Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Методика проведения «Конкурса интеллектуалов» для дошкольников

Общая характеристика. «Конкурс интеллектуалов» следует рассматривать как праздничное действие. В течение учебного года его можно провести в несколько этапов. Конкурс командный, но при этом обязательно предусматривается выявление и поощрение детей, отличившихся в личном зачете.

Подготовка команды. Содержательная часть подготовки конкурсантов-участников желательна, но не обязательна. Этой работой в детском саду обычно занимается психолог, проводящий специальные занятия по диагностике и развитию когнитивной сферы личности ребенка.
Организационная сторона подготовки команды сводится к подбору участников. При проведении «конкурса» на уровне группы целесообразно привлечь всех детей, предварительно пригласив их родителей. На соревнование между группами, естественно, надо выставить детей, победивших на первом этапе, и так далее.
Оптимальный состав одной команды — 5—6 детей. Желательно, чтобы каждая команда имела свое название, эмблему и другие атрибуты.

Подготовка помещения. Для проведения конкурса необходимо помещение, в котором можно было бы разместить столы для каждой команды и членов жюри и где также нашлось бы место для гостей и болельщиков. При этом помещение должно обладать соответствующими акустическими возможностями. Не лишним будет и место, где бы дети могли поиграть или потанцевать во время небольших перерывов.

Ведущие. Конкурс должен вести специалист, хорошо представляющий общую схему действий. Опыт показывает, что на городском этапе конкурса требуется два ведущих. Один (обычно это автор — разработчик заданий) работает с детьми во время выполнения ими конкурсных задач, а второй активно трудится во время технических перерывов, когда с детьми надо играть, петь, танцевать и др.

Задания. Основная часть подготовительной работы — выбор и подготовка заданий. Опыт показывает, что целесообразно использовать не более трех-четырех серий заданий. Естественно, что задачи в каждой серии должны отличаться между собой по направленности.
Так, например, если первая серия составлена из задач конвергентного типа (конвергентное мышление — однонаправленное, логическое), то вторую серию целесообразно скомплектовать из дивергентных задач (дивергентное мышление — альтернативное, отступающее от логики). Это чередование позволит увидеть возможности участников с разных сторон и даст шанс на победу детям с разными особенностями мышления. Естественно, что задания внутри одной серии составляются по принципу постепенного усложнения от первого к последующему.
Опыт показывает, что среди участников нередко встречаются дети, умственные возможности которых значительно превышают возможности сверстников. Поэтому целесообразно последние задания в каждой серии делать особенно сложными. Желательно, чтобы они значительно превышали возможности условного среднего ребенка. Расчет прост — может быть, и найдется среди участников такой ребенок, который решит эту задачу. И чем труднее она будет, тем значительней событие открытия еще никому не известного дарования.

Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук,
профессор МПГУ

 

Рейтинг@Mail.ru