В некотором царстве, в
поролоновом государстве
Девочки, как правило, не очень жалуют
конструкторские игры. Но это не значит, что они
чужды конструированию в принципе. Нужно только
немного изменить подход к организации игры.
С помощью родителей нашей группы мы
собрали целую коллекцию хозяйственных губок —
разных по цвету и размеру. Открываешь коробку, а
там, вместо привычных пластмассовых или
деревянных деталей, мягкие, приятные на ощупь
губочки! А по возможностям это те же «кубики». К
такому «строительному» материалу девочки
проявляют неподдельный интерес.
Сначала мы выясняем первоначальное
назначение губок. Я даю детям возможность
насладиться новым материалом, полюбоваться
разнообразием форм и цвета. Девочки с
хозяйственными наклонностями сами предлагают
принципы сортировки губок. Здесь открывается
простор для упражнений на классификацию
предметов: «Маша и Вера! Выберите все не красные
губки! Отыщите среди губок такие, которые имеют
не прямоугольную форму».
Давать собственно конструкторские
задания я не тороплюсь. Пусть дети попробуют
сделать свое маленькое открытие и попробуют
использовать нетрадиционный материал для
деятельности, знакомой по операциям с привычными
конструкторами.
Некоторые девочки уже в процессе знакомства с
материалом проявляют «строительную» инициативу,
приставляют одну губку к другой, что-то сооружают
по ходу дела. Поэтому ответ на вопрос «Как можно
играть с губками?» не заставляет себя долго
ждать. Я предлагаю детям разделиться на пары,
честно поделить губки, обсудить и создать
какую-нибудь постройку. Первые постройки, как
правило, бывают незамысловатыми: башни, ворота,
домики.
В следующий раз я предлагаю детям
поиграть в игру «Мебельный салон». Эту идею
девочки встречают с энтузиазмом. Такого
эксклюзивного товара, как наши мягкие уголки,
просторные кровати, разноцветные этажерки,
уютные кресла, вы не найдете ни в одном настоящем
магазине города. Выбирать товар приходят
благодарные покупатели — игрушки.
Нравится девочкам и игра в «Мебельную
фабрику». «Работницы» фабрики делают мебель «на
заказ» — собирают ее по схемам «клиентов».
Освоившись, они используют
поролоновый «строитель» для самостоятельной
игры: конструируют уютные кукольные комнатки.
Для того чтобы игра развивалась, можно
использовать дополнительные материалы —
лоскутки ткани, коврики из бархатной бумаги,
маленькие подушечки.
Старшие девочки, увлеченные мечтами о
благородных принцах, с радостью воспримут
предложение возвести замок и обустроить
поролоновое королевство для прекраснейших из
принцесс. Очень важно перед началом
строительства выслушать все идеи юных «зодчих» и
поддерживать их «озарения» в ходе коллективной
работы. Если педагог внимательно отнесется к
детским фантазиям, сумеет углядеть в них
рациональное зерно и направить деятельность в
нужное русло, результат «строительных» работ
будет намного ярче и оригинальней
первоначальной идеи. Включившись в игру, девочки
обязательно расширят границы своего замысла. У
замка появятся фонтаны, замысловатая ограда,
карета. Его сердцевиной станет поролоновый трон
с восседающей на нем королевской четой.
Возможно, вы удостоитесь высокой чести
быть приглашенными ко двору. Я порекомендую
заранее запастись «роскошными» подарками для их
величеств. Это могут быть фарфоровые статуэтки,
блестящие шарики, яркие фантики, маленький веер и
прочие приятные мелочи.
Играя с детьми, я убедилась, что
конструирование из поролоновых губок —
увлекательное занятие. Оно способствует
сенсорному развитию детей, активизирует
воображение, мышление, речь и, что самое ценное,
сближает детей и взрослых. Эмоциональный контакт
друг с другом возникает сразу же, как только все
оказываются в некотором царстве, поролоновом
государстве.
Елена ЖЕЛЕЗНОВА, г. Канск
С губками экспериментировала Василиса СОЛОВЬЕВА
|