Конкурс
интеллектуалов
«Ребенок должен
развиваться всесторонне», — считает начальник
Управления образования г. Реутова Владимир
Розанов.
Спортивные мероприятия для старших
дошкольников, организуемые на «высоком»
городском или районном уровне, выставки,
конкурсы юных талантов и даже показ детской моды
— события, ставшие традиционными для
большинства российских городов. Этим никого не
удивишь. Но Реутов, утверждает Владимир
Леонидович, особый город — «наукоград». У него
свои приоритеты. И это накладывает на его горожан
особые обязательства. В частности, на деятелей
образования. Потому-то в Реутове, кроме
спортивных мероприятий и артистических
праздников, для старших дошкольников
организован довольно редкий пока вид состязаний
— «Конкурс интеллектуалов». В городских
состязаниях принимают участие команды детских
садов, собранные из детей — победителей
внутрисадовских этапов конкурса. Пять-шесть
команд, группируемых по месту расположения и
близости детских садов друг к другу,
представляют собой некоторую «гильдию», внутри
которой определяется победившая команда и
абсолютный победитель конкурса — по количеству
очков, начисляемых за каждое выполненное
задание.
«Мы знаем, что в любом
детском саду дети получают определенные знания,
умения и навыки, — говорит Владимир Розанов. — Но
данный конкурс призван выявить не уровень
осведомленности дошкольников и не их
подготовленность к грядущему школьному
обучению, а умение некоторых детей неординарно
мыслить. Мы должны научиться «узнавать» будущих
наукоградцев с дошкольного возраста — для того,
чтобы учителя начальной школы уже имели
представление об их возможностях и всеми
возможными силами способствовали развитию
способностей своих учеников. Ведь нестандартный
ребенок требует особого подхода, особого
отношения и особой нагрузки. Но рассмотреть
одаренного ребенка в общей массе учащихся,
занимающихся по типовой программе, не всегда
легко.
Я, к примеру, десять лет преподавал в школе
математику. И очень хорошо помню одного своего
ученика, который решал задачи совсем не так, как
другие дети. «Нелогичность» собственных решений,
несоответствие общим требованиям настолько его
пугали, что он свою тетрадь с решениями попытался
от меня спрятать. Я сумел этому
воспрепятствовать и обнаружил, что предлагаемые
решения очень интересны, хотя и нетрадиционны.
Этот мальчик был по-настоящему одаренным
математиком. Но ведь я мог его и не заметить!
Одаренные дети — по-своему хрупкие. Их очень
легко поломать. Наша цель — таких детей выявлять
и поддерживать: и с помощью специальных занятий,
и с помощью грантов. Это интеллектуальное
будущее города. Это интеллектуальное будущее
страны».
Актовый зал
детского сада. В глубине — некоторое подобие
сцены, украшенной гирляндами и вдохновляющими
лозунгами. На стене установлен большой экран, на
который с компьютера будут проецироваться
задания. Управляют этой передовой техникой два
старшеклассника. По словам организаторов, они
под руководством учителя информатики
самостоятельно разработали необходимую
компьютерную программу и сделали веселые
заставки к заданиям. Перед началом конкурса по
экрану бегают веселые зайцы. Этот «игровой
момент» — лепта в копилку соревнований со
стороны подростков.
Вдоль всего помещения выстроены ряды столиков и
стульев. Шесть рядов по шесть столиков. Члены
каждой команды будут сидеть в затылок друг другу.
Им предстоит индивидуальная работа. И
расстановка мебели очень напоминает обстановку
переводных или выпускных экзаменов для
старшеклассников.
Создание экзаменационной атмосферы входит в
замыслы организаторов. «Наши ребята готовятся к
выходу из детского сада в школу, — комментирует
происходящее начальник Управления образования.
— «Конкурс интеллектуалов» — их первый экзамен.
Конечно, экзаменом в чистом виде конкурсное
событие назвать нельзя. Экзаменуются дети
достаточно условно. Но атмосфера конкурса
требует собранности, мобилизованности,
способности к индивидуальной работе. Раньше мы
сажали каждую команду за общий столик. Оказалось,
что это не вариант: дети начинают списывать и
срисовывать ответы у наиболее успешного члена
команды. А мы должны оценивать не столько всех
вместе, сколько каждого в отдельности».
За рядами столов
— ряды для зрителей. Их немного — столько,
сколько позволяет зал. Заполняют их заведующие
детских садов и педагоги, курирующие команды.
Родители на соревнования не допускаются. Такой
опыт был, но оказался печальным. Родители так
переживали за детей, так неудержимо было их
желание вмешаться в процесс и спасти свое чадо из
затруднительного положения, что и у детей, и у
родителей случались настоящие срывы, да и
продуктивность деятельности неопекаемых
участников конкурса тоже оказывалась под
угрозой.
