Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2005

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Дом, дерево, человек:

три источника и три составные части образа мира

Чтобы прожить жизнь достойно, надо построить дом, посадить дерево и вырастить сына.

(Народная мудрость)

Дерево смолистое,
Дерево ветвистое,
Дерево стволистое,
Пятнисто-густолистое.
Ветвями в небо взбитое,
Корнями в землю вбитое.

(Из македонского фольклора)

Образ Дерева — один из древнейших символов человеческой культуры.
Историки обнаруживают его, начиная с эпохи бронзы — т.е. с того периода, когда люди начинают воспринимать пространство по-новому. В наскальных рисунках эпохи палеолита изображения животных покрывали плоскость достаточно хаотично — просто «неслись» по плоскости. На новом витке развития человечества окружающий людей мир начинает делиться на различные по значимости части: на центр и периферию, на верх и низ, на правое и левое. Для такого членения необходима точка отсчета. И ее роль берет на себя так называемое «Мировое древо», играющее роль упорядочивающего начала, оси, вокруг которой обустраивается мир.
В разных культурах Мировое древо выступает под разными именами — древо жизни, древо познания, древо восхождения, шаманское древо и т.п. Дерево организует пространство по вертикали и горизонтали, и с его помощью выстраивается совершенно новый, неведомый доселе символический мир.
Нижняя часть дерева — корни — соотносится с подземным царством, средняя — ствол — с наземным царством, верхняя — крона — с царством небесным. Каждое царство характеризуется господством определенных стихий. Нижнее подчиняется стихии воды, среднее — стихии земли, а верхним правит огонь.
Мировое древо членит пространство и на стороны света.
Иными словами, Мировое древо — это символ мироустройства, мирового порядка, выражение закона, противоположного предшествующему миру Хаосу.

Однако в «исполнении» своих функций Мировое древо не одиноко и имеет своих культурных «дублеров». Символическими дублерами дерева выступают человек и дом.

* * *

Подобно дереву, дом в сознании древнего человека являлся не просто жилищем. Он был моделью вселенной, пространством, сотворенным по определенным законам. При строительстве храмов образ вселенной воплощался сознательно. При строительстве жилых домов — скорее всего, неосознанно. Но суть от этого не менялась. Дом, подобно дереву, тоже являлся точкой отсчета пространства, тоже членил мировое пространство на центр и периферию, на верх (крыша), низ (подполье) и середину (жилые помещения).
Как и в случае дерева, верх ассоциировался с высшими духовными силами, низ —
с подземным царством, а собственно жилая часть — с обыденной человеческой жизнью. Поэтому все животные, появлявшиеся из-под пола (например, мыши, змеи), связывались в представлениях людей с потусторонними силами нижнего мира. А птицы — с силами верхнего мира. Гнездовья ласточек, голубей, аистов под крышами и на крышах домов считались благоприятным знаком, добрым посланием «свыше».

Как «организаторы» пространства-времени, дом и дерево в архаическом сознании были тесно связаны и усиливали символические функции друг друга. Об этом свидетельствуют произведения искусства и строительные обряды.
«При закладке нового дома во Владимирской губернии крестьяне на предназначенном для того месте втыкали в землю или просто сажали с корешком какое-нибудь дикорастущее деревце, например, березку или рябинку за ее крестообразную форму листьев. На Верхней Волге в середину сруба ставили березку или елку. В Калужской губернии плотники ставили посреди сруба дубок. Установленное деревце должно было стоять посреди сруба в течение всего времени строительства» (А.К. Байбурин «Ритуал в традиционной культуре»).
Деревце, согласно мифологическим представлениям, призвано воплощать собой точку отсчета мирового пространства, центр мира: ведь именно в центре мира был возведен когда-то Самый Первый Дом. Более того, некоторые ученые предполагают, что первые человеческие жилища имели круглое основание — форму, родственную стволу дерева:
«Это было давно, очень давно, когда люди жили еще, как звери, и не знали никакого ремесла и искусства. Один человек, не найдя себе в скалах убежища от страшного солнечного зноя, отыскал нору, залез в нее и лег в совершенном изнеможении. Вдруг предстал пред ним странник и говорит: «Человече беспечный, что ты здесь делаешь? Зачем забрался ты сюда, как какой-нибудь зверь или гадина? Не лучше ли построить тебе шалаш и в нем укрываться, чем отнимать у зверей их норы?» — «Я не знаю, что такое шалаш». — «Пойдем со мной, — сказал странник. — Я научу тебя». Человек вылез из норы и пошел вслед за незнакомцем на равнину. Там незнакомец взял большой шест, вбил его в землю, потом сделал вокруг него шалаш» (Иванов П. «Народные обычаи»). Деревянный шест ассоциируется здесь со стволом Мирового древа.

