Валентин БЕРЕСТОВ
В стране горбушек и альбомов
Из книги воспоминаний «Светлые силы»
Я мечтаю о коне
После Первого мая 1934 года меня,
шестилетнего, отдали в детский сад. За небольшую
плату на весь рабочий день государство рабочих и
крестьян заменяло мне родителей. Часы, которые я
проводил дома с мамой и бабушками или на улице в
играх с себе подобными, я должен был отбывать под
непрерывным наблюдением и опекой воспитательниц
и нянечек, а также директрисы, наблюдавшей за
ними.
Теперь понимаю, причина — болезнь
угасавшей прабабушки. Родители хотели уберечь
меня от тяжких впечатлений.
Папа повел меня на первомайскую
демонстрацию. Вышло так, что я стоял совсем рядом
с детсадовцами, когда они, лихо цокая, проскакали
перед трибуной верхом на палочках, увенчанных
конскими мордами, белыми и рыжими, с черными
гривами и огромными прекрасными глазами. И
захотелось в детский сад, чтоб седьмого ноября
сесть на боевого коня, а с трибуны и мне помашет
секретарь райкома товарищ Романовский. Впрочем,
он помахал мне рукой, когда папин студент дал
подергать за веревочку фанерного поджигателя
войны. Поджигатель в черном фраке и в цилиндре
тоже махнул на секретаря райкома бомбой и мешком
с деньгами. Знать бы, что и мне в детсаду суждено
стать поджигателем войны.
Тогда был обычай после демонстрации
катать малышей на грузовиках. В единственный
мещовский грузовик с визгом набилась
организованная детвора из детсада. Вернулись
совершенно счастливые. И в грузовик полезли
тихие девочки и мальчики из Детского дома. Мы,
домашние, завидовали им. «Хочешь к ним?» —
спросил папа.
Горбушку — за «Мурзилку»
Столовая. Длинный стол, составленный
из столиков, накрыт клеенкой. Металлические
миски, тарелки и кружки — такую посуду не
разобьешь. Одинаковые порции зеленого
горохового супа и белой каши, политой розовым
киселем. Тут не скажешь, как дома: «Того не хочу,
этого не буду!» Мы и не говорили.
Зато поднос с ломтиками черного хлеба
открывал кое-какие возможности для проявления
личности, если словчишь и тебе повезет. Заполучил
горбушку и можешь, вынув мякиш, сделать из
оставшейся корки плоскую коробочку без одной
стенки. Пусть те, кому не досталось, смотрят и
завидуют, пока не дожуешь. Страсть к горбушкам
пропадала дома. Там их сколько влезет, но они
больше не знаки отличия и превосходства! А утром,
идя в детсад, опять мечтаешь о горбушке.
Детский сад отличался от семьи, где
большие и маленькие, мальчики и девочки — все
свои, всех знаешь и помнишь. А здесь для тебя
малышей, Диминых ровесников, будто и нет. Своя
нянечка, свои игрушки, своя комната с кроватками
и горшками. И с девочками не очень подружишься. У
них свои куклы, свой план занятий, я их и не помню,
словно девочек в детсаду не было. Но я и про
горбушки забыл, когда разглядел на шкафу в
столовой сокровище — подшивку журнала
«Мурзилка» за целый год!
Главным смыслом моей жизни в детсаду,
главной мечтою стало раздобыть это чудо со шкафа.
А вдруг Чуковский написал что-нибудь новое? Или
Маршак? Я уже знал «Человека рассеянного»:
Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Чудо! А ведь удивительный человек, о
ком шла речь (говорят, это академик Каблуков),
тогда был жив-здоров и преподавал химию в
университете. Папа, приезжая из Москвы, потешал
меня его оговорками: «Видите? В этой колбе что-то
черненькое белеется». А еще в журналах могли быть
сказки и уж точно — головоломки, ребусы и
рисунки, на которых главных героев надо искать,
художники умело их маскировали среди листвы,
облаков и т.п. Словом, каждое утро я мчался в
детсад в надежде, что уж сегодня подержу в руках
заветную подшивку, рассмотрю все картинки,
разгадаю головоломки, упьюсь стихами и сказками.
«Нельзя!» — отвечали воспитательницы,
строгая и подобрей. И нам не давали, и сами не
читали вслух заколдованную «Мурзилку».
Клеем трактористов
Вместо этого они проводили
политбеседы. Например, об ударниках, о пятилетке
в четыре года. Хорошо, что стихи не разучивали:
Первомай прошел, до Октября далеко, про лето
учить еще рано, про весну поздно. Но дело для нас
нашлось.