В жюри — самые уважаемые горожане. Среди них —
представители Управления образования, члены
профсоюза и даже депутаты реутовской Думы.
Присутствуют представители от местных СМИ —
газетчики и тележурналисты. За шесть лет своего
существования «Конкурс интеллектуалов» для
дошколят стал уважаемой традицией, которой
горожане гордятся и к которой относятся очень
серьезно.
Под веселую
музыку цепочкой входят нарядные дети. Слова
песни призывают их веселиться и наслаждаться
дружбой. Но детям явно не до того. Многие заметно
напряжены и плохо видят происходящее вокруг.
Впереди — серьезные испытания. Члены каждой
команды по побуждению ведущего хором
выкрикивают свое название, поют песню и занимают
места за рабочими столами.
Коротенькие приветственные речи уважаемых людей
— и перед детьми появляется инициатор и
вдохновитель происходящего, дважды доктор наук
(психологических и педагогических) Александр
Савенков. Четко и внятно объявляет он первое
задание. Рисунки к заданию тут же появляются на
экране. По сигналу дети приступают к решению.
По истечении отпущенного времени педагоги
собирают листочки и передают членам жюри, а детей
вызывают на сцену — спеть песенку и три минутки
подвигаться. Музыкально-динамические паузы
обязательно организуются после каждого задания.
Ведущий праздник педагог, кажется, чувствует
себя в роли организатора пауз очень комфортно.
Дети тоже получают от музыкальных игр
удовольствие. Некоторые — значительно большее
удовольствие, чем от решения задач.
Вообще приходится констатировать, что далеко не
всех детей, призванных защищать
интеллектуальную честь детского сада, можно
назвать «мыслителями». Даже с натяжкой. Кто-то
встречает каждое задание пустым,
незаинтересованным взглядом и самым настоящим
образом симулирует мыслительный процесс: взять
карандаш, поднять глаза к небу, затем
сосредоточенно начать что-то рисовать, пытаясь
краем глаза заглянуть в листочек к соседу. Кто-то
каждое задание встречает с испугом. Одна девочка
уже на втором «раунде» начинает рыдать: она
достаточно взрослая, чтобы чувствовать себя
уязвленной невозможностью справиться с задачей.
Ей на выручку бросается психолог.
«Раньше мы очень боялись эмоциональных срывов.
Теперь они достаточно редки, — успокаивает себя
и окружающих Владимир Розанов. — Конкурсные
условия, конечно, не могут не влиять на поведение
детей. Одни лучше решают задачи на занятиях в
детском саду, вне ситуации экзаменационного
напряжения. На конкурсе им трудно
сосредоточиться. Других детей такая ситуация,
напротив, мобилизует, и они очень ярко себя
проявляют».
Такие дети, действительно, есть. Они справляются
с самыми трудными заданиями, и каждый новый успех
активизирует и подстегивает их. К последнему
«раунду» проявившие себя интеллектуалы
празднично возбуждены. Маленькая симпатичная
Оля, например, получает приз за призом и
решительно выходит в победители, живым примером
опровергая представления об интеллектуальном
первенстве мальчишек. Последние, правда,
превосходят девочек по количеству победителей,
занявших вторые и третьи места. Те, кто не достиг
успеха, заметно грустят и завидуют почету
победителей. Оля с деланным сочувствием
успокаивает соседку, что главное — не личный, а
командный успех, победа садика. Но соседка плохо
утешается. От неприятного чувства
несостоятельности ее слегка отвлекает
индивидуальный подарок.
Подарки — важный
момент праздника. И ими устроители одаривают
всех детей. Однако дети, не показавшие себя
интеллектуалами, уже умеют считать (это умение не
относится к разряду неординарных способностей),
и поэтому у некоторых персонажей на лицах
написаны разочарование и некоторая неловкость.
Зато победители
просто лучатся — как и подобает победителям.
Они не могут не вызвать восхищение. Задания
конкурса очень сложны — даже для взрослых. И, что
греха таить, присутствующие в зале справились не
со всеми заданиями (взрослые ведь тоже пытались
для себя что-то решить). Как замечают зрители и
судьи, с каждого конкурса они выносят для себя
что-то новое и учатся не менее интенсивно, чем
дети.
«Провести такой
конкурс — дело непростое. И педагогические риски
всегда присутствуют, — рассуждает В.Розанов. —
Но задачу мы ставим важную — выявить и
поддерживать одаренных детей. Конечно,
случается, что одаренность, проявленная в
дошкольном детстве, со временем угасает. А дети, в
раннем возрасте ничем себя не проявлявшие, вдруг
раскрываются в старших классах. Почему, отчего —
это вопросы для ученых. Наше же дело — дать
развивающий толчок тому ребенку, которого мы для
себя открыли, задать правильный вектор его
развития».
Марина АРОМШТАМ
|