш ручеек, какой он?.. Теперь открываем глаза, набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили».
Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому по очереди, и ребенок очень тихо рассказывает, что он представил и что хочет изобразить.

6. Обсуждение

После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по два контрастных (выбранных педагогом) рисунка и определить, в зависимости от тематики:

— Какое настроение ручейка изобразили Света и Саша?
— Кого встретил ручеек у Димы и Кати?
— Чей ручеек быстрее — у Миши или у Даши? и т.п.

Дети становятся в круг, начинает звучать музыка, педагог спрашивает: «Каким вы услышали лесной ручеек?» Дети: «Спокойным, добрым, веселым...» — «Я предлагаю подарить друг другу добрые, спокойные улыбки».

«Когда проснемся — улыбнемся, улыбнемся маме, улыбнемся солнышку и травке, улыбнемся всем!» — последние два слова повторяем хором.

Занятие II. Тема «МОРЕ»

1. Организационный момент

Приходит Баба Яга и приглашает детей в путешествие. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.

2. Прослушивание музыки

Баба Яга (после прослушивания): «Что вы услышали?»

Примерные ответы детей: льется вода, кричат птицы, брызги...

«Куда мы попали? Мы оказались на морском берегу (опять включается музыка), мы слышали крик чаек, песни дельфинов, шум набегающей на берег волны, брызги от удара волны о берег. Какое море: быстрое или спокойное, шумное или тихое, слабое или сильное, доброе или сердитое?...»

3. Игра-превращение (под музыку)

«Я превращаю вас...»

— в быструю волну, бегущую к берегу и ударяющуюся со всей силы о берег;
— в маленькие песчинки и ракушки, лежащие на берегу, которые качают волны;
— в маленькие лодочки и большие корабли, плывущие по спокойному морю или попавшие в шторм;
— в добрых дельфинов, играющих в воде;
— в сердитых голодных акул иди добрых медуз (по желанию детей);
— в детей (садятся за столы).

4. Игра «Угадай на ощупь»

Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками:

  • с камушками округлыми средней величины — «волны» (№ 2);

  • с листочками в форме цветка и лица (№ 4);

  • с ракушками в форме смешной рожицы (№ 5);

  • с морским песком в форме завитков (№ 7).

Предлагаю детям, сидящим в первом ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 5, а детям второго ряда — к карточке № 6 и определить на ощупь:

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» Дети отвечают: «Ракушки».

Открываю карточку, показываю ракушки, предлагаю проверить ощущения детей и пофантазировать:

«На что это похоже?»

Предлагаю детям, сидящим во втором ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 7 и определить:

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» Дети отвечают: «Песок».

Открываю карточку, показываю песок, предлагаю проверить ощущения детей и пофантазировать.

Предлагаю приложить ладошку двум любым детям к карточкам № 2 и № 4 и определить, что это. — Камушки, листья.

Выставляю на наборное полотно все карточки: «Если мы на морском берегу, то что это?» — Дети придумывают.

5. Рисование

Баба Яга: «А теперь закроем глаза (включается музыка) и вслушаемся в музыку. Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, о чем рассказывает музыка».

Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому по очереди, и ребенок очень тихо рассказывает, что он представил и что хочет изобразить.

6. Обсуждение

После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по два контрастных (указанных педагогом) рисунка и определить, в зависимости от тематики:

— Какое настроение изобразили Света и Саша?
— Кого встретили Дима и Катя на берегу?
— У кого день пасмурный, а у кого солнечный, у Миши или у Даши?
— У кого шторм сильнее?
— В каком теплом море мы купались бы с удовольствием? и т.п.

Дети становятся в круг, звучит музыка. Педагог: «Каким вы услышали море?» — «Бурлящим, шумным, сильным, сердитым...» — «А от чего люди бывают сердитыми? (Дети приводят примеры.) Я предлагаю показать с помощью мимики, какими сердитыми бываете вы. А теперь снимите ваше сердитое настроение (дети изображают, как снимают комбинезон с головы до ног) и положите его на самую верхнюю полку, чтобы его никто не достал (подпрыгивают и кладут).