Мы получили домашнее задание —
вырезать из газет и нести в детсад снимки
ударников и строек, трактористов и силосных
башен. Жаль было смотреть на изуродованные
рваными пустыми окнами газеты! Жаль тяжелых
альбомов с глянцевитыми листами! Фото на
вырезках серые, мутные и, если приглядеться, все в
точечках, редких там, где небо, и густых там, где
лицо или машина. Края вырезок желтели от клея.
Листать альбомы было противно.
А мы так любили индустрию! Если б в один
прекрасный день у нас в Мещовске задымили
фабричные трубы, воздвиглись черные пылающие
домны, по улицам загромыхал поток двухэтажных
автобусов, а все дома стали хотя бы
шестиэтажными, то не было бы людей счастливее
нас! А с каким счастьем мы бы все это нарисовали!
Но краски, видимо, экономили.
Можно было б вырезать из газет не
снимки, а карикатуры. И смешно, и смотрится
хорошо! Зато добрая воспитательница стала
обучать нас лепке из глины. Ничего
идеологического! Хороши были б вожди, ударники и
борцы революции, слепленные детскими пальчиками.
Другое дело уточки, медвежата, поросята. Жаль,
цвет однообразный. Искал на обрывах, в канавах
цветную глину, нашел голубоватую. Но тут вместо
лепки нас стали учить хоровому пению.
Что же до альбомов, то их сразу куда-то
уносили, и мы больше их не видели. Наверное, в
подарок почетным гостям на слеты и конференции. А
мы клеили новый альбом — «Счастливое детство».
Не детсад, а какая-то артель по клейке
фотоснимков!
Принцесса на горошине и Кот Котофеич
При взрослых я старался не глядеть на
шкаф. Про желание взять в руки подшивку
помалкивал. Не спеша приглядывался к распорядку,
тщательно обдумывал план овладения подшивкой.
Подыскивал себе болезнь, при какой не ставят
градусник, не прижигают йодом, не дергают руку
или ногу, вправляя вывих.
Наконец, сказался больным («Голова
болит!»), лег в постель и ждал, пока наша группа с
песней не выйдет на улицу. Уже в семидесятых
годах в зимнем профилактории на месте летнего
детского лагеря прочел забытый на стене
распорядок, где каждый день до обеда главным
пунктом значилось — «Подготовка к
мероприятиям». Район у нас сельский, на
мероприятиях лучше петь про село:
Косилка, молотилка, сортировка, веялка.
А за трактором идет рядовая сеялка.
Песню уже не слыхать. Директриса с
поварихой заняты разговором на кухне. Прокрался
в столовую. Пододвинул к шкафу стол, водрузил на
него табуретку. Осторожно влез на то и на другое.
Снял со шкафа тяжеленную пыльную подшивку.
Бережно спустился с ней на пол. Поставил на место
мебель, вернулся в кровать и погрузился в чтение.
Не все интересно. Кое-что вроде наших
политбесед. И вдруг — Андерсен. «Принцесса на
горошине». «Жил-был принц, и хотелось ему взять за
себя принцессу, но только настоящую».
Такое можно встретить лишь в старых
книгах с ятью и фитой. Как эта сказка проникла в
советский журнал? Невозможно представить, чтобы
наши воспитательницы прочли ее нам. Надо думать,
какие-то любящие детей редакторы «пробили» ее в
печать, выдав невинную сказочку за сатиру на
монархов. А я радовался, что юная особа с честью
выдержала испытание. Не могла заснуть,
почувствовала горошину в кровати сквозь
двадцать пуховиков и двадцать тюфяков. Что
значит настоящая принцесса! Ну, просто ударница!
В той ли подшивке или потом, в других
номерах «Мурзилки», прочел одну из сказок
дядюшки Римуса. Братец Кролик, сам того не
подозревая, до полусмерти напугал Братца Лиса,
поджидавшего его под мостом, чтобы поймать и
съесть. Братец Кролик накупил на базаре всяких
там мисок, кастрюль, сковородок, ложек и вилок,
нацепил их для удобства и для радости на себя и
так весело громыхал, дребезжал, звенел всем этим,
проходя по мосту, что перепуганный Братец Лис
ринулся куда глаза глядят.
Там же нашел сказку про Кота Котофеича.
Хозяйка за шалости завела его в лес и бросила. А
он своим необычным видом нечаянно очаровал лису,
поселился в ее домике и, сам того не ожидая, так
напугал волка и медведя, пришедших на него
посмотреть, что те поверили лисе, будто Кот
Котофеич и впрямь прибыл из сибирских лесов ими,
зверями, управлять.
Прочитав эти и подобные сочинения в
утаенной подшивке запретного журнала, я сделался
у себя в группе как бы носителем тайного знания,
запретной магии. У меня еще не раз «болела
голова», и потому полюбившиеся стихи и сказки я
запомнил наизусть и щедро делился ими с ребятами.
