Идет бычок, качается...
— Посмотрите, что у меня есть!
Извлекаю из коробочки деревянного бычка, ставлю
на дощечку. Чуть качнула — и пошел бычок, сам
пошел, трогательно перебирая ножками,
раскачиваясь из стороны в сторону:
Идет бычок, качается…
А потом дощечка кончилась — и он упал, как и было
обещано в известном мне с двухлетнего возраста
стихотворении Агнии Барто.
Я всегда думала, что бычка поэт придумала.
Оказывается, нет. Она действительно описала
бытовавшую в ее детстве игрушку. Оказывается,
кто-то и из моих сверстников ее помнит. А мне вот
не повезло. Зато сегодня:
Идет бычок, качается!
Вновь и вновь. По «щучьему велению, по моему
хотению». А мне уже далеко за сорок, и вроде
должно быть неловко…
Но ведь это открытие! Настоящее открытие! Живой
деревянный бычок. Мой двадцатилетний сын
улыбается и говорит басом:
— Ты это, мать… Ты все раздаешь направо-налево.
Этого-то бычка не отдавай!
— Этого и не отдаю. Этого я себе оставлю. Буду
пускать перед компьютером — в паузах между
работой… Тебе нравится?
— Нравится, нравится… Ты его побереги. Для моего
будущего ребеночка.
Я радостно соглашаюсь, втайне надеясь, что у нас с
бычком еще есть некоторое время поиграть в
интимной компании, без дополнительных
претендентов. Но высшей оценки бычок, конечно, не
мог получить. То есть он получил в Центре игры и
игрушки высший балл экспертной оценки. А сейчас
его оценили по другой шкале: удостоили чести быть
«семейной игрушкой».
Идет бычок, качается…
Милый, деревянный, в пятнышках. Я тебя поглажу, я
тебе лобик почешу — там, наверное, рожки режутся.
А еще я всем-всем расскажу про того человека,
который тебя сделал.
Про мастера-игрушечника по имени Лев ЛАНЦМАН.
Жизненные виражи игрушечника Ланцмана
Судьба часто готовит своим
избранникам крутые виражи на жизненном пути. В
начале девяностых Лев Ланцман был брокером на
Российско-товарной сырьевой бирже. Деятельность
для простого смертного загадочная,
беспредметная, денежная и рискованная.
А потом что-то вдруг произошло в
атмосфере, и Ланцман — то ли пересчитав по
головам своих многочисленных детей, то ли в
очередной раз посетив игрушечный магазин, —
вдруг решил кардинально изменить род занятий да
и всю жизнь. Как рассказывает он сам, «я вдруг
понял, что у детей — и у моих, и не у моих — должны
быть, кроме всего прочего, нормальные игрушки. Их,
этих нормальных игрушек, в магазинах не очень
много. И игрушечников, которые над этим
задумывались бы всерьез, в нашей стране в то
время можно было пересчитать по пальцам».
Что считать критерием «нормальности»?
Настоящий кукольный мастер, как правило, носит
этот критерий в себе. И зиждется он на интуиции и
умении ухватить глубинный смысл традиции.
Философия, конечно, тоже присутствует. Но она, как
в любой творческой профессии, является
«последействием» — пониманием и
рационализацией уже содеянного — и, как правило,
сводится к принципу: с «нормальной» игрушкой
можно интересно и содержательно играть.
Можно ли придумать игрушку?
Когда Лев Семенович принес свои первые
игрушечные произведения в магазин и разложил их
перед менеджером по продажам, тот, не в силах
сдержать эмоций, воскликнул: «Да это же наши
старинные русские игрушки!»
Ланцман в ответ скромно промолчал: раз
менеджер так считает, значит, игрушки
«узнаваемые» и попадание точное. Хотя, если уж
следовать строгой правде, игрушки были
авторскими и точных аналогов им среди игрушечных
предметов известных промыслов не существовало.
Но, как говорит Лев Семенович, игрушки подобны
сказкам. Сказочные сюжеты кочуют по земле из
страны в страну, наряжаясь в костюмы разных
народов, но сохраняя неизменным сказочное свое
ядро. Идеи игрушек — тоже. Придумать совершенно
новую игрушку практически невозможно. Это все
равно, как заново сочинить сказку о Красной
Шапочке.
