Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2005

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Мы ребята-туристята

Республика Марий Эл — край красивейших лесов, в которых, как утверждают историки, люди обитали с доисторических времен.
Немудрено, что, следуя давней традиции, марийские леса не скучают без туристов. Наверное, не следует удивляться и тому, что туристят в республике воспитывают с детства.
Педагоги Юношеского туристско-краеведческого центра г. Йошкар-Олы не только водят в походы подростков, но и работают с малышами в детских садах — с теми, кто еще целиком может уместиться в настоящем походном рюкзаке. Инициаторами такой нетрадиционной деятельности являются как работники Центра, так и инструкторы по физической культуре из дошкольных учреждений, говорят — истинные энтузиасты своего дела.

Центр «опекает» несколько дошкольных учреждений, проявивших интерес к детскому туризму. Так как дошколята — публика особая, к передвижениям по городу не очень приспособленная, педагог Центра в назначенный час сам отправляется в детский сад и проводит там занятия. Занятия факультативные, для желающих. Проводятся они, как правило, на свежем воздухе, в часы прогулок (если позволяет погода). Время от времени детей выводят в лес — «в поход». В таких выходах обязательно принимают участие родители.
Перед началом учебного года педагог по туризму выступает на родительских собраниях, рассказывает, чем и как он собирается заниматься с детьми. Ведь очень важно в таком непростом деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников.
Занятия проводятся по специально разработанной программе, включающей занятия и по ориентированию, и по краеведению, и по экологии. Ну, и действительно: в реальном походе, в лесу, эти направления трудно отделить друг от друга.

Одно из самых интересных занятий — знакомство с рюкзаком. Оказывается, существует множество разных рюкзаков: от малюток, куда вмещается полевой блокнот да кружка со складным ножом, до большущего, в котором с комфортом может расположиться ребенок пяти лет (не очень крупный). На туристском рюкзаке множество ремешков, шнурков, пряжек и карманчиков. Все они стягиваются, завязываются и застегиваются совершенно особым образом (вот простор-то для развития мелкой моторики!).
Укладка рюкзака — дело непростое. Все должно лежать плотно, с правильным распределением веса, так, чтобы рюкзак не заваливался на сторону, чтобы острые углы не давили в спину или в бок, чтобы кружки-ложки не гремели на ходу под стать шумовому оркестру, распугивающему обитателей леса или, напротив, привлекающему лишнее любопытство.
Искусству укладки рюкзака педагог по туризму специально обучает детей. Набор предметов, конечно, невелик, но и с ним нужно научиться справляться по всем правилам. Учатся собирать рюкзак на «правильность» и на «скорость» (вдруг в лесу застанет гроза?). Кстати, для воспитателей это занятие часто тоже оказывается в новинку и требует от них определенных усилий в усвоении всех тонкостей экипировки. Зато мини-состязания по укладке рюкзаков получаются очень зажигательными.

Другим не менее интересным занятием является посвящение в науку разведения костра. На участке детского сада костер никогда не разводят. Там только тренируются правильно складывать костровые формы: шалашиком, колодцем. Для имитации костра годятся и счетные палочки, и карандаши. И лишь потом — настоящие веточки.

Костер — вещь не только интересная, но и опасная — как для человека, так и для леса. Поэтому детей сразу знакомят с правилами безопасности и рассказывают, какой вред можно нанести лесу небрежным отношением с огнем. Без огня походнику не обойтись. Но костер лучше разжигать на открытом месте, не под деревьями, и тем более не среди выступающих корней. По возможности лучше использовать старые кострища — чтобы не множить «плеши» на почве. Эти правила дети сообщают и родителям. По некоторым признакам, пикники при этом становятся более сдержанными и оставляют после себя меньше грязи.

Апофеозом годового цикла занятий становится слет юных туристят, который туристско-краеведческий центр проводит для воспитанников детских садов. Принимают в нем участие дети как обычных, так и коррекционных садиков. Говорят, для самооценки детей из коррекционных садов это особенно важно. На время слета на большой поляне, куда автобусы привозят малышей, разбиваются палатки-штабы — для каждой команды свой штаб. Там можно сложить рюкзаки, переодеться в случае надобности, устроить небольшое обсуждение и просто полежать-отдохнуть.
Эстафеты, преодоление полосы препятствий, перекусы в виде «каши из топора» — могут ли эти реалии вольной жизни не вызвать восторг? Поэтому количество участников слета растет год от года. Да и опыта по их проведению становится все больше и больше.

Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования.

Блок первый. Туризм и туристы

Беседы на тему:

а) Кто такие туристы?
б) Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, мото-, авто- и т.д.).
в) Правила поведения на привале.
г) Правила поведения туристов в природных условиях.
д) Правила поведения на прогулке.
е) Основные правила дорожного движения, движение туристской группы.

Игра-путешествие «Мы собираемся в поход»

(Проводится с группой в комнате или на участке.)

Просмотр слайдов о походах

Игра «Угадай и расскажи»

Цель игры: закрепление знаний о разновидностях туризма.

Блок второй. Туристское снаряжение

Беседы на тему:

а) Знакомство с туристским снаряжением.
б) Личное снаряжение туриста.
в) Групповое снаряжение туриста.
г) Специальное снаряжение туриста.

Рассматривание предметов туристского снаряжения

Эстафета с элементами соревнования

а) «Пора в поход».
б) «Трудное препятствие».
в) «Найти конверт».
г) «Укладка рюкзаков».

КВН «Мы собираемся в поход»

Практическое занятие по использованию туристского снаряжения

Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.

Блок третий. Туристские должности знатоков

Беседы на тему:

а) Кто такие знатоки?
б) Кем ты будешь в походе? Почему?
в) Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера:

  • «Кто быстрее подготовит костер»,

  • «Вкусный обед»,

  • «Поставь палатку»,

  • «Лесные продукты».

Блок четвертый. Знакомство с топографическими знаками

Беседы на тему:

а) Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.
б) Знакомство с туристскими знаками.
в) Различие топознаков на рисунке и плане.

Эстафеты соревновательного характера:

а) «Пора в поход».
б) «Разберись сам».
в) «Отметь на карте свое местонахождение».
г) «Что ты заметил?»
д) «Что тебе встретилось в пути?»
е) «Смотри, запомни, расскажи».
ж) Занятие по ручному труду «Изготовление топографических знаков».

Блок пятый. Учимся ориентироваться

Беседа на тему «Моя семья»:

а) С кем я живу (устный рассказ, рисунок).
б) Я, мое имя, его значение (рисунок).
в) В этом доме я живу.
г) Место работы родителей.
д) Игры бабушек, дедушек.

«Наш детский сад» (мини-исследование)

а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).
б) Мой детский сад (экскурсия).
в) Участок детского сада.
г) Забота детского сада о нас.

«Наш микрорайон» (мини-исследование)

а) Наш микрорайон (обзорные прогулки).
б) В этих домах живут наши друзья (рисунки).
в) Улицы, магазины, ларьки, библиотеки, учреждения (экскурсии).

Блок шестой. Ориентирование на листе бумаги

Дидактическая игра «Найди место игрушке»

Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр листа бумаги.

Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец)

Цель: уметь составлять план.

Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на реальные предметы, расставленные на столе)

Цель: знакомство с планом.

Дидактическая игра «Где план, а где рисунок?»

Цель: научиться отличать план от рисунка.

Практическое занятие по составлению планов

(«Составь план спальной комнаты», «Составь план раздевальной комнаты», «Составь план детской комнаты в вашей квартире».)

Блок седьмой. Ориентирование в групповой комнате

Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате»

Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.

Практическое занятие — экскурсия по групповой комнате с опорой на план

Дидактическая игра «Что есть в нашей комнате»

Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.

Блок восьмой. Ориентирование на территории детского сада

Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.

Прогулка-поход по территории детского сада

Обследование участков всех групп

Блок девятый. Что такое горизонт?

Цели:

  • познакомить детей с понятием горизонта;

  • учить определять стороны горизонта по солнцу;

  • учить определять стороны горизонта по местным признакам.

Занятия-беседы по ознакомлению детей с горизонтом

Прогулка «к горизонту».

Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу

Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» (туристская прогулка в парк)

Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»

Блок десятый. Знакомство с компасом

Цели:

  • познакомить детей с компасом;

  • учить определять стороны горизонта по компасу;

  • учить определять направление ветра по компасу, по солнцу.

Темы бесед:

а) «Что такое компас?».
б) «Для чего предназначен компас?».
в) «Как работают с компасом?».
г) Чтение художественной литературы об использовании компаса.

Блок одиннадцатый. Туристские прогулки

Цель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста.

Пробная туристская прогулка по улице района детского сада (октябрь)

Цели:

  • предварительная проверка возможностей детей;

  • знакомство со своим микрорайоном;

  • закрепление примет осени.

Туристская прогулка с элементами ориентирования (ноябрь)

Цель: познакомить с элементами ориентирования.

Ход прогулки:

настроить на поиск клада;

дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнение физических упражнений;

закрепить умение «читать» карту, вспомнить условные обозначения.

Прогулка по улицам родного города (декабрь)

Цели:

  • дать знания о том, как должны вести себя туристы во время движения по городу, в гостях у природы;

  • познакомить с топографическими знаками;

  • научить правильно складывать рюкзак.

Занятие в детском саду (январь)

Цели:

  • учить определять приметы в пути;

  • закрепить знания о правильной технике движения;

  • объяснить необходимость взаимопомощи в походе.

Занятие в детском саду (февраль)

Цели:

  • учить детей правильно складывать рюкзак;

  • продолжать знакомство с топографическими знаками;

  • закрепить навыки ходьбы с рюкзаком;

  • учить различать деревья в зимний период времени;

  • расширять знания о признаках плохой и хорошей погоды;

  • учить замечать изменения в природе.

Занятие на участке детского сада (март)

Цели:

  • повесить на деревья скворечники и кормушки;

  • учить детей находить ориентиры пути;

  • учить соблюдать правила поведения в лесу;

  • выполнять правило «Не оставляй товарища в беде, всегда приходи к нему на помощь».

Занятие на участке (апрель)

Цели:

  • продолжать учить детей ориентироваться в знакомых улицах города;

  • учить разбираться в карте, на которую нанесен маршрут;

  • учить выполнять все задания, указанные на карте;

  • закреплять в сознании детей то, что команды командира надо выполнять с первого раза;

  • познакомить с туристским снаряжением.

Занятие на участке детского сада (май)

Цели:

  • закрепить знания детей о растениях и животных края;

  • закрепить знания о типах костров;

  • познакомить с туристской палаткой.

Итоговое занятие

Цель: подготовить детей к участию в туристическом слете.

«Слет туристят» для воспитанников детских садов

Положение о проведении слета

Цели и задачи:

— воспитание разумного и доброжелательного отношения к окружающему миру;
— соблюдение правил и законов туристов;
— совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей;
— воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Время и место проведения

Слет проводится в конце мая в Сосновой роще. Открытие слета на «Поляне песен» в 10 часов. Закрытие слета в 15 часов.

Руководство слетом

Общее руководство организацией и проведением слета осуществляет Юношеский туристско-краеведческий центр Республики Марий Эл.

Участники

В слете принимают участие команды детских садов г. Йошкар-Олы. В составе каждой команды — 10 детей подготовительной или старшей группы в сопровождении двух воспитателей.

Программа слета

1. Туристский маршрут по тропе природы.
2. Туристская полоса препятствий.
3. Конкурсная программа.

Подведение итогов слета

Итоги подводятся отдельно по каждому виду соревнований. Победители награждаются грамотами и призами.

Финансирование

Расходы, связанные с подготовкой и проведением слета, несет Юношеский туристский центр Республики Марий Эл. Питание детей на слете обеспечивается за счет средств родителей и дошкольных учреждений.