Сказку про Кота Котофеича и Кролика, идущего с
базара, всю жизнь рассказываю малышам.
Почему нам не читали «Мурзилку»,
сообразил лишь через много лет, когда сам начал
писать стихи и сказки для малышей. А вот зачем ее
выписывали? По разнарядке? По отпущенной на
подписку смете? В надежде, что журнал, наконец,
приструнят? Как теперь понимаю, Принцесса на
горошине не могла стать образцом для советских
девочек. А лишь образцы, примеры для подражания
выискивались в книгах и журналах воспитателями и
методистами. Уж не говорю про Братца Кролика с
Котом Котофеичем. А если они-то и стали для меня
примерами и образцами? Так ли уж надо всегда
дрожать и всего бояться? Я в своей жизни не всегда
дрожал и боялся. Может, это меня и спасло?
Поджигатель войны
Осуществив мечту о заветной подшивке
(я поглядывал на шкаф глазами тайного
обладателя), вспомнил о палках с лошадиными
головами. Погарцевать на них можно, не дожидаясь
демонстрации. И вот однажды, пользуясь властью,
какую приобрел как секретный читатель
запретного журнала, я повел мальчишек к чулану,
где томились наши кони. Коней хватило на всех. И
на зависть малышам из младшей группы мы с
гиканьем поскакали в глубину детсадовского
двора.
К воспитательницам не обращался, все
равно не разрешат. Искал одобрения почему-то лишь
у толстого солидного Аркашки, шутника и
насмешника с оттопыренной губой. Он покорял нас
своими задачками с подвохом. Например: когда
лошадь покупают, какая она бывает? Поди сообрази,
что дело не в покупке, а в купанье, и надо
отвечать: «Мокрая!». Аркашка весь просиял и
первым очень уютно уселся на деревянного коня.
(Когда в 1943 году в Ташкенте я увидел на сцене
Алексея Толстого, почему-то тут же вспомнил
своего Аркашку.)
Очень скоро мне, полководцу, и Аркашке,
комиссару, прискучили смотры, парады и даже
скачки. Что это за красная кавалерия, если она не
мчится в бой! Но для боя нужны враги. И — о,
счастье! — они нашлись. Да такие, что лучше не
придумаешь. Наш двор задами примыкал ко двору
Детского дома, отделенному от нас глубокой
канавой. И мы принялись с громким цоканьем
гарцевать на краю канавы, махая саблями,
взнуздывая или торопя горячих коней.
Пешие детдомовцы нашего возраста и
постарше в одинаковых серых куртках и штанах
подошли к пограничной канаве. Сперва они глядели
на нас с восхищением, потом с завистью, потом с
угрюмой ненавистью. Наконец, они не выдержали и
пустились швырять в нас камнями, осколками
кирпичей и комьями земли. Наши чуть было не
спешились и сами в ответ не взялись за камни. Но
мы с Аркашкой закричали, что витязи, рыцари и
красные конники так не поступают. И вообще, драка
камнями — нечестная драка, а честь дороже, чем
сама жизнь. (Я настолько уверился в этом, что за
все детство ни в кого не кинул камнем.)
Под градом камней мы продолжали
скакать, помахивая саблями и громким криком
уличая детдомовцев в нечестности и трусости. Не
помню, появились ли среди нас раненые, но кони у
нас были отняты подоспевшими воспитательницами
и нянечками. За мной явилась сама директриса.
Скажи она тогда, что стыдно дразнить
сирот, когда у тебя есть мама, папа и бабушки, это
бы меня потрясло. Но совесть в связи с этим
случаем проснулась, когда я уже был взрослым. Мне
до сих пор стыдно за того хвастливого
мальчишку-предводителя. Но директриса сообщила,
что давно подозревала во мне хулигана, а теперь
окончательно убедилась: сын уважаемого человека,
директора техникума, — отъявленный хулиган. В
надежде, что я попытаюсь исправиться, она пока
ничего не скажет отцу. Смотрела на меня
директриса с опаской и даже с неким уважением,
как смотрят на того, кто непредсказуем и способен
на все.
С тех пор директриса стала
приглядывать за мной. А нужно сказать, что я
переученный с младенчества левша. Наверное, я так
слушался маму и бабушек, что покорно брал ложку
или карандаш в правую руку, а левую, как мог,
укрощал. Левая у меня и сейчас сильнее правой и
временами лезет, куда ее не просят. Она охотней,
чем правая, жестикулирует, а в детстве первой
отвечала на нападение, смущая драчунов. Дочь моя
Марина — тоже левша. Директриса, а за ней
остальные взрослые стали замечать каждое мое
неловкое движение. Прислушивались и к
высказываниям во время игры. Вечно я что-нибудь
делал не так и говорил не то.