Петрушка, душа скоморошья
Среди тех, кого сочли «традиционным»,
был, к примеру, Петрушка. От традиции в нем было
имя и колпачок. Сам же принцип игрушки мастер
кукольных дел заимствовал у
игрушечников-европейцев: внутри обтянутого
тканью картонного стаканчика на палочке
«свернута» в клубок маленькая куколка — крыска,
собачка, какое-нибудь пугало. Чуть повернешь
палочку, и «содержимое» выскакивает из
стаканчика, как чертенок из табакерки, начинает
шевелиться, вертеться во все стороны —
точь-в-точь кукла на сцене кукольного театра.
Ланцман посадил в стаканчик Петрушку.
Петрушка над краем ширмы — что может быть
естественней? Ассоциации рождаются мгновенно:
кукольник со стаканом-ширмой, прикрепленной к
поясу, на базарных площадях Великороссии
разыгрывает петрушечные комедии.
Правда, «старый» русский Петрушка,
горбатый и кривоносый, — существо довольно
злобное и драчливое. Способность затеять драку
по любому поводу и без повода — его
отличительная особенность. Собственно, это и
сделало его народным любимцем. Свою бессменную
дубинку Петрушка поднимал на всех и каждого,
невзирая на чин и должность: на купца, на лекаря,
на попа, квартального и даже на городничего.
Петрушка был неугомонным нарушителем порядка,
абсолютно неукротимым в своих бесчинствах. Если
кому и удавалось пристукнуть в ответ этого
задиру, в «мертвых» он пребывал недолго,
неизменно возвращаясь к жизни и к хулиганствам.
Черты характера Петрушки, снискавшие ему
огромную популярность двести лет назад, сегодня
оказались серьезным препятствием для
возрождения петрушечного театра. «Свободолюбцы»
уже не очень желают драться с квартальным. Они
все больше желают действовать «в правовом поле».
А те, кто по-прежнему не прочь решать имеющиеся (и
отсутствующие) проблемы с помощью драки,
используют уже не дубинку, а более серьезные
приспособления, и отличаются не кривым носом, а
бритой головой. Иными словами, из жизни взрослых
Петрушка оказался вытесненным.
Ланцмановский Петрушка,
предназначенный игровому миру детей, хоть и
перенял от своего исторического предшественника
живость движений и способность вертеться во все
стороны, по характеру совершенно другой. Это
круглолицый улыбающийся человечек с доверчиво
раскрытыми к объятию ручками-варежками. (Носа у
Петрушки вообще нет. Странная это часть лица,
снискавшая в русской литературе скандальную
известность.)
Жест, обнимающий, принимающий мир, —
особая гордость игрушечного мастера, главная
составляющая кукольного образа. Его придумал
художник Александр Цвелик, к которому Ланцман
обратился за советом. Саша был не только
художником, но и человеком с вальдорфским
образованием. И для него было принципиально
важно, чтобы кукла и своим внешним видом, и своими
движениями соответствовала мировосприятию
маленького ребенка.
«Наш Петрушка устроен таким образом,
что мир через него может говорить с ребенком до
трех лет обо всех «важных» вещах: «Ой, какой ты
грязный! Я тебя боюсь. Сейчас спрячусь!» или «Я
уже проснулся-потянулся, а ты еще даже из
кроватки не вылез!» А после трех лет ребенок
может разговаривать с миром через Петрушку».
Петрушка — самый любимый персонаж
игрушечного арсенала Льва Семеновича.
Деревянный бычок, смоляной бочок
Бычок появился чуть позже. Этого бычка
Ланцман углядел на развале около
Троице-Сергиевой лавры. Бычок запал Льву
Семеновичу в душу. Пришло на память
стихотворение Барто. Значит, в недалекие времена
бычок был распространенной игрушкой и
продавался в советских магазинах. А потом исчез,
вытесненный «новыми» игрушками —
краснозвездными танками и самолетами
предвоенной поры. Мирному деревянному бычку не
оказалось места среди агрессивного,
военизированного железа. Он оказался
востребованным вместе с возрождением интереса к
традициям: в начале девяностых все деревянное
стало восприниматься как «традиционное».