Занятие III. Тема «ДОЖДЬ»

1. Организационный момент

Приходит Баба Яга и приглашает детей в лес. Вокруг ковра стоят стулья. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.

2. Прослушивание музыки

Баба Яга (после прослушивания): «Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?»

Примерные ответы детей: льется вода, шумит ветер, гром, брызги, идет дождь...

«Мы оказались в лесу во время дождя (опять включается музыка). Скорее бежим, спрячемся от дождя. Куда вы спрятались?»

Примерные ответы детей: в дупло, под деревом, под кустом, в норе у лисы, зайца и т.д.

«Какой дождь: слабый или сильный, добрый или сердитый, веселый или грустный, шумный или тихий?»

3. Игра-превращение (под музыку)

«Я превращаю вас...»

— в дождинки, падающие с неба;
— в текущую воду дождя;
— в смелый, сильный гром;
— в мокрые травинки и цветы, плачущие от дождя;
— в животных, насекомых, прячущихся от дождя, замерзших, испугавшихся грома (по желанию детей);
— в веселых, смелых детей, шлепающих под дождем;
— прибежали домой, высушились (садятся за столы).

4. Игра «Угадай на ощупь»

Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками:

  • с семенами в форме луж (облаков) (№ 9);

  • с семенами в форме растений (№ 10);

  • с камушками острыми мелкими — «дождик» (№ 1);

  • с речным песком в форме тумана на реке (№ 8).

Предлагаю детям, сидящим в первом ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 9 и определить на ощупь

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — Дети отвечают.

Открываю карточку, показываю семена, предлагаю проверить ощущения детей первого ряда второму ряду.

«На что это похоже?»

Предлагаю детям, сидящим во втором ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 10 и определить на ощупь

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — Дети отвечают.

Открываю карточку, показываю семена, предлагаю проверить ощущения детей второго ряда первому и пофантазировать:

«На что это похоже?»

Предлагаю приложить ладошку двум любым детям к карточкам № 1 и № 8 и определить, что это. — Камушки, песок.

Выставляю на наборное полотно все карточки: «Если мы в лесу под дождем, то что это?» — Дети придумывают.

5. Рисование (под музыку)

Баба Яга: «Представьте теплый летний день, светит солнышко, идет дождь. Какое настроение у такого дождика? Каким бывает осенний дождь? (Холодный, срывающий листья с деревьев.) Каким бывает зимний дождь? (Колючий снег, метель.) Каким бывает весенний дождь? (Спокойный, веселый, цветочный.) Закройте глаза, представьте свой дождик… Открываем глаза (дети не отвечают, а сразу начинают рисовать), набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили».

Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому по очереди, и ребенок очень тихо рассказывает, что он представил и что хочет изобразить.

6. Обсуждение

После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по два контрастных рисунка и определить, в зависимости от тематики:

— Какое настроение дождика изобразили Света и Саша?
— Кого встретил дождик у Димы и Кати?
— Какой дождик у Миши и Даши? и т.п.

Дети становятся в круг, звучит музыка. Педагог: «У людей, как и у дождика, может быть разное настроение. И если у мамы или папы, или у друга плохое настроение, что нужно сделать или сказать?» Дети отвечают. «Я предлагаю поделиться друг с другом доброй улыбкой», — передаем друг другу из рук в руки воображаемую улыбку.

«Если поссорились с другом мы — помиримся?» Дети: «Помиримся». «Если грустно маме — улыбнемся?» — «Улыбнемся». — «Если весело нам — рассмеемся?» — «Рассмеемся». — «А как?» — «Вот так!» (весело хохочут).

Занятие IV. Тема «ВЕТЕР»

1. Организационный момент

Приходит Баба Яга и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.

2. Прослушивание музыки

Баба Яга: «Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?»

Примерные ответы детей: шум то тише, то громче, дождь, скрип...

«Мы оказались на лесной полянке (опять включается музыка), мы видим, что деревья качаются, цветы и трава наклонились к земле. Что происходит? — Ветер! (Музыка стихает.) Какой ветер: быстрый или спокойный, шумный или тихий, слабый или сильный, добрый или сердитый?»

