Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

Чиновники и пустота

Мы и наши чиновники живем как бы в параллельных мирах, которые нигде не пересекаются.

Такое социальное устройство, с одной стороны, власти удобно: чиновники совершенно независимы от тех, кем они управляют. Но чиновники от этого страдают. Ведь им хочется ощутить себя нужными, полезными. Отсюда постоянные «творческие инициативы», особенно частые в образовании.

Однако раз уж одно (общество) отделено от другого (власти), то не только общество на власть не может влиять, но и наоборот — власть на общество. Сколько было реформ — а школа наша совсем не изменилась. С одной стороны, люди у нас внешне покорные, послушные; с другой стороны, они великолепно владеют искусством тихого саботажа, никогда не принимают внутренне ни одной «спущенной сверху» реформы — и они одна за другой тихо проваливаются.

Не сомневаюсь, что так же будет и с обучением детей с 5 лет.

Министр образования и науки А.Фурсенко боится, что у «будущих школьников» по приходе в первый класс возникнут «чувство унижения», «стрессы и комплексы», т.к. у них неравные «стартовые возможности». И чтобы их «выровнять», нужно начинать обработку детей с 5 лет.

Что такое стартовые возможности? Видимо, это личностные особенности детей, их интеллектуальное развитие, их способности, здоровье и т.д.: у разных детей они разные.

Если было бы возможно всех детей «уравнять», они вряд ли остались бы полноценными людьми, нуждающимися в образовании. Образование нужно только человеку, а не роботу.

Кроме того, «стрессы, комплексы и унижения» при поступлении в первый класс у детей бывают не всегда. Есть такие учителя начальных классов — и я их знаю множество, — у которых подобное невозможно. Они умеют работать с разными детьми так, чтобы ни у кого из них не возникало «комплексов».

Правда, научились этому учителя сами: этому нигде не учат.

Но заметить эту проблему министерству неудобно: для ее решения нужны не новые проекты и инициативы, а элементарный управленческий профессионализм — только где ж его взять?

Вот и возникает желание «выровнять стартовые возможности детей из разных социальных групп и слоев населения». Интересно, как же это сделать, если доход родителей Пети 30 000 долларов в месяц и у него дома нет разве что птичьего молока, а доход родителей Васи — 3000 рублей в месяц и даже еды иногда нет?

Видимо, творчество в пустом пространстве, где обитают наши чиновники, невозможно: все-таки, чтобы творить и реформировать, нужно быть хоть как-то связанным с реальностью.

Вадим СЛУЦКИЙ,
педагог, г. Петрозаводск

 

Рейтинг@Mail.ru