«Бычок — серьезная игрушка, —
рассказывал Ланцман. — Я долго раздумывал, какой
смысл закреплен за быком среди сказочных
образов. И пришел к выводу: это некая упертость,
пробивная сила, желание во что бы то ни стало
сделать по-своему. Ну а бычок — это символ
становящейся воли ребенка».
Она, эта воля, еще не очень сильна и
нуждается в дополнительной опоре, как бычок — в
дощечке, по которой он идет. Без дощечки движение
невозможно:
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!
«Когда это понял, образ бычка
вырисовался для меня очень четко. Я понял, что
хочу сделать. Остальное было делом техники».
Но «техника» бычка оказалась
серьезной загадкой. За счет чего бычок ходит? Все,
кто впоследствии пытался определить секрет его
движения, считали: внутри бычка что-то спрятано.
Однако «тельце» бычка сделано из цельного
деревянного брусочка и никаких механизмов
внутри не содержит. Двигается бычок по принципу
маятника. Как выяснилось в процессе
экспериментирования, чтобы ходить, в брусочке
нужно просверлить двенадцать маленьких
отверстий. Через отверстия протягивается тонкая
прочная проволока — ось, с помощью которой
крепятся ножки бычка. Сверлить отверстия нужно
по четкой схеме, не допуская ни малейшего сдвига:
иначе бычок не пойдет. Чтобы разработать шаблон
игрушки, Ланцману понадобилось полгода проб и
ошибок. И до сих пор — несмотря на открытие
секрета — производство бычков остается делом
кропотливым, требующим ручной работы.
Однако затраты на изготовление с
лихвой восполняются все возрастающей
популярностью игрушки.
Кукольный дом
Особое место среди ланцмановских
игрушек занимает кукольный дом. Кукольные дома,
по утверждению Льва Семеновича, были «всегда».
Наверное. Если куклы — копии людей, нужно же им
где-то жить! Дом Ланцмана деревянный,
двухэтажный. Что-то из области милых сердцу
усадеб «сельской стороны». С первого этажа на
второй ведет лесенка. Дом обставляется
деревянной мебелью.
Для полного жизнеобеспечения кукол
имеется крошечная деревянная посудка. Поселить в
таком доме можно любую любимую ребенком игрушку.
Но Лев
Семенович предназначил дом для кукольной семьи
— мамы, папы и двоих детишек. Аналогов этим
куклам в игрушечном производстве нет. Начать с
того, что это полная семья. Такое сегодня
встречается не очень часто и в реальной жизни. А
уж в кукольной — вообще редкость. Сами куклы
обладают замечательными свойствами. Во-первых,
могут стоять — и довольно устойчиво, даже на
крутой лестнице. Во-вторых, способны принимать
разные позы: ручки-ножки — из проволоки, легко
гнутся. Например, они умеют обниматься, «носить»
друг друга на руках; папа может танцевать с мамой
и посадить на плечи сыночка, и т.д. и т.п. Иными
словами, эти куклы способны выражать нежные
чувства друг к другу с помощью жестов. А для
маленького ребенка слово неотделимо от жеста. Он
мыслит «моторно», разговаривает с помощью рук.
Кроме того, все куклы, хотя и сделаны по единому
шаблону, обладают «индивидуальностью»: одеты в
одежду разного цвета, имеют разный цвет волос,
разные прически. Поэтому, по желанию покупателя,
семью можно «расширить» — и за счет количества
кукольных детей, и за счет взрослых (братьев и
сестер отца и матери).
Дети, по наблюдениям психологов, в
буквальном смысле «прилипают» к дому —
настолько замечательные возможности открывает
он для игры. Возникает непреодолимое желание
самому стать маленьким и пожить в нем немного. Но
если это желание неосуществимо, его можно
частично реализовать за счет кукол.
Игрушки Льва Семеновича Ланцмана
являются авторскими работами. И в то же время от
них веет «милой стариной» — настолько тонко и
глубоко переплетены в них интуитивно уловленная
традиция и понимание психологии ребенка. Это
открытие старого мира деревянных игрушек,
обладающего неисчерпаемой новизной. Как
переизданные сказки про гусей-лебедей, Красную
Шапочку и аленький цветочек. Но в новой обложке и
с прекрасными новыми картинками.
Марина АРОМШТАМ
|