 Условия проведения слета

1. Туристский маршрут по тропе природы — путешествие по станциям, расположенным в лесу, с выполнением заданий.

На станции «Доктор Айболит» дети учатся распознавать лекарственные растения, отгадывают загадки об их свойствах, узнают об оказании первой медицинской помощи; участвуют в практическом задании по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

На станции «Туристята» требуется правильно поставить палатку (вместе с руководителем), сложить из поленьев костер (тип костра указывает судья этапа), установить на костре таганок и котелок; проявить осведомленность в знании традиций и законов юных туристов.

На станции «Деревья — лесные обитатели» нужно определить и назвать растения на определенной территории (площадка 5x5 м); отгадать загадки о деревьях, кустарниках, цветах, грибах, нарисовать отгадки.

На станции «Следопыт» проводится игра «Найди клад». В игре требуется проявить умение ориентироваться по указателям и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях.

На станции «Ориентирование» проводится игра с использованием компаса и нахождением сторон горизонта. Для участия в игре требуется знать условные знаки на топографических картах, отгадывать загадки.

На станции «Краеведение» проводится викторина о городе.

2. Туристская полоса препятствий — прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, бабочка, мышеловка, маятник, паутина.

3. Конкурсная программа

а) Представление команд (команды должны рассказать о себе, подготовить эмблемы, девиз, исполнить песню).

б) Конкурс плакатов на тему «Мой любимый город» (плакаты готовятся заранее и представляются жюри в начале слета).

Туристская полоса препятствий

Движение по полосе препятствий — одно из самых захватывающих событий слета туристят. Организована полоса может быть по-разному. Педагоги туристского центра г. Йошкар-Олы широко используют веревки, по которым или под которыми ребенку надо пролезать. Одно из важнейших условий выстраивания полосы препятствий с помощью веревок — их надежный крепеж. Лучше всего использовать для этого специальные карабины. Передвижение по веревкам в большинстве случаев требует страховки ребенка со стороны взрослого. Это тоже нужно учитывать. Но передвигаться по полосе препятствий должно быть достаточно сложно. То есть препятствие действительно должно быть препятствием, которое надо преодолевать. Ведь способность к преодолению — главное качество настоящего туриста.

Препятствие «Бревно»

Самый простой вариант — когда бревно лежит на земле между двумя деревьями. Над бревном на уровне груди ребенка натянута веревка диаметром 10 мм. Это «гибкие» перила, за которые можно держаться, передвигаясь по бревну боком. Веревка крепится с помощью карабина.
Более сложный вариант — когда бревно перекинуто через небольшой овражек. Овражек не должен быть очень глубоким, так чтобы взрослый, стоя на дне, мог подстраховывать ребенка.
Еще более сложный вариант, если бревно тоже подвешено на некотором расстоянии над землей. В этом случае оно представляет собой довольно условную «твердую» опору, и двигаться по нему гораздо труднее.

Препятствие «Параллельные перила»

Это модификация препятствия «Бревно», где бревно заменено толстой веревкой.
Нижняя веревка натягивается над землей на расстоянии 30—50 см. Расстояние между нижней и верхней веревкой — в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается боком, держась руками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней.

 Препятствие «Бабочка»

Это усложненный вариант параллельных перил. Веревки натянуты не параллельно друг другу, а под углом друг к другу. Там, где расстояние между ними шире, двигаться легче. Там, где расстояние уже, двигаться очень сложно. Особенно сложно преодолеть само сужение в центре пути. На это решается не каждый туристенок.

Препятствие «Паутина»

Паутина — сеть из туго натянутых в разных направлениях веревок, по которым нужно пробираться из одного конца в другой, не касаясь земли. Очень трудное и очень захватывающее упражнение.

Препятствие «Мышеловка»

«Мышеловка» — тоннель из веревок. По нему необходимо проползти, не задев веревки над головой. Чем ниже «своды» тоннеля и чем он длиннее, тем сложнее по нему двигаться.

Рейтинг@Mail.ru