Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Варианты заданий для юных интеллектуалов

Эти задачи (или аналогичные) представлены всем участникам одновременно на экране через компьютер и проектор.
Если такой техники нет, то задания можно представить на плакатах. Плакаты с заданиями готовятся заранее на листах ватмана (размер — 1/4—1/2 стандартного листа). Лучше всего выполнить их в технике аппликации — из яркой цветной бумаги. Каждую задачу следует располагать на отдельном листе бумаги.
Детей необходимо вооружить листочками и цветными фломастерами. На каждом листочке следует предварительно подписать фамилию и имя участника.
Плакаты с задачами предъявляются участникам одновременно, поэтому подумайте, как в помещении, где проводится конкурс, посадить детей так, чтобы всем, включая зрителей, были видны плакаты с заданиями.
Инструкция для детей произносится ведущим: «Найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек». Время выполнения каждого задания — примерно 1—1,5 минуты. Таким образом, общая продолжительность выполнения заданий 1-й серии — 5—6 минут.
Листочки с ответами передаются в жюри.

Серия 1

Невербальные задачи конвергентного типа по нахождению закономерности расположения фигур.
Задание детям — нарисуйте фигуры вместо точек (надо подчеркнуть, что рисовать следует только ту фигуру, которой недостает).

Серия 2

В эту серию включаем задачи дивергентного типа. Такого рода задачи способны выявлять продуктивность, оригинальность, гибкость мышления ребенка, его способность разрабатывать идеи. Но в условиях конкурса мы обычно ограничиваемся одним из этих параметров. Чаще всего — это оригинальность мышления.

Каждый член команды получает листок бумаги с нарисованными на нем одинаковыми кружками (см. рисунок). Листок каждого участника надо предварительно подписать.

Ведущий показывает на экране изображение данного задания и предлагает детям инструкцию: «Добавьте любые детали или линии к изображенным кружкам так, чтобы получились различные, интересные рисунки. Старайтесь придумать что-то необычное, такое, что никто другой придумать не сможет».

На выполнение этого задания дается 8 минут. Примерно на шестой минуте ведущий должен попросить воспитателей, курирующих команды, подойти к каждому ребенку и подписать все непонятные рисунки. Если явно видно, что нарисовано «солнце» или «мяч», то подписывать ничего не нужно, но иногда изображение не читается. Для этого надо подойти к ребенку, спросить, что он нарисовал, и подписать рисунок.

После этого жюри подводит итоги, а у членов команд и зрителей вновь перерыв. После него, так же, как и после первого перерыва, объявляются итоги выполнения данного задания: отмечаются победители в индивидуальном зачете, называются суммы баллов каждой команды, уже по итогам двух серий заданий.

     

     

Серия 3

Эти задания рассчитаны на логическое мышление, три последних задачи позволяют выявлять еще и уровень развития мелкой моторики.
Каждый ребенок получает листок с задачами, а на экране проецируется представленное ниже изображение. Ведущий разъясняет условие задачи участникам.
Подбери фигуре пару. Сделать это надо так, как показано на примере 1.

I.

II.

Нарисуй фигуру вместо точек. Для этого надо найти закономерность в их расположении и очень аккуратно и как можно более точно нарисовать недостающую фигуру.

Серия 4

Конвергентные задачи на выявление уровня развития объемно-пространственного мышления. Ведущий демонстрирует детям изображение на экране и сообщает условие выполнения задач.

Ведущий сворачивает в четыре раза, как показано на рисунках, листочки цветной бумаги и делает в них вырезы, аналогичные тем, что изображены на рисунках. Держа свернутый листок в руках, предлагает детям мысленно развернуть листочки и нарисовать, как они будут выглядеть.

Мысленно разверни листок бумаги и нарисуй, что получится.

 

Работа жюри

Состав жюри может быть очень разнообразным — руководители, методисты, родители. У нас на городском этапе конкурса в состав жюри входят только представители городского управления образования. На предыдущих этапах в члены жюри может быть включен любой взрослый, способный правильно считать до десяти. Количество членов жюри должно равняться числу команд участников.

Разработчики заданий должны заранее подготовить членам жюри листы ответов с точным указанием правильных ответов и баллов, начисляемых участнику за каждое правильно выполненное задание.

Надо стремиться максимально сокращать время расчетов жюри по итогам каждой серии. От оперативности работы жюри зависит продолжительность перерыва. Нежелательно, чтобы это время превышало 4—5 минут.

Пока жюри проверяет выполненные задания, команды и болельщики могут потанцевать, что-нибудь спеть, поиграть. Возможен и вариант использования в перерыве специальных заданий для зрителей, это могут быть загадки или несложные логические задачи. По итогам их выполнения отличившихся необходимо отметить.

Каждый член жюри заносит результаты, полученные каждым участником, в специальную таблицу.

Итоги выполнения заданий первой серии необходимо огласить сразу после перерыва, при этом надо отметить детей, набравших наибольшее количество баллов, и назвать суммы баллов, набранные каждой командой. Ведущий сообщает в жюри имена зрителей, отличившихся в ходе перерыва, и они вместе с участниками-победителями награждаются небольшими призами.

После этого детям предлагаются задания второй серии.

Лист ответов для жюри

Серия 1.

Серия 2.

0 баллов за изображения:

1) мяч, шарик (воздушный, теннисный, елочный и т.п.),
2) лицо, голова человека,
3) солнце, планета,
4) цветок,
5) тарелка, блюдце,
6) колесо,
7) монета,
8) часы.

Все остальные изображения — 1 балл. Максимальная сумма баллов — 8. За объединение рисунков начисляются премиальные баллы.

Серия 3.

I. За каждый правильный ответ — 1 балл.

II. — 1 балл, — 1 балл, — 1 балл. Дополнительные баллы за точность исполнения (мелкая моторика).

Серия 4.

За каждый правильный ответ — 3 балла.

Таблица для члена жюри. Детский сад №…

Таблица для члена жюри. Детский сад №…

 

Рейтинг@Mail.ru