Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2005

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Мы живем за Полярным кругом

Макеты-модели

Город Воркута расположен в зоне вечной мерзлоты и стоит «на угле». Как доступно и наглядно рассказать об этом детям?
Педагог Тамара Медведева из поселка Заполярный придумала и создала для этого специальные макеты.

Воркута «на угле»

Для изготовления макета возьмем прозрачную пластиковую коробку из-под торта или пирожных. На дно насыплем углей. На угольный слой положим кусок пенопласта белого цвета. Это «вечная мерзлота». Сверху посыпем пенопласт тонким слоем почвы. Закроем содержимое крышкой. На крышку выставим макетики жилых домов и шахт.
Это макет города, стоящего «на угле».

Воркутинская почва

Как устроена земля тундры? Для иллюстрации ее строения возьмем кусок пенопласта прямоугольной формы.
С одной стороны закрасим пенопласт в темно-коричневый цвет. На этот фон прикрепим полиэтиленовые мешочки с различным содержимым — песком, камушками, глиной, водой и воздухом.
Составляющие почвы нужно выявить с детьми с помощью опытов на занятиях, а потом «зафиксировать» в мешочках.

С другой стороны раскрасим пенопласт разноцветными полосками, изображающими слои тундровой земли: самый нижний — вечная мерзлота, затем идет слой глины, потом — глина, смешанная с камнями, и наконец — узкий слой почвы. В почве «видны» (прорисованы кистью) корешки растений, стелящихся вдоль пласта.
А над почвой — зеленые веточки искусственных растений — для завершения образа цветущей тундры.

Подушка из мха

Тундра покрыта мхом. Свойства тундрового мха можно объяснить детям с помощью макета «Подушка из мха».

Возьмем прозрачную пластмассовую баночку и положим на дно белый пенопласт (вечная мерзлота). Присыпем пенопласт глиной, поверх глины — почвой. Сверху на почву положим поролоновую губку зеленого цвета. Губка будет изображать мох, так как мох по своим свойствам действительно напоминает губку.
Он не притаптывается, не мнется, если на него наступить. (Детям предлагается нажать рукой на губку: она тут же после нажатия принимает первоначальную форму.)
Мох, как губка, впитывает в себя воду.
Детям предлагается опыт. Представим себе, что в тундре идет дождь (берем лейку и поливаем макет водой). Вода пропитывает губку-мох и пытается спуститься вниз, но глинистый слой задерживает ее: вода плохо пробивается сквозь глину. В тундре короткое и холодное лето, поэтому солнце не успевает высушить воду, которой пропитана губка-мох. Из-за этого в тундре всегда сыро.

Растения в тундре

Почему в тундре нет высоких растений? Чтобы узнать это, проведем опыт с проращиванием фасоли в специальных емкостях-моделях.
Один прозрачный стаканчик, наполненный сверху донизу почвой, будет изображать «южную» землю. Другой — с пенопластовым слоем, покрытым глиной и тонким слоем почвы, — будет изображать тундру. В оба стаканчика посеем проросшие семена фасоли и понаблюдаем за ростом растений.
В «южной» земле растение будет хорошо развиваться, вырастет высоким и раскидистым. В «тундровой» земле растение будет значительно ниже и с меньшим количеством листьев: его корешки встречают препятствия на своем пути и растут не вглубь, а вдоль почвы.

 

Рейтинг@Mail.ru