На Рождественской горке
Как-то по пути в детсад я подумал: если
я доставляю людям столько огорчений, то могу их
от этого избавить, перестав торчать у них на
глазах. И свернул на Рождественскую горку. Там
высился похожий на каменную елку храм
семнадцатого века. Валы и овраги ограничивали
древнее городище. Кудрявились высокие деревья в
оврагах и в садах немногих счастливцев, живших в
том сказочном месте…
С местными мальчишками решил не
связываться. Давал им понять, что я здесь
случайно. Ни врагом, ни другом, к сожалению, быть
не могу. Старался забираться на свои деревья так,
чтоб мальчишки не видели. Зато девочек не боялся.
Они тут все ходили в золотых венках и браслетах
из одуванчиков и любили водить хороводы: «Как на
Лидины именины испекли мы каравай». Какие-то у
них вечные именины!
Одна большая девочка предложила
вместе плести венки и делать цепи из одуванчиков.
Цепи у меня выходили неплохо. Отламывал головку
цветка и совал верхнюю, узкую часть стебля в
нижнюю, более широкую, часто красноватую или
лиловую. Плел звено за звеном. Девочка, сидя рядом
в уже подросшей траве, превращалась в пленницу,
опутанную цепями с головы до ног.
Это не мешало ей плести венки и время
от времени торжественно короновать меня.
Водрузив золотую корону с цветами в несколько
рядов на мою стриженую голову (всех детей стригли
во избежание вшивости, и лишь светлые,
благоухающие мылом кудри моего братца Димы мама
ни за что на свете не позволила бы остричь),
девочка отодвигалась, чтобы полюбоваться моей
неожиданной красотой. Просила, как
бабушки-портнихи, встать, повернуться туда-сюда и
бралась за новый венок.
— Девчий поп! — кричали, пробегая,
местные мальчишки. Не обращаю внимания. Я ж не
здешний, никакое ваше прозвище ко мне не
пристанет, дразнитесь, сколько хотите….
В детсаду, наверное, уже обед. Ищу в
траве щавель. Жую сладковатые молодые листья
липы. Обдираю толстые, нерасцветшие стебли с
колючей кожицей, счищаю ее и грызу «столбушки»,
как зеленые конфеты. Неплохи белые основания
стеблей осоки и других трав с острыми листьями. И
прощаюсь с Рождественской горкой.
Жизнь сюжетна
Теперь уж никто не знает, сколько дней
я делал вид, будто хожу в детсад. Что-то не
припомню, где и когда я прятался от непогоды или
обдувал пух хоть с одного седого одуванчика.
Может, мое отщепенство длилось каких-нибудь
три-четыре дня? Но время на Рождественской горке
и вообще в детстве текло так неспешно, что
кажется, будто целый месяц там не отцветали
одуванчики и шли по теплому небу белые облака.
И вот мы дома за ужином. Папа, не
стесняясь моим присутствием, рассказывает маме
про встречу с директрисой. Она спросила, прошла
ли у меня голова и не менингит ли это. Папа
спросил про меня. Та ответила, что я — хулиган!
«Валя — хулиган?» — рассмеялись родители.
Согласились, что больше не пойду в детсад, и
подписали на «Мурзилку» с июля. Но уже по другому
адресу…
Жизнь сюжетна. Сочинив первые стихи
для малышей, я напечатал их, конечно, в
«Мурзилке». Вышла книжка «Про машину», с
картинками Конашевича, он в моем детстве
иллюстрировал «Муху-Цокотуху». В книжке ласковая
девочка играла с машиной в свои уютные игры,
кормила, лечила, пела колыбельные вместо того,
чтоб завести ее и насладиться быстрым и шумным
бегом. И в журнале «Дошкольное воспитание»
появилось письмо всех методистов Ленинграда:
«Берестов учит детей ставить машину грязными
колесами на чистую кровать!». Были и другие
письма. На все лады обыгрывалось слово «гонорар»,
ради чего я будто бы и хлопотал.
Пришлось доброй воспитательнице из
Алексина писать статью в журнал, доказывая
директрисам и воспитательницам, что я — не
хулиган. Все это напомнило детство. Как все же эти
идеологические принцессы рано почувствовали во
мне неудобную для них «горошину»! А Чуковский
поздравил:
— Если взрослые вас ругают за стихи
для маленьких, значит, написали нечто хорошее.
Беда, если не ругают.
Альбомы с серыми, скучными
фотографиями продолжали клеить и при Хрущеве, и
при Брежневе. И даже я сам, посещая с
писательскими бригадами райкомы и завкомы,
получал их в подарок и не знал, что с ними, такими
роскошными и нелепыми, делать.
|