Критерий образовательной услуги
Отказ государственной власти выделять
детским садам даже минимальные средства из
федерального бюджета в виде субвенций
мотивирован необязательностью дошкольного
образования и невозможностью вычленить в чистом
виде образовательную услугу из всего спектра
услуг, оказываемых дошкольным учреждением.
Согласно же позиции реформаторов, Конституция
гарантирует детям бесплатное образование, но не
бесплатные социальные услуги.
Одна из важнейших задач на сегодняшний
день — это поиск критерия для оценки
образовательной услуги детского сада. Найденный
критерий позволил бы защищать позиции
дошкольного образования в правовом поле и
расширить разнообразие групп кратковременного
пребывания. Задача эта непростая и не может быть
решена по принципу: образовательная услуга — это
время, в течение которого маленький ребенок
может не есть.
Критерий, выработанный аналогично
школьному, тоже не годится.
Стоимость образовательных услуг школы
подсчитывается из расчета учебных часов,
необходимых ребенку для овладения базовой
образовательной программой. Но образовательная
услуга детского сада, кроме организованных
занятий, обязательно должна включать в себя
время игрового общения детей, необходимое для их
полноценного развития. И здесь свое слово должны
сказать не только управленцы и экономисты, но и
психологи.
Как сделать детский сад дешевым?
Однако даже найденный критерий
образовательной услуги и расширение сети групп
кратковременного пребывания не решит проблемы
работающих родителей.
Наблюдающийся в последнее время рост количества
неполных семей, сокращение денежного пособия на
ребенка, потребность матерей совсем маленьких
детей искать работу создают острый спрос на
детские сады, где обеспечение образования и
развития детей тесно переплетены с социальными
услугами по уходу за ребенком.
Но именно категории малообеспеченных семей или
семей с достатком на грани прожиточного минимума
могут лишиться возможности отдавать своего
малыша в детский сад: это будет для них слишком
дорогим удовольствием.
Поэтому еще более важной задачей становится
поиск путей снижения стоимости содержания
ребенка в детском саду.
Ищем партнеров в лице предприятий
Один из путей связан с привлечением
крупных промышленных предприятий к
финансированию содержания детей своих
сотрудников в детских садах.
Возврат к системе ведомственных садов сейчас
маловероятен. Но ее новые аналоги можно
попытаться создать.
«Я думаю, — рассуждает Валентина Маркушева,
заместитель главы администрации по образованию
и социальным вопросам г. Боровичи Новгородской
области, — имеет смысл закрепить за некоторыми
предприятиями детские сады — на правах
«шефства» — и предоставить им преимущественное
право отдавать туда своих малышей. У нас в городе,
например, есть успешно развивающееся
предприятие «Боровичи-мебель». Там много молодых
рабочих, имеющих маленьких детей».
Речь может идти не только о шефстве завода или
фабрики над конкретным детским садом (что,
конечно, было бы хорошо для садика), но и о
специальных дотациях, выделяемых предприятием
для оплаты содержания ребенка своего сотрудника
в любом детском саду (что могло бы решить
проблемы родителей). В этом случае выбор формы
участия в финансировании дошкольного
образования за предприятиями, и чем больше таких
форм будет предложено, тем лучше.
Новый выход — мини-группы
Другой путь представляется совершенно
инновационным и имеет аналоги разве что за
рубежом, где развита сеть маленьких домашних
детских садиков. Домашние (или квартирные)
детские сады в том или ином виде возникали в
нашей стране в начале перестройки, но имели
статус частных учреждений и потому довольно
быстро разорились, не выдержав конкуренции и
налогового бремени.
Однако опыт домашних детских садов мог бы
пригодиться для создания сети мини-садиков —
спутников, организованных по тому же принципу,
что и патронатное воспитание детей при детских
домах.
Патронат — форма воспитания сирот, вынесенная за
рамки детского дома. В этом случае детдомовские
дети живут не под крышей казенного учреждения, а
в семьях воспитателей, официально являющихся
сотрудниками детского дома и получающих
зарплату, но несущих ответственность только за
проживающих с ними детей.
По аналогии с патронатными группами, возможно
создание при больших садах маленьких
групп-спутников на 3—4 ребенка, которых родители
приводят на квартиру к педагогу (или к одному из
детей). Проблемы организации питания и сна детей
здесь решаются родителями за счет дежурства и
домашних заготовок.
В группах-спутниках вполне может
реализовываться образовательная программа,
принятая детским садом, к которому эти группы
официально относятся. Два-три раза в неделю
возможен «выход» мини-групп под руководством
воспитателя на музыкальные и физкультурные
занятия в большое здание, имеющее залы и
специалистов.
Создание системы домашних мини-групп позволило
бы сильно снизить расходы на содержание ребенка:
ведь в этом случае не требуется оплачивать
расходы, связанные с функционированием
огромного здания, пищеблока, медкабинета,
технического персонала, спален. Это и способ
создать дополнительные рабочие места для
педагогов.
Удорожание услуг традиционного детского сада
неизбежно сделает актуальным институт нянь, если
последний окажется более дешевым.
Гораздо лучше, если место нянь займут
квалифицированные педагоги, получающие зарплату
от детского сада и способные выполнять
образовательные функции.
К тому же мини-группы предоставляют детям
гораздо больше возможностей для развития
игровой деятельности, чем переполненные группы
обычных садов.
У возможных квартирных групп, конечно, есть свои
недостатки. В первую очередь они связаны с
возможной болезнью воспитателя или кого-то из
домашних, делающей помещение нефункциональным.
Страховой вариант должен быть предусмотрен.
Сон в инновационном режиме
Существуют частные варианты решения
проблемы, как сделать детский сад более дешевым.
Например, изменение отношения к организации сна.
Организация сна (кровати, спальные
принадлежности, стирка и глажка белья, его
хранение) — вторая затратная статья после
расходов на питание. В американских детских
садах этот вопрос решается более чем просто.
Специальные спальные комнаты отсутствуют, как
отсутствуют кровати и постельные
принадлежности. Каждый малыш имеет легкий
матрасик, который в нужный момент расстилается
на ковре. Дети отдыхают, не раздеваясь. С точки
зрения ортопедии это вполне «физиологичный»
вариант: лежать на жестком и без подушки полезно.
В северных условиях, возможно, не обойтись без
одеял. Важно также, чтобы в комнате был
нормальный тепловой режим, без сквозняков, и
достаточно толстый ковер.
Картина «бескроватного» сна, возможно, и
покоробит — настолько она непривычна. «Но что
здесь неприятного? — возражает Галина Богданова,
начальник Управления образования Парфинского
района Новгородской области. — Это вопрос нашего
психологического восприятия — не более того.
Такая организация сна опробована на тысячах
американских детей. Достаточно вспомнить: чем
выше лежишь, тем больнее падать. Это поможет
изменить установку».
Через перевал под названием «СанПиН»
Любые новые формы поначалу отпугивают,
ведь за ними отсутствует традиция. Но именно это
и характеризует инновацию.
Помимо всего прочего, инновационные формы
встречают трудности в виде отсутствия
разработанной нормативной базы и непреодолимых
требований СанПиНа.
Но либо ищутся пути преодоления этих трудностей,
либо детские сады теряют контингент и статус
образовательного учреждения.
При желании выжить одолевают даже перевал
СанПиНа.
Марина АРОМШТАМ
Внимание!
Редакция просит своих читателей сообщать обо
всех экспериментах по выходу из кризиса. Эта
информация будет сразу передаваться на
рассмотрение в экспертный совет федеральных
экспериментальных площадок Института
образовательной политики «Эврика» и
публиковаться на страницах газеты.
|