Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2005

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Экзамен на приспособленность к жизни

Жизнь обычно не спрашивает нас о том, хотим мы или нет с кем-то конкурировать, она просто поминутно погружает каждого в пучину соревнований и противостояний. Так выстроены и биологическая, и социально-культурная стороны нашего существования.

Можно делать вид, что этого нет, и старательно ограждать ребенка от самых разных конкурентных форм взаимодействия с окружающими, от состязаний: интеллектуальных, художественных, спортивных. Ведь соревнование часто внешне выглядит так негуманно, так жестоко! Выигравший ребенок может зазнаться, а проигравший порой переживает нешуточные потрясения. В ходе соревнований детьми овладевает масса сильных положительных и отрицательных эмоций, они радуются, расстраиваются и даже плачут. И многие педагоги этого не выдерживают, исключая из методов воспитания соревнование.

Но рискну сказать, что при этом они оберегают не ребенка, а в первую очередь себя, свои нервы и душевные силы. Ведь большинству из нас тяжело смотреть на яркие проявления детских эмоций, в особенности на детские слезы, нам хочется быть добрыми тетями и дядями и только улыбаться и радоваться, гладя детей по головке. А тут соревнование — мощный энергетический выплеск эмоций, страсти, страдания... Зачем?..

При этом остаются без внимания очевидные вещи — понятие «успех» не известно тому, кто не переживал поражений, состояние эмоционального комфорта не может по достоинству оценить тот, кто хотя бы раз не переживал эмоциональный дискомфорт. Игнорируются и данные ряда исследований в области педагогической психологии, в частности, свидетельствующие о том, что преодоление ребенком реальных трудностей — необходимая составляющая любого воспитательного процесса.

Давайте задумаемся — как скажется ограждение от соревнований на развитии социального интеллекта ребенка? Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать, приобретает «опыт разумного авантюризма». Подчеркну, что проигрыши обладают особой воспитательной ценностью, не случайно на Руси всегда «за одного битого двух не битых давали…».

Особый оттенок всем этим рассуждениям придают итоги последних исследований в области психологии детской одаренности. Согласно им, то, что именуют теперь непривычными терминами «эмоциональный», или «социальный», интеллект, обеспечивает на 80% возможность высоких достижений в жизни (а не уровень знаний и даже не абстрактный интеллект — «IQ» и не креативность, как считалось в ХХ веке). Конечно, разговор об эмоциональном интеллекте — отдельная тема. Отмечу только, что под этим понимают: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.

Для развития этих личностных характеристик соревнование — незаменимое средство. Поэтому-то разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук,
профессор МПГУ

 

Рейтинг@Mail.ru