3. Игра-превращение (под музыку)

«Я превращаю вас...

— в слабый веселый летний ветерок, который улыбается цветам и травам, щекочет ребятам носики;
— в сильный северный холодный ветер;
— в детей, которые замерзли на ветру;
— в тоненькие деревца, качающиеся на ветру;
(музыка затихает)
— в могучие дубы, которые не может склонить ветер (педагог проходит к каждому ребенку и пытается сдвинуть его с места, дети стоят не шевелясь, очень уверенно), — молодцы, не смог вас победить ветер!
— в детей (садятся за столы).

4. Игра «Угадай на ощупь»

Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками:

  • с листочками в форме бабочек и птички (№ 3);

  • с морским песком в форме завитков (№ 7);

  • с тонкими ветками в форме инструментов (№ 11);

  • с ветками средней толщины в форме незавершенных образов (№ 12).

Предлагаю детям, сидящим в первом ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 11 и определить на ощупь

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — «Веточки».

Открываю карточку, показываю ветки, предлагаю проверить ощущения детей первого ряда второму ряду.

«На что это похоже?»

Предлагаю детям, сидящим во втором ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 12 и определить на ощупь

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — «Ветки».

Открываю карточку, показываю ветки, предлагаю проверить ощущения детей второго ряда первому и пофантазировать:

«На что это похоже?»

Предлагаю приложить ладошку двум любым детям к карточкам № 3 и № 7 и определить «Что это?» — листья, песок.

Выставляю на наборное полотно все карточки: «Что это? Что унес ветер?» — Дети придумывают.

5. Рисование (под музыку)

Баба Яга: «Каким может быть ветер? (Задача — побуждать детей самих рассказывать и обосновывать свои ответы, используя слова, выражающие настроение, описание.) Теперь мы закрываем глаза и превращаемся в ветер. (Пауза.) Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили».

Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому по очереди, и ребенок очень тихо рассказывает, что он представил и что хочет изобразить.

6. Обсуждение

Дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по два контрастных рисунка и определить, в зависимости от тематики:

— Какое настроение ветра изобразили Света и Саша?
— Кого встретил ветерок у Димы и Кати?
— Чей ветер быстрее — у Миши или у Даши?
— У кого ветер теплый, а у кого холодный? и т.п.

Дети становятся в круг, звучит музыка. Педагог: «Какой вы услышали ветер?» — «Сильный, сердитый, холодный...» (Берутся за руки.) — «Но мы смогли устоять?» — «Да!» — «Значит, мы сильные?» — «Да!» — «Смелые?» — «Да!» — «Добрые?» — «Да!»

Занятие V. Тема «ЛЕС»

Примечание: в данном занятии можно использовать ароматические масла.

1. Организационный момент

Приходит Баба Яга и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.

2. Прослушивание музыки

Баба Яга: «Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?»

Примерные ответы детей: жужжит пчела, поют птицы, стрекочет кузнечик...

«Хорошо сидеть на траве, вдыхать запах лесных цветов (опять включается музыка). Какой день: пасмурный или солнечный, ветреный или безветренный, веселый или грустный?» Дети отвечают.

3. Игра-превращение (под музыку)

Баба Яга: «Я превращаю вас...»

— в насекомых, кружащих над цветами, сели на цветок и едят сладкий нектар (педагог спрашивает, в какое насекомое кто превратился);
— в птиц, перелетающих с дерева на дерево, греющихся в теплых лучах солнышка;
— в травинки, деревья и цветы, расправляющие свои листочки (педагог спрашивает, в какое растение кто превратился);
— в маленькое семечко, лежащее в земле (дети повторяют движения за педагогом: присаживаются, обхватывают колени руками); но вот прошел дождик, выглянуло солнышко, и из семечка появляется маленький, слабый росток, тянется к свету — растет (медленно поднимаются, поднимают руки вверх, вытягиваются); появился бутон (руки вверху округляются) и распускается прекрасный цветок (руки раскрываются в стороны, дети улыбаются); понюхаем носиками (медленный глубокий вдох) — ах (на выдохе), какой запах!.. (упражнение можно повторить еще раз);
— в детей (садятся за столы).

