Из истории игрушки
Начиная с XV века художники все чаще
обращаются к сценам, изображающим играющих
детей. На картинах появляются атрибуты игры:
деревянная лошадка, ветряная вертушка, птица,
привязанная за лапку, кукла. Эти игрушки
предназначаются детям самого младшего возраста.
Некоторые из них появились благодаря детской
потребности подражать взрослым. Деревянная
лошадка — следствие господства гужевого
транспорта. Вертушка — имитация средневекового
технического достижения, когда для
хозяйственных нужд стали использовать силу
ветра.
Но есть игрушки, в основе которых лежит
нечто другое, чем стремление к подражанию.
Ребенок очень часто изображается играющим с
птицей — настоящей или деревянной. В XV—XVII веках
это индивидуальная забава. Но в Древней Греции,
сообщает историк Нильсон, в первых числах марта
мальчики делали деревянных ласточек, насаживали
их на палочку наподобие флюгера, украшали
цветами и обходили дома, получая подарки от
хозяев. Здесь птичка уже является не
индивидуальной игрушкой, а элементом обряда,
коллективного сезонного праздника. Точно так же
качание на качелях — когда мальчики качали
девочек — в древности было составляющей ритуала
плодородия. Впоследствии эти действия утратили
религиозный смысл, стали доступны непосвященным
и перешли в разряд детских забав.
То же самое можно сказать о куклах.
Специалисты по истории игрушки почти не могут
отличить куклу-игрушку от других статуэток и
изображений, обнаруженных во время
археологических раскопок. Последние несут
религиозную нагрузку. А сколько раз археологи
принимали за игрушки миниатюрные копии
предметов быта, положенные в могилу? Это не
значит, что маленькие дети тогда не играли с
куклами. Просто ими пользовались не только они.
В древности эти предметы принадлежали
по крайней мере еще и умершим. В средние века
кукла была грозным орудием в руках колдуна или
ворожеи.
Миниатюрные копии людей и предметов,
воспроизводимые народными умельцами,
предназначались и для детей, и для взрослых. В
европейских музеях хранятся кукольные домики и
мебель сложнейших конструкций — своеобразный
способ продемонстрировать искусство мастера. По
мере своего появления эти миниатюрные копии
переходят в сферу детских развлечений и получают
новое название — «безделушки». Слово
«безделушки» на заре Нового времени было
синонимом слова «игрушки». В XIX веке безделушки
перебираются на витрины и в салоны: в них не
играют. На них любуются.
В XVIII веке в Париже становятся
популярными куклы-марионетки. Их в качестве
украшения вешают над камином. Некоторые
марионетки стоят баснословно дорого, и дарят их
не только девочкам, но и женщинам.
С XVI по начало XIX века одетая кукла
служила модникам и модницам вместо манекена и
являлась часто объектом коллекционирования.
Коллекционные куклы в большинстве своем не были
детскими игрушками. Последние делались довольно
грубо, и обращались с ними не очень бережно.
В XVII веке начинается производство
собственно детских игрушек, и все больше игрушек
получает точного адресата. Правда, без полового
различия. В куклы, например, в этот период играли
как девочки, так и мальчики.
По книге Филиппа АРЬЕСА
«Ребенок и семейная жизнь при старом порядке»
(Екатеринбург, 1999)
|