* * *

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост —
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.

Арсений Тарковский

Особенностью сознания древнего человека было стремление усматривать все во всем, способность превращать одно в другое.
И если человек, согласно архаическим представлениям, тоже являлся моделью мира, представлял собою микрокосмос, то образы человека, дерева и дома неизбежно должны были соотноситься.
В строении дерева усматривали элементы человеческого тела: крона — голова, ствол — туловище, корни — ноги. Точно так же и дом наделялся антропоморфными чертами. У славянской избы, к примеру, есть лицо (у «лица» пролегает «улица»), очи (окна), лоб, ноги, зад. И это — далеко не полный перечень терминов, общих для описания человека и жилища.
В произведениях фольклора образы человека, дерева и дома являются взаимозаменяемыми. Вспомним хотя бы сказку «Крошечка-Хаврошечка», в которой умершая мать девочки в конце концов превращается в яблоню, приводящую свою дочь к счастливому браку. Античные мифы изобилуют сюжетами, в которых люди оборачиваются деревьями. Нимфа Дафна, спасаясь от Аполлона, оборачивается лавром. Умерший юноша Кипарис тоже превращается в деревце.
Для героя сказки или мифа, терпящего бедствия, дерево может стать прибежищем — временным домом и выполнять по отношению к нему охранительные функции.

Cуществует предположение, что взаимозаменяемость образов дома, дерева и человека восходит к космологическим мифам, повествующим о создании мира из тела жертвы «первочеловека». Предполагается также, что в древности человеческие жертвоприношения знаменовали собой закладку нового жилища. Дом-мир как бы «прорастал» из тела жертвы. Впоследствии человеческие жертвы были заменены животными. Принесение в жертву петуха и лошади было распространено у славян. Отсюда — позднейшие украшения крыш домов в виде деревянных конских голов и петушков, являющихся «ипостасями» человека.

Образы дома и дерева присутствуют практически во всех известных культурах и везде соотносятся друг с другом и с образом человека. Это дало основания психологам психоаналитической школы Карла Юнга считать символы дома, дерева и человека архетипическими, то есть присущими человеческой психике.
Аргументом в пользу такого утверждения могут стать и особенности рисования дома и дерева современными дошкольниками.
Городские дети с удовольствием воспроизводят на своих рисунках не многоэтажные дома, а маленькие домики с треугольными крышами, с одним окошком и с дымком, спиралькой вытягивающимся из нарисованной трубы. Именно такое изображение они с удовольствием принимают в качестве символа дома — хотя оно мало соотносится с их реальным опытом. Точно так же в изображении дерева, как правило, существует этап, когда дерево изображается в виде устойчивого треугольника с шипами по бокам. Этот толстый треугольник, скорее напоминающий гигантский кактус, чем какое-нибудь дерево средней полосы, прочно установлен на «линии земли» и не имеет даже намека на корни. Но зато он подозрительно напоминает какое-нибудь средневековое Древо жизни и познания или священное дерево ассирийцев времен 9 в. до н. э. По мнению психолога Марии Осориной, в своем рисунке дошкольник выражает не реальные впечатления, а свою модель мироустройства. Возможно, существуют соответствия между детской субкультурой и определенными этапами в культурном развитии человечества. И как дети становятся наследниками обрядов в виде игр, культовых принадлежностей в виде игрушек и мифов в виде сказок, так они оказываются «хранителями» образов дома и дерева в своих рисунках.

Марина АРОМШТАМ

Представления об архетипическом характере образов дома, дерева и человека и об их взаимозаменяемости стали основанием для создания теста «Дом — дерево — человек», разработанного Дж. Буком (House — Tree — Person Test, H — T — P) в 1948 г. По мнению Бука, рисунки дома, дерева и человека являются своеобразным автопортретом испытуемого, его проекцией.
Это один из самых известных и популярных тестов, используемых современными практическими психологами.
Подкупает готовность, с которой принимают тестовое задание дети, удовольствие, с которым они рисуют. Обработка результатов не предполагает использования формул — только свободную интерпретацию. Однако интерпретация рисунков требует опыта, «насмотренности». «Психологический глаз», как говорят практики, открывается на тысячном рисунке, попадающем в руки. И так как интерпретация — дело творческое и зависимое от личностных качеств и возможностей тестирующего, зарубежные исследователи сегодня настаивают на необходимости дополнительного изучения валидности теста.

 

Рейтинг@Mail.ru