4. Игра «Угадай на ощупь»

Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками:

  • с листочками в форме цветка и лица (№ 4);

  • с семенами ясеня и клена в форме растений (№ 10);

  • с тонкими ветками в форме инструментов (№ 11);

  • с корой в форме незавершенных образов (№ 13);

  • с корой в форме животного (№ 14).

Предлагаю детям, сидящим в первом ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 13 и определить на ощупь:

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — Дети отвечают (редко): «Кора».

Открываю карточку, показываю кору, предлагаю проверить ощущения детей первого ряда второму ряду.

«На что это похоже?»

Предлагаю детям, сидящим во втором ряду, приложить ладошку под платочком к карточке № 14 и определить на ощупь:

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — Дети отвечают: «Кора».

Открываю карточку, показываю кору, предлагаю проверить ощущения детей второго ряда первому и пофантазировать:

«На что это похоже?»

Предлагаю трем любым детям приложить ладошку к 4-й, 10-й и 11-й карточкам и определить, что это. — Листья, семена, ветки.

Выставляю на наборное полотно все карточки: «Если мы в лесу, то что это?» — Дети придумывают.

5. Рисование (под музыку)

Баба Яга: «Мы оказались на лесной полянке. Теперь закроем глаза (включается музыка). Представьте, кого или что вы увидели? Что услышали в лесу? О чем хотите рассказать?.. Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили».

Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому по очереди, и ребенок очень тихо рассказывает, что он представил и что хочет изобразить.

6. Обсуждение

Дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Педагог предлагает сравнить по два контрастных рисунка и определить, в зависимости от тематики:

— Какое настроение изобразили Света и Саша?
— Кого встретили в лесу Денис и Ксюша?
— Кто изобразил весну, Мила или Данил? и т.п.

Дети становятся в круг, звучит музыка. Педагог: «Каким вы услышали лес?» — «Спокойным, добрым, веселым...» — «Как мы должны вести себя в лесу?» — «Беречь лес!» — «Баба Яга очень рада, что вы любите и будете помогать ей охранять лес. А сейчас она говорит вам до свидания!»

Занятие VI. Тема «ОБЛАКА»

1. Организационный момент

Приходит Баба Яга и приглашает детей в путешествие. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка (во время прослушивания педагог раскладывает между детьми облака разной формы).

2. Прослушивание музыки

Баба Яга: «Мы оказались в небе. Выберите себе облако, на котором вы полетите. На что оно похоже? (Дети по очереди говорят, на что похожи их облака.) Чтобы взлететь, надо повернуться вокруг себя и подпрыгнуть! (Включается музыка, дети произвольно двигаются в такт музыке.) Мы летим над своим домом, над лугом, лесом, полем, над рекой... Опускаемся на землю (музыка выключается), кладем облака на столы и садимся в круг».

3. Игра-превращение (под музыку)

— Представьте, что у вас в руках легкое, пушистое облако, маленькое или большое (имитация движений игры с мячом).
— А теперь тяжелое облако, сердитое дождевое, но вот пошел дождик и облако становится легким и улетает в небо.
— Сядем ровно, закроем глаза и почувствуем, как на нас опускается теплое, светлое, пушистое облако. Мы вдыхаем его теплоту и становимся здоровее и добрее.
— Какого цвета было это облако? — Дети отвечают.

4. Игра «Угадай на ощупь»

Дети сидят на стульях там же, где проводилась игра, или на ковре по кругу. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками:

  • с ракушками в форме смешной рожицы (№ 5);

  • с морским песком в форме завитков (№ 7);

  • с пухом в форме цветов (№ 15);

  • с перьями в форме птицы (№ 16).

Предлагаю приложить ладошку детям под платочком к 15-й и 16-й карточке и определить на ощупь:

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — Дети отвечают: «Перья».

Открываю карточку, показываю перья и пух, предлагаю проверить ощущения.

«На что это похоже?»

Предлагаю двум детям приложить ладошку под платочком к 5-й и 7-й карточке и определить на ощупь

«Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?»

«Что это?» — Дети отвечают: «ракушки», «песок».

