Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2005

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В некотором царстве, в поролоновом государстве

Девочки, как правило, не очень жалуют конструкторские игры. Но это не значит, что они чужды конструированию в принципе. Нужно только немного изменить подход к организации игры.

С помощью родителей нашей группы мы собрали целую коллекцию хозяйственных губок — разных по цвету и размеру. Открываешь коробку, а там, вместо привычных пластмассовых или деревянных деталей, мягкие, приятные на ощупь губочки! А по возможностям это те же «кубики». К такому «строительному» материалу девочки проявляют неподдельный интерес.

Сначала мы выясняем первоначальное назначение губок. Я даю детям возможность насладиться новым материалом, полюбоваться разнообразием форм и цвета. Девочки с хозяйственными наклонностями сами предлагают принципы сортировки губок. Здесь открывается простор для упражнений на классификацию предметов: «Маша и Вера! Выберите все не красные губки! Отыщите среди губок такие, которые имеют не прямоугольную форму».

Давать собственно конструкторские задания я не тороплюсь. Пусть дети попробуют сделать свое маленькое открытие и попробуют использовать нетрадиционный материал для деятельности, знакомой по операциям с привычными конструкторами.
Некоторые девочки уже в процессе знакомства с материалом проявляют «строительную» инициативу, приставляют одну губку к другой, что-то сооружают по ходу дела. Поэтому ответ на вопрос «Как можно играть с губками?» не заставляет себя долго ждать. Я предлагаю детям разделиться на пары, честно поделить губки, обсудить и создать какую-нибудь постройку. Первые постройки, как правило, бывают незамысловатыми: башни, ворота, домики.

В следующий раз я предлагаю детям поиграть в игру «Мебельный салон». Эту идею девочки встречают с энтузиазмом. Такого эксклюзивного товара, как наши мягкие уголки, просторные кровати, разноцветные этажерки, уютные кресла, вы не найдете ни в одном настоящем магазине города. Выбирать товар приходят благодарные покупатели — игрушки.

Нравится девочкам и игра в «Мебельную фабрику». «Работницы» фабрики делают мебель «на заказ» — собирают ее по схемам «клиентов».

Освоившись, они используют поролоновый «строитель» для самостоятельной игры: конструируют уютные кукольные комнатки. Для того чтобы игра развивалась, можно использовать дополнительные материалы — лоскутки ткани, коврики из бархатной бумаги, маленькие подушечки.

Старшие девочки, увлеченные мечтами о благородных принцах, с радостью воспримут предложение возвести замок и обустроить поролоновое королевство для прекраснейших из принцесс. Очень важно перед началом строительства выслушать все идеи юных «зодчих» и поддерживать их «озарения» в ходе коллективной работы. Если педагог внимательно отнесется к детским фантазиям, сумеет углядеть в них рациональное зерно и направить деятельность в нужное русло, результат «строительных» работ будет намного ярче и оригинальней первоначальной идеи. Включившись в игру, девочки обязательно расширят границы своего замысла. У замка появятся фонтаны, замысловатая ограда, карета. Его сердцевиной станет поролоновый трон с восседающей на нем королевской четой.

Возможно, вы удостоитесь высокой чести быть приглашенными ко двору. Я порекомендую заранее запастись «роскошными» подарками для их величеств. Это могут быть фарфоровые статуэтки, блестящие шарики, яркие фантики, маленький веер и прочие приятные мелочи.

Играя с детьми, я убедилась, что конструирование из поролоновых губок — увлекательное занятие. Оно способствует сенсорному развитию детей, активизирует воображение, мышление, речь и, что самое ценное, сближает детей и взрослых. Эмоциональный контакт друг с другом возникает сразу же, как только все оказываются в некотором царстве, поролоновом государстве.

Елена ЖЕЛЕЗНОВА, г. Канск
С губками экспериментировала Василиса СОЛОВЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru