Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

Конкурс интеллектуалов

«Ребенок должен развиваться всесторонне», — считает начальник Управления образования г. Реутова Владимир Розанов.
Спортивные мероприятия для старших дошкольников, организуемые на «высоком» городском или районном уровне, выставки, конкурсы юных талантов и даже показ детской моды — события, ставшие традиционными для большинства российских городов. Этим никого не удивишь. Но Реутов, утверждает Владимир Леонидович, особый город — «наукоград». У него свои приоритеты. И это накладывает на его горожан особые обязательства. В частности, на деятелей образования. Потому-то в Реутове, кроме спортивных мероприятий и артистических праздников, для старших дошкольников организован довольно редкий пока вид состязаний — «Конкурс интеллектуалов». В городских состязаниях принимают участие команды детских садов, собранные из детей — победителей внутрисадовских этапов конкурса. Пять-шесть команд, группируемых по месту расположения и близости детских садов друг к другу, представляют собой некоторую «гильдию», внутри которой определяется победившая команда и абсолютный победитель конкурса — по количеству очков, начисляемых за каждое выполненное задание.

«Мы знаем, что в любом детском саду дети получают определенные знания, умения и навыки, — говорит Владимир Розанов. — Но данный конкурс призван выявить не уровень осведомленности дошкольников и не их подготовленность к грядущему школьному обучению, а умение некоторых детей неординарно мыслить. Мы должны научиться «узнавать» будущих наукоградцев с дошкольного возраста — для того, чтобы учителя начальной школы уже имели представление об их возможностях и всеми возможными силами способствовали развитию способностей своих учеников. Ведь нестандартный ребенок требует особого подхода, особого отношения и особой нагрузки. Но рассмотреть одаренного ребенка в общей массе учащихся, занимающихся по типовой программе, не всегда легко.
Я, к примеру, десять лет преподавал в школе математику. И очень хорошо помню одного своего ученика, который решал задачи совсем не так, как другие дети. «Нелогичность» собственных решений, несоответствие общим требованиям настолько его пугали, что он свою тетрадь с решениями попытался от меня спрятать. Я сумел этому воспрепятствовать и обнаружил, что предлагаемые решения очень интересны, хотя и нетрадиционны. Этот мальчик был по-настоящему одаренным математиком. Но ведь я мог его и не заметить! Одаренные дети — по-своему хрупкие. Их очень легко поломать. Наша цель — таких детей выявлять и поддерживать: и с помощью специальных занятий, и с помощью грантов. Это интеллектуальное будущее города. Это интеллектуальное будущее страны».

Актовый зал детского сада. В глубине — некоторое подобие сцены, украшенной гирляндами и вдохновляющими лозунгами. На стене установлен большой экран, на который с компьютера будут проецироваться задания. Управляют этой передовой техникой два старшеклассника. По словам организаторов, они под руководством учителя информатики самостоятельно разработали необходимую компьютерную программу и сделали веселые заставки к заданиям. Перед началом конкурса по экрану бегают веселые зайцы. Этот «игровой момент» — лепта в копилку соревнований со стороны подростков.
Вдоль всего помещения выстроены ряды столиков и стульев. Шесть рядов по шесть столиков. Члены каждой команды будут сидеть в затылок друг другу. Им предстоит индивидуальная работа. И расстановка мебели очень напоминает обстановку переводных или выпускных экзаменов для старшеклассников.
Создание экзаменационной атмосферы входит в замыслы организаторов. «Наши ребята готовятся к выходу из детского сада в школу, — комментирует происходящее начальник Управления образования. — «Конкурс интеллектуалов» — их первый экзамен. Конечно, экзаменом в чистом виде конкурсное событие назвать нельзя. Экзаменуются дети достаточно условно. Но атмосфера конкурса требует собранности, мобилизованности, способности к индивидуальной работе. Раньше мы сажали каждую команду за общий столик. Оказалось, что это не вариант: дети начинают списывать и срисовывать ответы у наиболее успешного члена команды. А мы должны оценивать не столько всех вместе, сколько каждого в отдельности».

За рядами столов — ряды для зрителей. Их немного — столько, сколько позволяет зал. Заполняют их заведующие детских садов и педагоги, курирующие команды.
Родители на соревнования не допускаются. Такой опыт был, но оказался печальным. Родители так переживали за детей, так неудержимо было их желание вмешаться в процесс и спасти свое чадо из затруднительного положения, что и у детей, и у родителей случались настоящие срывы, да и продуктивность деятельности неопекаемых участников конкурса тоже оказывалась под угрозой.
В жюри — самые уважаемые горожане. Среди них — представители Управления образования, члены профсоюза и даже депутаты реутовской Думы. Присутствуют представители от местных СМИ — газетчики и тележурналисты. За шесть лет своего существования «Конкурс интеллектуалов» для дошколят стал уважаемой традицией, которой горожане гордятся и к которой относятся очень серьезно.

Под веселую музыку цепочкой входят нарядные дети. Слова песни призывают их веселиться и наслаждаться дружбой. Но детям явно не до того. Многие заметно напряжены и плохо видят происходящее вокруг. Впереди — серьезные испытания. Члены каждой команды по побуждению ведущего хором выкрикивают свое название, поют песню и занимают места за рабочими столами.
Коротенькие приветственные речи уважаемых людей — и перед детьми появляется инициатор и вдохновитель происходящего, дважды доктор наук (психологических и педагогических) Александр Савенков. Четко и внятно объявляет он первое задание. Рисунки к заданию тут же появляются на экране. По сигналу дети приступают к решению.
По истечении отпущенного времени педагоги собирают листочки и передают членам жюри, а детей вызывают на сцену — спеть песенку и три минутки подвигаться. Музыкально-динамические паузы обязательно организуются после каждого задания. Ведущий праздник педагог, кажется, чувствует себя в роли организатора пауз очень комфортно. Дети тоже получают от музыкальных игр удовольствие. Некоторые — значительно большее удовольствие, чем от решения задач.
Вообще приходится констатировать, что далеко не всех детей, призванных защищать интеллектуальную честь детского сада, можно назвать «мыслителями». Даже с натяжкой. Кто-то встречает каждое задание пустым, незаинтересованным взглядом и самым настоящим образом симулирует мыслительный процесс: взять карандаш, поднять глаза к небу, затем сосредоточенно начать что-то рисовать, пытаясь краем глаза заглянуть в листочек к соседу. Кто-то каждое задание встречает с испугом. Одна девочка уже на втором «раунде» начинает рыдать: она достаточно взрослая, чтобы чувствовать себя уязвленной невозможностью справиться с задачей. Ей на выручку бросается психолог.
«Раньше мы очень боялись эмоциональных срывов. Теперь они достаточно редки, — успокаивает себя и окружающих Владимир Розанов. — Конкурсные условия, конечно, не могут не влиять на поведение детей. Одни лучше решают задачи на занятиях в детском саду, вне ситуации экзаменационного напряжения. На конкурсе им трудно сосредоточиться. Других детей такая ситуация, напротив, мобилизует, и они очень ярко себя проявляют».
Такие дети, действительно, есть. Они справляются с самыми трудными заданиями, и каждый новый успех активизирует и подстегивает их. К последнему «раунду» проявившие себя интеллектуалы празднично возбуждены. Маленькая симпатичная Оля, например, получает приз за призом и решительно выходит в победители, живым примером опровергая представления об интеллектуальном первенстве мальчишек. Последние, правда, превосходят девочек по количеству победителей, занявших вторые и третьи места. Те, кто не достиг успеха, заметно грустят и завидуют почету победителей. Оля с деланным сочувствием успокаивает соседку, что главное — не личный, а командный успех, победа садика. Но соседка плохо утешается. От неприятного чувства несостоятельности ее слегка отвлекает индивидуальный подарок.

Подарки — важный момент праздника. И ими устроители одаривают всех детей. Однако дети, не показавшие себя интеллектуалами, уже умеют считать (это умение не относится к разряду неординарных способностей), и поэтому у некоторых персонажей на лицах написаны разочарование и некоторая неловкость.

Зато победители просто лучатся — как и подобает победителям.
Они не могут не вызвать восхищение. Задания конкурса очень сложны — даже для взрослых. И, что греха таить, присутствующие в зале справились не со всеми заданиями (взрослые ведь тоже пытались для себя что-то решить). Как замечают зрители и судьи, с каждого конкурса они выносят для себя что-то новое и учатся не менее интенсивно, чем дети.

«Провести такой конкурс — дело непростое. И педагогические риски всегда присутствуют, — рассуждает В.Розанов. — Но задачу мы ставим важную — выявить и поддерживать одаренных детей. Конечно, случается, что одаренность, проявленная в дошкольном детстве, со временем угасает. А дети, в раннем возрасте ничем себя не проявлявшие, вдруг раскрываются в старших классах. Почему, отчего — это вопросы для ученых. Наше же дело — дать развивающий толчок тому ребенку, которого мы для себя открыли, задать правильный вектор его развития».

Марина АРОМШТАМ

Рейтинг@Mail.ru