Открываю карточки, показываю, предлагаю пофантазировать:

«На что это похоже?»

5. Рисование (методом топонимии)

Баба Яга: «А теперь закроем глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим над своим домом, над лугом, лесом, полем, над рекой... Что увидело ваше облако? Открываем глаза, набираем краску и попробуем отгадать, что увидело ваше облако».

Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому по очереди, и ребенок очень тихо рассказывает, что он представил и что хочет изобразить, дорисовывая полученные образы.

После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:

— Какое настроение облака изобразили Света и Саша?
— Кого встретило облачко у Димы и Кати?
— Чье облако увидело лето, а чье зиму, Миши или Даши? и т.п.

Дети становятся или садятся в круг. Педагог: «Закроем глаза и почувствуем, как на нас опускается теплое, светлое, пушистое облако. Мы вдыхаем его теплоту и становимся здоровее и добрее».

Занятие VII. ОБОБЩАЮЩЕЕ

1. Организационный момент

Приходит Баба Яга и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.

2. Прослушивание музыки

После прослушивания каждого отрывка Баба Яга спрашивает: «Где мы оказались?» — и дети отгадывают по ранее услышанным отрывкам.

3. Игра-превращение (под музыку)

«Я превращаю вас...»

— Таню, Катю, Славу — в могучие деревья, Федю, Милу — в цветы, остальных — в спокойный ручеек, текущий между деревьями и цветами;

— Дашу, Мишу и Карину — в высокие скалы на берегу, а остальных — в волны, бегущие к берегу и разбивающиеся о скалы;

— в котят и щенят (половину детей), которые остались в дождь на улице, а других — в добрых детей, которые пожалели намокших зверят и согрели их (другая половина детей выбирает себе одного питомца и жалеет его); этюд повторяется со сменой ролей;

— в могучие дубы (одну половину) и сильный ветер (другую половину), который хочет сломать дубы (дети бегают между дубами, задевая их ветки-руки); этюд повторяется со сменой ролей;

— в пушистые, легкие облака, разлетающиеся по своим домикам (дети садятся на стулья за столы, расставленные по кругу вокруг стола педагога, на столах лежат карточки под платочками).

4. Игра «Угадай на ощупь»

Дети сидят за столами. Перед детьми лежат карточки, накрытые платочками:

  • с камушками острыми мелкими — «дождик» (№ 1);

  • с камушками округлыми средней величины — «волны» (№ 2);

  • с листочками в форме бабочек и птички (№ 3);

  • с листочками в форме цветка и лица (№ 4);

  • с ракушками в форме смешной рожицы (№ 5);

  • с ракушками в форме растений (№ 6);

  • с морским песком в форме завитков (№ 7);

  • с речным песком в форме тумана на реке (№ 8);

  • с семенами арбуза и дыни в форме капелек дождя (№ 9);

  • с семенами ясеня и клена в форме растений (№ 10);

  • с тонкими ветками в форме инструментов (№ 11);

  • с ветками средней толщины в форме незавершенных образов (№ 12);

  • с корой в форме незавершенных образов (№ 13);

  • с корой в форме животного (№ 14);

  • с пухом в форме цветов (№ 15);

  • с перьями в форме птицы (№ 16).

Предлагаю приложить детям ладошку под платочком к карточке и определить на ощупь:

«Что это?» — Дети отвечают по очереди и открывают карточку для проверки.

Выставляю все карточки на наборное полотно. «Рассмотрите карточки и скажите: какая карточка больше всего похожа на ручеек? Дождь? Ветер? Море? Лес? Облака?»

5. Рисование

Баба Яга: «Мы много путешествовали, а теперь закроем глаза (включается музыка) и вспомним, что вам больше всего понравилось... Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили».

Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому по очереди, и ребенок очень тихо рассказывает, что он представил и что хочет изобразить.

6. Обсуждение

После рисования дети рассказывают Бабе Яге, что им понравилось больше всего.

Дети становятся в круг, Баба Яга благодарит детей за бережное отношение к лесу и его обитателям и дарит всем эмблему «Помощник Бабы Яги».

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru