Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2005

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Из истории игрушки

Начиная с XV века художники все чаще обращаются к сценам, изображающим играющих детей. На картинах появляются атрибуты игры: деревянная лошадка, ветряная вертушка, птица, привязанная за лапку, кукла. Эти игрушки предназначаются детям самого младшего возраста. Некоторые из них появились благодаря детской потребности подражать взрослым. Деревянная лошадка — следствие господства гужевого транспорта. Вертушка — имитация средневекового технического достижения, когда для хозяйственных нужд стали использовать силу ветра.

Но есть игрушки, в основе которых лежит нечто другое, чем стремление к подражанию. Ребенок очень часто изображается играющим с птицей — настоящей или деревянной. В XV—XVII веках это индивидуальная забава. Но в Древней Греции, сообщает историк Нильсон, в первых числах марта мальчики делали деревянных ласточек, насаживали их на палочку наподобие флюгера, украшали цветами и обходили дома, получая подарки от хозяев. Здесь птичка уже является не индивидуальной игрушкой, а элементом обряда, коллективного сезонного праздника. Точно так же качание на качелях — когда мальчики качали девочек — в древности было составляющей ритуала плодородия. Впоследствии эти действия утратили религиозный смысл, стали доступны непосвященным и перешли в разряд детских забав.

То же самое можно сказать о куклах. Специалисты по истории игрушки почти не могут отличить куклу-игрушку от других статуэток и изображений, обнаруженных во время археологических раскопок. Последние несут религиозную нагрузку. А сколько раз археологи принимали за игрушки миниатюрные копии предметов быта, положенные в могилу? Это не значит, что маленькие дети тогда не играли с куклами. Просто ими пользовались не только они.

В древности эти предметы принадлежали по крайней мере еще и умершим. В средние века кукла была грозным орудием в руках колдуна или ворожеи.

Миниатюрные копии людей и предметов, воспроизводимые народными умельцами, предназначались и для детей, и для взрослых. В европейских музеях хранятся кукольные домики и мебель сложнейших конструкций — своеобразный способ продемонстрировать искусство мастера. По мере своего появления эти миниатюрные копии переходят в сферу детских развлечений и получают новое название — «безделушки». Слово «безделушки» на заре Нового времени было синонимом слова «игрушки». В XIX веке безделушки перебираются на витрины и в салоны: в них не играют. На них любуются.

В XVIII веке в Париже становятся популярными куклы-марионетки. Их в качестве украшения вешают над камином. Некоторые марионетки стоят баснословно дорого, и дарят их не только девочкам, но и женщинам.

С XVI по начало XIX века одетая кукла служила модникам и модницам вместо манекена и являлась часто объектом коллекционирования. Коллекционные куклы в большинстве своем не были детскими игрушками. Последние делались довольно грубо, и обращались с ними не очень бережно.

В XVII веке начинается производство собственно детских игрушек, и все больше игрушек получает точного адресата. Правда, без полового различия. В куклы, например, в этот период играли как девочки, так и мальчики.

По книге Филиппа АРЬЕСА
«Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» (Екатеринбург, 1999)

 

Рейтинг@Mail.ru