Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2005

РАЗНЫЕ ДЕТИ

Мы тоже ходим в детский сад

Эти короткие выдержки — строки из маленькой книжечки откровений, написанных родителями больных детей. Дети не просто больны. За каждым — страшный диагноз, непоправимо искажающий жизнь и ребенка, и его родителей, погружающий семью в горестное и непреодолимое одиночество.

«Я благодарна нашему городу за то, что у нас есть Центр социальной помощи семье и детям. Моей девочке здесь хорошо. Она научилась общаться со взрослыми, с другими детьми. Хорошо, что она попала в круг таких же детей: ведь я не могу дать ей того, что дают здесь, — общение с детьми».

Рождение ребенка — даже здорового — всегда испытание семьи на прочность. Одним он дает импульс к развитию, других раскалывает на две неравные части. Дети с глубокой инвалидностью редко растут в полной семье. Одинокие матери, пережившие двойное горе — инвалидность малыша и уход мужа, испытывают еще и материальные трудности, так как не могут оставлять беспомощного ребенка одного и полноценно работать.

Случается, что не выдерживают и матери, и тогда ребенка отправляют в интернат. Детская жизнь в этих заведениях описанию не поддается: не хватит черной краски и эмоциональной выдержки.

Вот для этих детей и их родителей в Центре социальной помощи семье и детям г. Боровичи было открыто специальное отделение*. Елена Писарева, основатель и директор Центра, назвала его «отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями». Название непоэтическое, почти неподъемное — как та работа, что здесь ведется. Цель — не вылечить ребенка. Это невозможно. Возможно облегчить его состояние, научить общаться, помочь более или менее успешно адаптироваться к социуму. Деятельность сотрудников отделения условно подразделена на три взаимосвязанных блока: медико-социальная реабилитация с помощью медикаментов и физиотерапии, психолого-педагогическая реабилитация, включающая коррекционную работу по индивидуальному плану для каждого малыша, и социальная реабилитация. Последний блок подразумевает не только непосредственную работу с ребенком, но и социально-психологическую помощь семье — от формирования продуктовых заказов до коммуникативных тренингов.

«Первое место, где наш Сереженька стал общаться с детьми и с другими, кроме нас, взрослыми, был Центр социальной помощи семье и детям. Он очень любит сюда ходить, здесь у него есть друзья, с ним постоянно занимаются специалисты».

«Именно семья как целое нуждается в нашей помощи, — говорит Елена Писарева. — Свою главную задачу мы видим в предупреждении распада семьи, имеющей больного ребенка. Потому что реабилитация детей-инвалидов начинается в семье и немыслима вне семьи».

Между собой подопечные Центра называют свое отделение детским садом. «А мы тоже ходим в детский сад!» — сообщают они знакомым и соседям. И это звучит как признание социальной полноценности: все дети должны ходить в садик. Вот и наш ходит.

Отделение Центра, формально относящееся к ведомству соцзащиты, и правда напоминает детский сад: коврики, игрушки, спортивный зал… Только оборудование специализированное да детей поменьше. По 3—6 человек в группе. Среди них есть «переростки» — дети, давно вышедшие из дошкольного возраста. Анечке Ш., например, уже восемь лет. Однако ее реальный психологический возраст еще не перевалил за планку развития трехлетнего ребенка.

«Случается, после курса реабилитации у ребенка появляется возможность посещать обычный детский сад, — рассказывают психологи Центра. — Это большая победа — и для нас, и для ребенка, и для его родителей. Но есть дети, для которых такие возможности закрыты. Их мы оставляем у себя. Анечка — из подобных детей. Когда она только появилась в Центре, то все время не то что даже плакала — кричала в голос. Это было для всех очень тяжело. Сейчас все по-другому. Она стала более спокойной, научилась играть, рисовать. Но уровень развития девочки и сложности в поведении не позволяют переместить ее в другое место: такого места, кроме Центра, в Боровичах не существует. Поэтому, если Аня перестанет сюда ходить, ее мама не сможет работать».

Однако постоянных «обитателей» Центра не так много. «Пропускная способность» Центра ограниченна. Отделение способно оказывать помощь одновременно 30 детям. Поэтому, в зависимости от тяжести проблем, каждому ребенку назначается индивидуальная коррекционная программа продолжительностью от 1 месяца до 1 года. По окончании программы родители получают письменные рекомендации для занятий на дому и могут приходить в Центр за консультациями.

«Раньше мы никуда не могли сходить с нашим ребенком. А в Центре социальной помощи семье и детям нас приняли. И у меня появилась возможность устроиться на работу».

Было бы, однако, несправедливо поманить людей — в частности, родителей — новыми возможностями помощи и общения, а потом предоставить их самим себе, «отпуская» заботу и внимание в строго ограниченной дозе. Чтобы люди, окунувшиеся в жизнь отделения реабилитации, не возвращались в привычную для них атмосферу социального вакуума, на базе Центра создана общественная организация «Примавера». Она объединяет матерей детей-инвалидов, и главная ее задача — наполнить смыслом и содержанием их существование. Объединенные общей проблемой — болезнью собственного ребенка, матери организуют группы самопомощи. Здесь они делятся опытом преодоления жизненных сложностей, вместе справляют праздники, участвуют в психологических тренингах разной направленности (развитие уверенности в себе, обретение душевного равновесия, расширение коммуникативных возможностей, принятие жизни в целом) и, наконец, решают вопросы воспитания и социальной защиты своих непростых детей.

Никто не осмелится назвать жизнь матерей «Примаверы» безоблачной. Но она осмысленна и конструктивна, она вырвалась за пределы единоличного горя и включила в свою орбиту других людей, нуждающихся в помощи.

В воспитании больного ребенка счастье — дар труднодостижимый, но, как написала в своем стихотворении одна из матерей, «несчастья тоже устают». На это вся надежда.

* * *

Учитесь управлять собой.
Во всем ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Мы верим: беды все пройдут,
Надеемся, пока мы живы:
Несчастья тоже устают.
Глядишь — настанет день
счастливый!

Любовь Скворцова

Уважаемые читатели!
Если вас заинтересовал рассказ о деятельности отделения социальной реабилитации в Центре социальной помощи семье и детям в городе Боровичи, коллеги из Центра с удовольствием поделятся с вами опытом организации подобной структуры, расскажут о том, какие шаги необходимо для этого предпринять и какие нормативные документы подготовить.
С вопросами обращайтесь по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Пушкинская, д. 4.
Тел./факс (81664) 4-07-85, 3-47-85.


* Обучение специалистов для работы в отделении проводилось с помощью Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России».

Рейтинг@Mail.ru