Чиновники и пустота
Мы и наши чиновники живем как бы в
параллельных мирах, которые нигде не
пересекаются.
Такое социальное устройство, с одной
стороны, власти удобно: чиновники совершенно
независимы от тех, кем они управляют. Но
чиновники от этого страдают. Ведь им хочется
ощутить себя нужными, полезными. Отсюда
постоянные «творческие инициативы», особенно
частые в образовании.
Однако раз уж одно (общество) отделено
от другого (власти), то не только общество на
власть не может влиять, но и наоборот — власть на
общество. Сколько было реформ — а школа наша
совсем не изменилась. С одной стороны, люди у нас
внешне покорные, послушные; с другой стороны, они
великолепно владеют искусством тихого саботажа,
никогда не принимают внутренне ни одной
«спущенной сверху» реформы — и они одна за
другой тихо проваливаются.
Не сомневаюсь, что так же будет и с
обучением детей с 5 лет.
Министр образования и науки А.Фурсенко
боится, что у «будущих школьников» по приходе в
первый класс возникнут «чувство унижения»,
«стрессы и комплексы», т.к. у них неравные
«стартовые возможности». И чтобы их «выровнять»,
нужно начинать обработку детей с 5 лет.
Что такое стартовые возможности?
Видимо, это личностные особенности детей, их
интеллектуальное развитие, их способности,
здоровье и т.д.: у разных детей они разные.
Если было бы возможно всех детей
«уравнять», они вряд ли остались бы полноценными
людьми, нуждающимися в образовании. Образование
нужно только человеку, а не роботу.
Кроме того, «стрессы, комплексы и
унижения» при поступлении в первый класс у детей
бывают не всегда. Есть такие учителя начальных
классов — и я их знаю множество, — у которых
подобное невозможно. Они умеют работать с
разными детьми так, чтобы ни у кого из них не
возникало «комплексов».
Правда, научились этому учителя сами:
этому нигде не учат.
Но заметить эту проблему министерству
неудобно: для ее решения нужны не новые проекты и
инициативы, а элементарный управленческий
профессионализм — только где ж его взять?
Вот и возникает желание «выровнять
стартовые возможности детей из разных
социальных групп и слоев населения». Интересно,
как же это сделать, если доход родителей Пети 30 000
долларов в месяц и у него дома нет разве что
птичьего молока, а доход родителей Васи — 3000
рублей в месяц и даже еды иногда нет?
Видимо, творчество в пустом
пространстве, где обитают наши чиновники,
невозможно: все-таки, чтобы творить и
реформировать, нужно быть хоть как-то связанным с
реальностью.
Вадим СЛУЦКИЙ,
педагог, г. Петрозаводск
|